ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-728/15 от 15.09.2015 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

15 сентября 2015 года г. Ессентуки

Судья Ессентукского городского суда Ставропольского края Суюшова С.А.,

С участием секретаря Аносовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении: Частного образовательного учреждения высшего образования «Ессентукский институт управления, бизнеса и права», расположенного по адресу: г. Ессентуки, ул. Ермолова 2. привлекаемого к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

*** в 16 ч 10 мин. по адресу:ул. Ермолова, д. 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, в ходе внеплановой выездной проверки Частного образовательного учреждения высшего образования «Ессентукский институт управления, бизнеса и права» проведенной согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от *** *** установлен факт нарушений:подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензированииобразовательнойдеятельности,утвержденного постановлением

Правительства Российской Федерации от *** *** (далее -

Положение о лицензировании образовательной деятельности), пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), пункта 21-22 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности п с образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013№ 1367, улицензиата отсутствуютметодические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в фондах оценочных средств в рабочих программах учебных дисциплин:«Бухгалтерский управленческий учет»,«Комплексный экономический анализ», включенных в учебный план основной образовательной программы по направлению подготовки 080100 Экономика;в рабочих программах учебных дисциплин:«Информационнаябезопасность», «Базы данных», включенных в учебный план основной образовательной программы по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика;в рабочих программах учебных дисциплин:«Административноеправо», «Уголовное право», включенных в учебный план основной образовательной программы по направлению подготовки 030900 Юриспруденция;в рабочих программах учебных дисциплин:«Методы принятияуправленческих решений», «Теорияменеджмента(история управленческой мысли,теорияорганизации, организационноеповедение)», включенных в учебный план основной образовательной программы по направлению подготовки 080200 Менеджмент.

Подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, - на должность доцента кафедры экономики приняты Б.Л.С., Б.Ф.А. не имеющая учёной степени кандидата наук, что не соответствует требованиям части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н);

на должностьдоцентакафедрыобще гуманитарных и

естественнонаучных дисциплин принят М.В.А. не имеющий учёной степени кандидата наук, что не соответствует требованиям части 1 статьи46Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об

ос 3 г jазовании в Российской Федерации» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н) ;

надолжность доцента кафедры высшей математики и информатики принята П.Р.И. не имеющая учёной степени кандидата наук, что не соответствует требованиямчасти 1 статьи 4 6 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» (Единыйквалификационный справочникдолжностейруководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н);

на должность профессора кафедры конституционного права принята Л.В.П. не имеющая учёной степени доктора наук, что не соответствует требованиям части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н);

на должность профессора кафедры экономической теории принята Д.М.А. не имеющая учёной степени доктора наук, что не соответствует требованиям части 1 статьи 46Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н). Нарушение лицензионныхтребований иусловий,установленных пп. г, д, п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, являются грубыминарушениями

лицензионных требований и условий.

Представитель Частного образовательного учреждения высшего образования «Ессентукский институт управления, бизнеса и права» просил дело производством прекратить, указав, что методические материалы имелись отдельным документом, но проверяющие их не попросили, поэтому данные материалы не были исследованы. Работа лиц, надолжности доцента и профессора, не имеющих учёной степени кандидата наук, доктора наук, законом не запрещена, т.к. у них большой стаж и опыт работы. Данные личные дела также не проверялись.

Выслушав в судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Объективную сторону части 3 статьи 19.20 КРФ об АП составляет: осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Судом проанализированы представленные материалы.

Установлено, что проверка проведена в соответствии с требованиями закона, уполномоченным лицом.

Данные обстоятельства подтверждаются: копией приказа о проведении внеплановой выездной проверки Рособрнадзора *** от *** года; копией должностного регламента Б.В.Ю.; копией Положения об Управлении надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В связи с установлением факта административного правонарушения ректору института было врученоизвещение от ***

№ б/н обознакомлении с актом проверки и подписании протокола об административном правонарушении *** в 16 ч. 00 мин, по адресу проведения внеплановой выездной проверки:***, 357600.

Административное правонарушение совершено на дату проведения проверки *** года.

В материалах имеются: копиялицензии на образовательную деятельность, выданная Рособрнадзором от *** *** серии 90Л01 *** с Приложением № 1.1 на 3 л.; Копия Устава на 56 л.; копия свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту еенахождения серии 26 *** на 1 л.; Копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации от ***, учетный *** на 1

л.; Копия листа записиЕдиного государственного реестра юридических лиц на 2 л.; Копии протоколов Ученого Совета от *** на 6 л.; Копии выписок из протоколов заседания Ученого Совета от *** на 4 л.; копия извещения об ознакомлении с актом проверки от *** № б/н на 1 л.; копия выписки из приказа № 1-л от *** о назначении ректора на 1 л.; копия акта проверки № 394/ВП/Л/3/К от *** на 15листах.

Требования закона направлены на защиту граждан при осуществлении некоторых видов деятельности, связанных в основном с охраной здоровья граждан и охраной окружающей среды, с охраной культурных ценностей, осуществлением образовательной деятельности.

Правовое положение организаций, не преследующих цель извлечения прибыли (некоммерческих организаций), порядок их создания и деятельности, реорганизации и ликвидации определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп.). Согласно ст. 13.1 этого Закона некоммерческие организации подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.

Согласно ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень таких видов деятельности определен в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп.).

Если некоммерческая организация намерена осуществлять деятельность, подлежащую лицензированию, не предусматривающую цель извлечения прибыли, она в соответствии со ст. 17 упомянутого выше Федерального закона обязана получить в установленном порядке лицензию на конкретный вид деятельности.

Порядок лицензирования определяется указанным Законом, а также положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. Органы исполнительной власти, полномочные осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяются Правительством РФ. При выдаче лицензии определяются требования и условия, которые обязан соблюдать лицензиат.

Кроме того, лицензирование некоторых видов деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями, регулируется отдельными законодательными актами РФ.

В данном случае, Законом РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ с изм. и доп.) (ст. 33.1), Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изм. и доп.) (ст. 10).

Установлено, что лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций и иных организаций по образовательным программам, определены порядок получения и сроки действия лицензий, права и обязанности лицензиата и лицензирующего органа, а также организация контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий. В случае выявления нарушений указанных требований и условий лицензирующий орган выдает лицензиату и (или) его поручителю предписание об устранении выявленного нарушения, устанавливая срок выполнения предписания, который не может превышать шесть месяцев. Лицензирующий орган вправе возбудить дело об административном правонарушении в порядке, установленном настоящим Кодексом. В данном случае имеется в виду комментируемая статья, в которую Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" внесены существенные изменения в санкции за нарушения соответствующих требований законодательства. В качестве субъектов составов административных правонарушений включены индивидуальные предприниматели.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 3 ст. 28.3).

Согласно ч. 6 ст. 28.3 протоколы об административных правонарушениях по ч. ч. 2 и 3 данной статьи вправе составлять в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, должностные лица, уполномоченные соответствующими субъектами РФ.

Протокол составлен уполномоченным лицом, содержит все необходимые сведения, в т.ч. указаны нарушения, допущенные Институтом.

Согласно Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 27.11.2014) "О лицензировании образовательной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности"), необходимо п. г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

В протоколе руководитель юридического лица не сделал записи о том, что образовательные программы имеются.

Доводы представителя юридического лица о том, что они представляют в суд указанные документы, которые разработаны и имелись в наличии в виде отдельно хранящихся документов, не состоятельны, т.к. эти документы на момент проверки отсутствовали.

Статья 21. Образовательная деятельность

1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

2. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Статья 22Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации, предусматривает, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

В данном случае, юридическое лицо является частным образовательным учреждением.

Установлено также иное нарушение: ФЗ «Об образовании».Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 27.11.2014) "О лицензировании образовательной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности", п. д) предусматривает: наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В акте и протоколе указано, что установлены такие нарушения, как: на должность доцента приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата наук, а на должность профессора кафедры,-не имеющие учёной степени доктора наук, что не соответствует требованиям части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н).

Доводы представителя Института о том, что данные лица имеют большой стаж и опыт работы, не могут быть приняты во внимание, т.к. документы, подтверждающие данные обстоятельства, должны были быть представлены при проверке.

Анализ всех изложенных обстоятельств свидетельствует о том, что юридическим лицом совершено правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ- осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с ч.2 ст.4.1 КРФ об АП при назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, смягчающие обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств.

Вместе с тем в части установления минимальных размеров административного штрафа положение КоАП Российской Федерации признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно, не допуская назначения административного наказания ниже низшего предела, установленного соответствующей санкцией, не позволяет правоприменителю во всех случаях надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Впредь до внесения необходимых законодательных изменений размер административного штрафа, назначаемого должностным лицам и юридическим лицам за совершение административного правонарушения, предусмотренного оспоренным положением, может быть снижен судом ниже низшего предела, определенного санкцией данной нормы, в случаях, когда его наложение в установленных пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение имущественных прав привлекаемого к административной ответственности лица. (Решение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 "Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2014 года").
В соответствии с пунктом 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 4-П от 25 февраля 2014 года впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

Суд считает необходимым снизить размер штрафа до 50 тыс. рублей.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об АП,

П О С Т А Н О В И Л :

Частное образовательное учреждение высшего образования «Ессентукский институт управления, бизнеса и права» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в сумме *** рублей в доход государства.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: С.А. Суюшова