ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-72/2021 от 24.08.2021 Каларского районного суда (Забайкальский край)

№5-72/2021

УИД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

24 августа 2021 г. с.Чара

Судья Каларского районного суда Забайкальского края Хапов М.В.,

с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении ФИО2,

начальника МП ОМВД России по Каларскому району ФИО1,

при секретаре Сухомесовой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.8 КоАП РФ в отношении гражданина <адрес>ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца республики <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ранее привлекавшегося к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Каларский районный суд поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.8 КоАП РФ в отношении гражданина республики <адрес> ФИО2

Из протокола об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 07 часов 00 минут в ходе проведения проверочного мероприятия сотрудниками ОИК УВМ УМВД России по Забайкальскому краю на основании распоряжения начальника ОИК УВМ УМВД России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, выявлен факт нарушения миграционного законодательства, допущенный гражданином республики <адрес> ФИО2 ходе опроса ФИО2 Пояснил. Что фактически проживает по указанному адресу со своей супругой с ДД.ММ.ГГГГ Факт пребывания ФИО2 По вышеуказанному адресу подтверждается его объяснениями, распоряжением о проведении проверочного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ В ходе проверки по учётам УВМ УМВД России по забайкальскому краю, а так же по учётам АС ЦБДУИГ установлено, что ФИО2 Прибыл на территорию РФ 25.02.2020г. через КПП «Локоть». Имеет разрешение на временное проживание выданное ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирован по месту жительства в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Пребывает по адресу: <адрес> без постановки на миграционный учёт. Свои документы ФИО2 Принимающей стороне для постановки на миграционный учёт не передал. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Привлекался к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ в виде штрафа. Таким образом, ФИО2 нарушил ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

В судебном заседании установлено следующее.

ФИО2 свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.8 КоАП РФ не признал, пояснил, что осуществляет предпринимательскую деятельность на территории пгт.Новая Чара Каларского района, временно проживает по адресу <адрес>, зарегистрирован по месту жительства в <адрес>. От контроля ОМВД он не скрывался.

ФИО1 подтвердил факты изложенные в протоколе об административном правонарушении.

Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, представленные доказательства приходит к следующему.

Из материалов дела об административном правонарушении следует и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том, что нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Постановлением начальника МП ОМВД России по Каларскому району ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

Из протокола следует, что ФИО2 нарушил ч.2 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Согласно положений ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.2 ст.21 №109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 N 22-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан США ФИО3 и ФИО4" при решении вопроса о выборе места постановки иностранного гражданина (лица без гражданства) на учет по месту пребывания, равно как и при оценке наличия в его действиях признаков нарушения режима пребывания (проживания) в Российской Федерации положения части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 названного Федерального закона не могут рассматриваться как обязывающие временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства), поставленного на миграционный учет по месту нахождения (адресу) пригласившей его организации (принимающей стороны), правовая связь с которой, основанная на положениях законодательства Российской Федерации, в период пребывания в Российской Федерации им не утрачивается, вставать на миграционный учет по месту нахождения (адресу) жилого помещения, которое ему предоставила принимающая сторона и в котором он временно проживает.

Миграционный учет - исходя из его целей, обозначенных в части 1 статьи 4 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", - призван отражать факт нахождения иностранного гражданина (лица без гражданства) по конкретному месту (адресу), определяемому, как и применительно к регистрационному учету граждан Российской Федерации, как место пребывания или жительства, под которым обычно понимается конкретное помещение, и тем самым обеспечивать органам публичной власти, принимающей стороне, а также другим субъектам частноправовых отношений с участием иностранного гражданина (лица без гражданства) возможность непосредственных контактов с ним (п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 N 22-П).

В условия миграционного учета не входит обязанность иностранных граждан (лиц без гражданства) находиться лишь в том помещении, адрес которого был зафиксирован при подаче в орган миграционного учета соответствующих документов. Наличие подобного требования, отступление от которого рассматривалось бы как несоблюдение правил миграционного учета, влекущее соответствующие меры ответственности, связало бы их пребывание в России чрезмерно жесткими ограничениями, недопустимыми в правовом демократическом государстве, и допускало бы не отвечающее целям защиты конституционных ценностей ограничение свободы передвижения, сопряженное с риском непредсказуемого, избирательного и произвольного применения мер государственного принуждения (п.5).

В силу объективных обстоятельств место пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства), который находится в Российской Федерации по приглашению принимающей стороны и при этом не имеет здесь своего жилища, определяется, как правило, принимающей стороной, каковой согласно пункту 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" может быть юридическое лицо, российский гражданин или постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин и другие субъекты, у которых он фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). При этом предполагается, что принимающая сторона, представляющая в орган миграционного учета необходимые сведения, включая адрес места временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства), не только выражает по установленной форме согласие на его временное пребывание в Российской Федерации на законных основаниях (что следует, в частности, из части 8 статьи 22 названного Федерального закона), но и берет на себя ответственность за его размещение в месте пребывания, если по условиям приглашения она взяла на себя соответствующее обязательство.

Место пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) не приравнивается к месту (адресу) его проживания, а значит, допускается его учет по месту пребывания и в иных местах, где он осуществляет трудовую деятельность (находится), т.е. в этой трактовке учет иностранных граждан (лиц без гражданства) по месту пребывания напрямую не связан - в отличие от регистрации по месту жительства (и по месту временного пребывания) российских граждан и постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан - исключительно с местом проживания.

Установлено, что ФИО2 является гражданином иностранного государства – республики <адрес>, имеет регистрацию в <адрес>. Установлено, что осуществляет свою трудовую деятельность на территории пгт.Новая Чара в качестве индивидуального предпринимателя.

Данная информация доводилась до сведения миграционной службы, сотрудники которой не были лишены возможности осуществления контроля за иностранными гражданами.

Законом не определена обязанность иностранного гражданина находиться лишь в том помещении, адрес которого был зафиксирован при подаче в орган миграционного учета соответствующих документов. Наличие подобного требования, отступление от которого рассматривалось бы как несоблюдение правил миграционного учета, влекущее соответствующие меры ответственности, связало бы их пребывание в России чрезмерно жесткими ограничениями, недопустимыми в правовом демократическом государстве, и допускало бы не отвечающее целям защиты конституционных ценностей ограничение свободы передвижения, сопряженное с риском непредсказуемого, избирательного и произвольного применения мер государственного принуждения.

При таких обстоятельствах, в действиях ФИО2 не усматривается нарушения правил миграционного учета, а именно повторного в течение одного года совершения иностранным гражданином административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи (нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом).

Совокупности доказательств вины ФИО2, достаточных для признания его виновным в совершении административного правонарушения по ч.4 ст.18.8 КоАП РФ суду не представлено.

В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно ч.ч. 1, 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.24.5, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении №5-72/2021, предусмотренном ч.4 ст.18.8 КоАП РФ в отношении ФИО2 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд Забайкальского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.В.Хапов