Дело №5-726/21
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
24 марта 2021 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Танганов Б.И., при секретаре Тороновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный центр г.Улан-Удэ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,
установил:
В Советский районный суд г.Улан-Удэ поступил протокол, составленный главным специалистом-экспертом отдела надзора и контроля в сфере образования Комитета по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки по РБ ФИО3, и другие материалы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении МБОУ ДО «Межшкольный учебный центр г.Улан-Удэ».
В судебном заседании должностное лицо ФИО3 подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Суду пояснила, что в ходе проведенной проверки установлено, что в штатном расписании Межшкольного учебного центра отсутствуют должности мастера производственного обучения. Программы профессионального образования реализуют педагоги дополнительного образования. Также пояснила, что в учреждении не предусмотрены специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами. Просила суд решить вопрос о привлечении образовательного учреждения к административной ответственности.
В судебном заседании директор МБОУ ДО «Межшкольный учебный центр г.Улан-Удэ» ФИО4 и представитель по доверенности ФИО5 с протоколом не согласились, вину в совершении учреждением административного правонарушения не признали. Суду пояснили, что выявленные в ходе проверки нарушения не являются грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией. Межшкольный учебный центр оказывает услуги по дополнительному образованию детей и взрослых, все педагогические работники имеют необходимое высшее профессиональное образование и профессионально-педагогическую квалификацию. Практические занятия проводятся в соответствии с учебной программой и носят ознакомительный характер. При этом мастера производственного обучения не предусмотрены штатным расписанием, поскольку в учреждении не ведется производственная практика. Также пояснила, что учреждением была подана заявка для проведения паспортизации объекта социальной инфраструктуры. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой сроки обследования были перенесены и обследование состоялось 05.03.2021г., готовность паспорта доступности ожидается во 2 квартале 2021г., после чего будут произведены работы по созданию специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидов.
Изучив представленные материалы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из протокола об административном правонарушении от 26.02.2021г. следует, что 26.02.2021г. специалистом-экспертом отдела надзора и контроля в сфере образования Комитета по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки по РБ в ходе проведения плановой выездной проверки МБУ ДО «МУЦ» по адресу ..., выявлены следующие нарушения лицензионных требований:
- для реализации программ профессионального обучения в штатном расписании МБУ ДО «МУЦ» отсутствуют должности мастера производственного обучения, программы профессионального обучения реализуют педагоги дополнительного образования, в должностные обязанности которых входит осуществление дополнительного образования обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой. Согласно ЕСКД практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным обучением производит матер производственного обучения. (нарушены пп. «г» п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020г., ч.1 ст.46 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
- в МБУ ДО «МУЦ» не созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами в виде 1) надлежащего размещения носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и не контрастном фоне; 2) обеспечения допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утв.приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.06.2015г №386н; 3) наличие с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и не контрастном фоне (нарушены пп. «е» п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020г., ч.10 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. «е», «ж» п.3, пп. «а» п.4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утв. приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309).
Указанные нарушения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований. Таким образом, образовательная деятельность по реализации программ профессионального обучения в МБУ ДО «Межшкольный учебный центр г.Улан-Удэ» осуществляется с грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Указанные действия квалифицированы лицом составившим протокол в соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В соответствии с положениями ст.91 названного Федерального закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности.
В силу пп. «г» п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями к лицензиату являются наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Указанное требование не применяется: при реализации образовательных программ с использованием сетевой формы в отношении части образовательной программы, не предусмотренной для реализации лицензиатом; в отношении части образовательной программы, срок реализации которой еще не наступил.
Согласно пп. «е» п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями к лицензиату являются наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с частями 1, 3, 8, 10 и 11 статьи 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
К грубым нарушениям лицензионных требований относятся: а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" пункта 7 и подпунктами "б", "д" и "е" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"; б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а", "в" и "г" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". (п.9 Положения).
Положениями ч. 11 ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Из пояснений должностного лица составившего протокол, следует, что выявленные нарушения являются нарушениями, повлекшими за собой нанесение ущерба правам, законным интересам граждан.
Вместе с тем, представленные в дело материалы таковых сведений не содержат. Информации о том что в результате осуществления деятельности Межшкольным учебным центром г.Улан-Удэ поступали жалобы от граждан о нарушении их прав и законных интересов, были выявлены факты предоставления некачественного образования по причине отсутствия в штатном расписании должности мастера производственного обучения, либо в связи с отсутствием специальных условий для лиц с ограниченными возможностями, инвалидов, суду не представлено. Сведений о том, что по итогам обучения учреждением выдаются дипломы о профессиональном образовании по соответствующим специальностям в деле не имеется.
Таким образом, факты грубых нарушений лицензионных требований со стороны МБОУ ДО «Межшкольный учебный центр г.Улан-Удэ» не нашли своего подтверждения.
Оценивая представленные материалы, пояснения лиц участвующих в деле, прихожу к выводу о том, что вина Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный центр г.Улан-Удэ» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ не доказана. Указанное обстоятельство по смыслу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясьп.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный центр г.Улан-Удэ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.
Судья Б.И. Танганов