ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-72/2023 от 13.07.2023 Городищенского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 5-72/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

р.п. Городище Волгоградской области 13 июля 2023 года

Судья Городищенского районного суда Волгоградской области Гапоненко Е.А. (403003, <...>),

с участием лица привлеченного к административной ответственности ФИО1

Представителя комитета охраны объектов культурного наследия Волгоградской области ФИО2, действующих на основании доверенности,

должностного лица, составившего протокол об административной правонарушении- ФИО3

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО4 ФИО11, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проведено контрольное мероприятие, а именно внеплановый рейдовый осмотр в соответствии с решением о проведении внепланового рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Зенитное орудие, установленное в честь зенитчиков-защитников Сталинграда», расположенное по адресу: <адрес>. В ходе рейдового осмотра выявлены ФИО1 нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов РФ, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, то есть совершено административное правонарушение по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

ФИО1 в судебном заседании не согласилась с данным протоколом и пояснила, что строительство объекта, ими производилось с разрешения администрации.

Представитель комитета охраны объектов культурного наследия Волгоградской области ФИО2, действующих на основании доверенности, должностное лицо, составивший протокол об административной правонарушении- ФИО3 просили привлечь к ответственности ФИО1

Исследовав письменные материалы дела, выслушав стороны, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статья 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относит, в том числе, сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственную охрану объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что на объект культурного наследия, включенный в Реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в Реестре.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» установлено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 года № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» в целях сохранения культурного наследия, обеспечения учета, сохранности, содержания, использования и реставрации памятников истории и культуры утвержден Список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения (приложение).

В силу подпункта 13 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование, охрана объектов культурного наследия отнесены к вопросам местного значения.

Постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 года № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» объект культурного наследия «Зенитное орудие, установленное в честь зенитчиков-защитников Сталинграда» зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия ( памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный номер 341510316340005, приказ Министерства культуры Российской Федерации.

В силу подпункта 13 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование, охрана объектов культурного наследия отнесены к вопросам местного значения.

Из представленного административного материала следует, что ДД.ММ.ГГГГ комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проведено контрольное мероприятие, а именно внеплановый рейдовый осмотр в соответствии с решением о проведении внепланового рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Зенитное орудие, установленное в честь зенитчиков-защитников Сталинграда», расположенное по адресу: <адрес>, парк. В ходе рейдового осмотра выявлены ФИО1 нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов РФ, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

В результате проведения контрольного мероприятия, внеплановый рейдовый осмотр в отношении объекта культурного наследия «Зенитное орудие, установленное в честь зенитчиков-защитников Сталинграда», было установлено, проведение земляных, строительных и иных работ в границах охранной зоны объекта с реестровым номером границ Единого государственного реестра недвижимости 34:03-6.1503 ( приказ комитета культуры Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Зенитное орудие, установленное в честь зенитчиков-защитников Сталинграда», а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон», приказ комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении описания местоположения границ зон охраны ряда объектов культурного наследия регионального значения) на земельном участке с учетным номером 34:03:230002:3328/1, площадью 88 км.м., расположенном на части земельного участка с кадастровым номером 34:03:230002:3328, в нарушении требований пю.2 ст.34 ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ « Об объектах культурного наследия народов РФ.

Согласна выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 34:03:230002:3328 площадью 88 кв.м находится на территории Городищенского района Волгоградской области.

Согласно постановлению администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1200 кв.м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства ФИО7

Постановлением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен ФИО7 в общую совместную собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером из земельных населенных пунктов площадью 1200 кв.м с разрешением использования для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>.

Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области, ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка площадью 1200 кв.м. являются ФИО5 и ФИО1, на основании постановления администрации Городищнского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из данной выписки на указанный земельный участок, в которой отсутствует указание на какое-либо ограничение прав либо его обременение, а также отсутствует доказательства, достоверно свидетельствующего о расположении земельного участка с кадастровым номером площадью 1200 кв.м., из земель населенных пунктов, в зоне охраны.

Согласно показаниям кадастрового инженера Свидетель №1 и архитектора ФИО6, допрошенных в судебном заседании, из которых следует, что при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1200 кв.м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства ФИО7, никаких обременений на данный земельный участок не было, границы были определен с учетом положения приказ комитета культуры Волгоградской области от 23.12.2016 №01-20/470 «об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Зенитное орудие, установленное в честь зенитчиков-защитников Сталинграда», однако в данном приказе на момент установления границ земельного участка, отсутствовала система координат, сведения о характерных точках границ зоны охраны, данные сведения о местоположении границ зоны охраны появились только в приказе комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 12.10.2022 года №530 « Об утверждении описания местоположения границ зон охраны ряда объектов культурного наследия регионального значения.

Из выписки единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что ДД.ММ.ГГГГ имеется регистрация местоположения границ земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> и установлено ограничение права на данный земельный участок.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган проводит, в том числе, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.

Таким образом, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного регламента или проекту планировки территории и проекту межевания территории, допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием и ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, получив разрешение на строительство дома, ФИО7 полагала, что строительство именно с таким характеристиками, которые указаны в разрешении, законно, поскольку Администрация Городищенского муниципального района при его выдаче должна была учесть ограничения.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Наличие у ФИО1 разрешения на строительство объекта капитального, предусматривающего строительство жилого дома, свидетельствует об отсутствии её вины в строительстве дома с указанными проектными характеристиками, и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л :

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ФИО4 ФИО12 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись Е.А.Гапоненко