ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-727/20 от 19.10.2020 Павловского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 5-727/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 октября 2020 года г. Павлово Нижегородская область

Судья Павловского городского суда Нижегородской области О.А. Ланская (адрес суда: ул. Крупской, д. 7, г. Павлово, Нижегородская область, 606100), рассмотрев, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования г. Павлово,

УСТАНОВИЛ:

в ходе проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ Павловской городской прокуратурой Нижегородской области требований соблюдения законодательства в сфере градостроительства и архитектуры, совершенной на основании заявления Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области было установлено, что снесен дом <адрес>

В ходе проведенной проверки было выявлено, что администрация муниципального образования г. Павлово не предприняла необходимых действий по уведомлению Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области после получения от Р. В. Б.. уведомления о планируемом сносе дома <адрес> расположенного в защитных зонах, а также являющегося объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия.

По факту выявленного нарушения консультантом отдела контроля и правовой работы государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Б. Е. С.. ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении в отношении администрации муниципального образования г. Павлово по признакам совершения администраций административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГГГ материалы дела с указанным протоколом поступили в Павловский городской суд Нижегородской области для рассмотрения по существу.

В судебное заседание явился представитель администрации муниципального образования г. Павлово ФИО1, которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.4 КоАП, положения ст. 51 Конституции РФ. Права ясны, отводов заявлено не было. ФИО1 было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела письменных возражений по делу, а также копий проектной документации (раздел. 7 Проект организации работ по сносу или демонтажу), экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о передаче администрацией муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области администрации Павловского муниципального района Нижегородской области отдельных полномочий от 12.12.2019 года, соглашения о координации и взаимодействии администрации Павловского муниципального района и администрации муниципального образования г. Павлово от ДД.ММ.ГГГГ, письма администрации муниципального образования г. Павлово за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного председателю комитета архитектуры и градостроительства Павловского муниципального района, уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, письма администрации муниципального образования г. Павлово за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного председателю комитета архитектуры и градостроительства Павловского муниципального района, уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства. Суд определил: удовлетворить ходатайство, приобщить к материалам дела указанные документы.

Представитель администрации муниципального образования г. Павлово ФИО1 возражала против привлечения администрации муниципального образования г. Павлово к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, указывая на то, что со стороны администрации муниципального образования г. Павлово отсутствуют виновные действия. Также пояснила, что документальных сведений о том, что данный дом является выявленным объектом культурного наследия у администрации муниципального образования г. Павлово не имеется. В едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ здание, расположенное по адресу: <адрес> не значится. Законодательством Российской Федерации не урегулирован порядок уведомления органов государственной охраны объектов культурного наследия о сносе зданий, не являющимися объектами культурного наследия. Поскольку нежилое здание по адресу <адрес> не являлось муниципальной собственностью муниципального образования г. Павлово, не являлось объектом культурного наследия, процедура по приёму документов, размещению в информационной системе и оповещению органов, предусмотренных п. 11, п. 12 ст. 55.31 Градостроительного Кодекса РФ проводилась в строгом соответствии с действующим законодательством РФ. Просила суд признать администрацию муниципального образования г. Павлово невиновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В судебном заседании свидетель З. Г. Е.., которой были разъяснены положения ст.25.6 КоАП РФ и которая была предупреждена об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.17.9 КоАП РФ, о чем отобрана подписка, пояснила, что является председателем комитета архитектуры и градостроительства Павловского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ г. от собственника в администрацию муниципального образования г. Павлово поступило уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства по адресу: <адрес>. К уведомлению Р. В. Б.. приложил документы в соответствии с п. 9, 10 ст. 55.31 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. «О координации и взаимодействии администрации Павловского муниципального района и администрации муниципального образования г. Павлово» вышеуказанное уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства было перенаправлено в комитет архитектуры и градостроительства. ДД.ММ.ГГГГ комитетом уведомление о сносе с представленными документами было размещено в системе, а также была уведомлена о таком размещении Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области.

На вопросы суда свидетель З. Г. Е.. пояснила, что в соответствии с ч.11. ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит только проверку наличия документов, указанных в части 10 настоящей статьи, а потом обеспечивает размещение этих уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора. Мы не выдаем никаких разрешительных документов на снос, мы лишь только проводим проверку наличия документов.

Каких-либо дополнительных документов, не предусмотренных пп. 9, 10 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ, администрация требовать от заявителя не вправе, так как данный перечень является исчерпывающим. Вся процедура проведена была проведена в строгом соответствии с Градостроительным законодательством РФ.

Представитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие. В связи с чем, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, оценив их на предмет относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Объективной стороной правонарушения являются противоправные действия (бездействия) относительно требований сохранения, использования и охраны памятников, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны.

Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, виновные в умышленном невыполнении или нарушении правил охраны и использования объектов культурного наследия. Вместе с тем возможна ситуация, когда правонарушение совершено по неосторожности.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статья 34.1 указанного Федерального закона закрепляет, что защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются: 1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника.

На основании п. 2 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Пунктом 2 статья 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ предусмотрено, что выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:

1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В соответствии с решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от 20.07.93 №229-м «Об объявлении находящихся на территории г. Павлово и г. Горбатов Павловского района объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры областного значения и установлении границ зон охраны г. Павлово и г. Горбатов Павловского района, режимов их содержания и использования» объект - дом <адрес> находится в границах историко-архитектурной заповедной территории и единой охранной зоны г. Павлово.

Объект расположен в границах защитных зон ряда объектов культурного наследия регионального значения, а именно: «Жилой дом» (<адрес>); «Дом Князевых» (<адрес>); «Дом Е. Алипова» (<адрес>); «Дом Страховых» (<адрес>); Флигель с торговым помещением», входящий в состав ансамбля «Усадьба Н. ФИО2» (<адрес>); «Дом Дряхловых» (<адрес>); «Дом И. Дряхлова» (<адрес>); «Дом А. Маклакова» (<адрес>); «Дом Соплякова» (<адрес>); «Общественный дом с торговым помещением» (<адрес>); «Здание бывшего волостного правления» (<адрес>); «Жилой дом Белозеровых» (<адрес>); «Городская усадьба» (<адрес>); «Жилой дом» (<адрес>); «Усадьба И.Щеткина» (<адрес>); «Дом Вилкова» (<адрес>).

Режимом содержания и использования данных зон, утвержденным указанным решением, предусмотрено согласование отводов земельных участков под новое строительство и реконструкцию, проектов на новое строительство, сноса существующей застройки с комитетом по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области (п. 6 приложения № 3 к решению № 229-м от 20.07.1993).

Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования г. Павлово, послужило то, что в ходе проверки, проведенной Павловской городской прокуратурой Нижегородской области требований соблюдения законодательства в сфере градостроительства и архитектуры, совершенной на основании заявления Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области выявлено, что администрация муниципального образования г. Павлово не предприняла необходимых действий по уведомлению Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области после получения от Р. В. Б.. уведомления о планируемом сносе дома <адрес>, расположенного в защитных зонах, а также являющегося объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия.

Вместе с тем, суд не находит оснований для признания администрации муниципального образования г. Павлово виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

В силу п. 8 указанного Федерального закона региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Снос выявленного объекта культурного наследия запрещен (пункт 10 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

Из материалов дела об административном правонарушении следует, ДД.ММ.ГГГГ в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области поступило заявление Д. А. И.. о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – «Дом купца П.А. Страхова» (<адрес>), в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

На основании указанного заявления дом <адрес> поставлен на государственный учет как обладающий признаками объекта культурного наследия.

Как указывалось ранее,объективной стороной правонарушения являются противоправные действия (бездействия) относительно требований сохранения, использования и охраны памятников, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны.

Вместе с тем, на момент обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении администрации муниципального образования г. Павлово по признакам совершения администраций административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение регионального органа охраны объектов культурного наследия о включении дома 6 по ул. Нижегородская в г. Павлово в перечень выявленных объектов культурного наследия отсутствовало.

При указанных обстоятельствах, дом <адрес> не являлся выявленным объектом культурного наследия.

Как установлено судом и следует из материалов дела об административном правонарушении, собственником всех жилых и нежилых помещений дома <адрес> являлся Р. В. Б.

В соответствии с ч.10. ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации к уведомлению о планируемом сносе объекта капитального строительства, за исключением объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса, прилагаются следующие документы:

1) результаты и материалы обследования объекта капитального строительства;

2) проект организации работ по сносу объекта капитального строительства.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 "Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства" проект организации работ по сносу объекта капитального строительства (далее - проект) состоит из текстовой и графической частей.

В свою очередь текстовая часть проекта содержит в том числе сведения о документе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по охране культурного наследия, подтверждающем отсутствие сведений об объекте капитального строительства, подлежащем сносу, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и документе, подтверждающем, что объект капитального строительства, подлежащий сносу, не является выявленным объектом культурного наследия либо объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия, выдаваемых в порядке, предусмотренном указанным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.11. ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит проверку наличия документов, указанных в части 10 настоящей статьи, обеспечивает размещение этих уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора. В случае непредставления документов, указанных в части 10 настоящей статьи, данный орган местного самоуправления запрашивает их у заявителя.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования г. Павлово от Р. В. Б.. поступило уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства, а именно дома <адрес> с приложением документов.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с соглашением о координации и взаимодействии администрации Павловского муниципального района и администрации муниципального образования г. Павлово от ДД.ММ.ГГГГ указанное уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства администрацией муниципального образования г. Павлово было перенаправлено в комитет архитектуры и градостроительства Павловского муниципального района.

ДД.ММ.ГГГГ комитетом архитектуры и градостроительства Павловского муниципального района уведомление о планируемом сносе дома <адрес> и все приложенные документы размещены в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, о данном размещении уведомлен орган регионального государственного строительного надзора.

ДД.ММ.ГГГГР. В. Б.. уведомил администрацию муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района о завершении сноса объекта капитального строительства.

В соответствии с ч.14 ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления обеспечивает размещение этого уведомления в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет об этом орган регионального государственного строительного надзора.

ДД.ММ.ГГГГ комитетом архитектуры и градостроительства Павловского муниципального района уведомление о сносе дома <адрес> размещены в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, о данном размещении уведомлен орган регионального государственного строительного надзора.

Вместе с тем, какого-либо уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства в адрес Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области органом местного самоуправления, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Таким образом, у администрации муниципального образования г. Павлово отсутствовала какая-либо обязанность по уведомлению Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области о планируемом сносе дома <адрес>

Кроме того, как следует из представленного ответа на судебный запрос, министра Министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ за исх., Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области предоставлен доступ к государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в количестве 12 рабочих мест.

При указанных обстоятельствах, после размещения комитетом архитектуры и градостроительства Павловского муниципального района уведомления о планируемом сносе дома <адрес> в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области было известно о планируемом сносе указанного объекта.

Более того, вступившим в законную силу постановлением судьи Павловского городского суда Нижегородской области О.И. Шелеповой от ДД.ММ.ГГГГР. В. Б.. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа.

Принимая во внимание изложенное, отсутствие объективных доказательств подтверждающих объективную сторону указанного правонарушения, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, и соответственно отсутствии оснований для привлечения администрации муниципального образования г. Павлово к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

Оснований для изменения квалификации действий администрации муниципального образования г. Павлово на иное административное правонарушение, не имеется.

В соответствии с п.1 ч.1.1 ст.29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.1-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении администрации муниципального образования г. Павлово прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня его получения через Павловский городской суд.

Судья О.А. Ланская