ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-72/2022 от 08.02.2022 Хилокского районного суда (Забайкальский край)

Материалы №5-72/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Хилок 8 февраля 2022 года

Судья Хилокского районного суда Забайкальского края Ходукина Л.В., с участием начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Хилокскому району ФИО1, ИП ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ИП ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

у с т а н о в и л

Согласно протоколу об административном правонарушении №1111977 44/13 от 01.02.2022 года, 01.02.2022 года в 16 часов 30 минут по адресу: <...> ходе приема документов гр. выявлен факт нарушения миграционного законодательства, допущенный ИП ФИО3 ИНН<***>, ОГРН <***>, установлено, что гражданин Таджикистана ФИО4 с октября 2021 года осуществляет трудовую деятельность в качестве водителя у индивидуального предпринимателя ФИО3, ИП ФИО3 в нарушение требований п.8 ст.13 Федерального Закона №115-ФЗ от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не представила в ОВМ ОМВД России по Хилокскому району в течение 3-х рабочих дней уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании ИП ФИО3 вину в совершении административного правонарушения признала, подтвердив обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Пояснил, что в настоящее время трудовой договор с ФИО4 заключен, уведомление направлено в ОВМ ОМВД России по Хилокскому району.

Выслушав участников процесса, исследовав в судебном заседании поступившие материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.3 ст.18.15 КоАП РФ административным правонарушением признается неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Согласно примечанию к ст.18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

В силу ст.67 Трудового кодекса РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 №7-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 примечаний к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца первого пункта 8 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки ФИО5», заключение, изменение и прекращение (расторжение) трудовых договоров с иностранными гражданами осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, предусматривающим в качестве общего правила распространение на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем норм, установленных российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации указанные отношения регулируются иностранным правом (часть пятая статьи 11 и часть первая статьи 327.1). При этом глава 50.1 данного Кодекса устанавливает особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами, в том числе особенности заключения с ними трудовых договоров (статья 327.2), перечень дополнительных документов, предъявляемых иностранным гражданином при приеме на работу (статья 327.3), особенности временного перевода работника - иностранного гражданина на другую работу (статья 327.4), а также особенности прекращения трудового договора с ним (статья 327.6). Такого рода особенности обусловлены в первую очередь спецификой правового статуса иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации и осуществляющих трудовую деятельность на ее территории.

В соответствии со статьей 327.1 Трудового кодекса РФ иностранные граждане, по общему правилу, имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста восемнадцати лет (часть третья); между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных статьей 59 данного Кодекса, - срочный трудовой договор (часть пятая).

Оформление трудового договора с иностранным гражданином осуществляется по общим правилам, предусмотренным статьей 67 данного Кодекса, согласно которой трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть первая); трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя; при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (часть вторая).

Указанное законоположение, распространяющее свое действие в том числе и на трудовые отношения с участием иностранных граждан, действуя в нормативной связи с абзацем первым пункта 8 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предполагает, что обязанность работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении с ним трудового договора возлагается и в том случае, когда такой трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник фактически приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Аналогичная позиция высказывалась ранее и Верховным Судом Российской Федерации (в частности, в постановлении от 14 июля 2010 года N 25-АД10-6).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, 01.02.2022 года в 16 часов 30 минут по <...> установлен факт осуществления трудовой деятельности в качестве водителя гражданина Республики Таджикистан В территориальный орган ОВМ ОМВД России по Хилокскому району уведомление о заключении трудового договора с указанным иностранным гражданином от ИП ФИО3 в установленный законом срок не поступало, чем нарушен п.8 ст.13 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ», а также приказ МВД России от 30.07.2020 года №536.

Указанные фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, исследованными в судебном заседании:

- протоколом об административном правонарушении №1111977 44/13 от 01.02.2022 года, в котором изложены обстоятельства дела,

- объяснениями <ХМФ от 02.02.2022 года, согласно которым он осуществляет трудовую деятельность в качестве водителя у ИП ФИО3, возит товар по деревням, помогает грузить сумки с товаром, раскладывает товар, трудовой договор с поварами ИП ФИО6 не заключал, считал, что ему можно работать без оформления разрешения на работу, так как имеет вид на жительство.

- объяснениями ИП ФИО6 от 01.02.2022 года, согласно которым она занимается выездной торговлей одежды и обуви, ее сын гражданин Таджикистана с октября 2021 года работает у нее водителем, возит товар по деревням, помогает грузить сумки с товаром.

- выпиской ЕГРИП в отношении ИП ФИО3,

Протокол и иные доказательства, находящиеся в деле, судья считает допустимыми, т.к. они получены в соответствии с требованиями ст. 26.2 КоАП РФ.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ИП ФИО3 приняты все зависящие от неё меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно положений Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Учитывая указанные обстоятельства, судья считает, что в действиях ИП ФИО3, имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч.3 ст.18.15 КоАП РФ как неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции о заключении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, является признание вины, раскаяние в содеянном.

При назначении административного наказания ИП ФИО3 судья в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица.

Указанную совокупность обстоятельств судья признает исключительной и считает возможным назначить административное наказание, руководствуясь ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.1-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения,

ПОСТАНОВИЛ

Признать ИП ФИО3 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ и назначить наказание с учетом ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) руб.

Оплату штрафа произвести по реквизитам: УФК по Забайкальскому краю (УМВД России по Забайкальскому краю л/с <***>), ИНН <***>, КПП 753601001, счет 03100643000000019100, БИК 017601329, код ОКТМО 76647430 (г.Чита), КБК 18811601181019000140, УИН 188917599900816532442.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд.

Судья подпись

Верно

Судья Л.В.Ходукина