Дело № 5-732/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Воркута Республики Коми 08 ноября 2016 года
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Машковцева Е.В.,
при секретаре Имамеевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Воркутинского городского суда РК по адресу: ... (каб.22),
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности акционерного общества по добыче угла «Воркутауголь» – К., Б.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – главного государственного инспектора Воркутинского территориального отдела Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – К.,
дело об административном правонарушении в отношении Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь», юридический адрес: <...>, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протокола об административном правонарушении от ... акционерное общество по добыче угля «Воркутауголь» привлекается к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение обязательных требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности на опасном производственном объекте, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
... была проведена проверка Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта Шахта угольная «Заполярная 2» находящейся по адресу: Республика Коми, г. Воркута, пос. Заполярный, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов: А25-00451-0130, в результате которой установлено, что не выполнены, в установленный срок до ... пункты 4 и 7, предписания ...-... от ..., выданного Воркутинским территориальным отделом Печорского управления Ростехнадзора, структурному подразделению шахта «Воркутинская», находящегося по адресу: г. Воркута, Шахтерский район, входящего в состав опасного производственного объекта - Шахта угольная «Заполярная-2».
В частности, в ходе проверки установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ; ч. ч. 6, 8, ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ; п. 4.3. ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, принят Росстандартом 27.12.2012, не выполнен пункт 4. предписания ... от ..., а также пункт 108, ранее выданного предписания ... от ... со сроком устранения ..., а именно: не проведено очередное обследование технического состояния Галереи на котельную (верхняя) (поз. 901, 902), для оценки возможности дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости восстановления и усиления конструкций (не реже одного раза в пять лет), (ранее – Отчет 7540-420-000 0, 2006 г.); не выполнен пункт 7 предписания ... от ..., а также пункт 111, ранее выданного предписания ... от ... со сроком устранения ..., а именно: не проведено обследование технического состояния Здания пункта перегрузки №3 СП «Шахта Воркутинская», для оценки возможности дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости восстановления и усиления конструкций (не реже одного раза в пять лет).
В судебном заседании представитель АО «Воркутауголь» К. вину АО «Воркутауголь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ признала, с протоколом об административном правонарушении согласилась и пояснила, что за неисполнение в установленный срок пунктов 4,7 предписания от ... АО «Воркутауголь» к административной ответственности не привлекалось.
Представитель АО «Воркутауголь» Б. согласился с протоколом об административном правонарушении, просил учесть, что в настоящее время ведутся работы по инженерно-техническому обследованию галереи котельной поз. 901, 902 и здания пункта перегрузки ... шахты Воркутинская, имеется техническое задание, нарушения будут устранены .... Обследование технического состояния опасных производственных объектов не является экспертизой промышленной безопасности зданий, сооружений.
Старший государственный инспектор Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора К. в судебном заседании подтвердил изложенное в протоколе об административном правонарушении и пояснил, что нарушения требований промышленной безопасности АО «Воркутауголь» выразились в том, что АО «Воркутауголь» не выполнены п.п. 4, 7 предписания ... от ..., срок выполнения которых был установлен до .... ... в отношении АО «Воркутауголь» была поведена внеплановая проверка деятельности, распоряжение на проведение проверки не выносилось, проверка проведена на основании приказа Печорского управления ..., в связи с чем распоряжения о проведении проверки не требуется.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, судья считает, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении не представлено доказательств совершения юридическим лицом АО «Воркутауголь» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений, а именно доказательств нарушения АО «Воркутауголь» требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Статье 2.1 КоАП РФустановлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФпредусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными правовыми актами, техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Субъектом правонарушений могут быть юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Согласно протоколу об административном правонарушении, АО «Воркутауголь» инкриминируется невыполнение пунктов 4, 7 предписания ... от ..., согласно которым АО «Воркутауголь» не проведено очередное обследование технического состояния Галереи на котельную (верхняя) (поз. 901, 902), для оценки возможности дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости восстановления и усиления конструкций (не реже одного раза в пять лет), (ранее – Отчет 7540-420-000 0, 2006 г.); не проведено обследование технического состояния Здания пункта перегрузки ... СП «Шахта Воркутинская», для оценки возможности дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости восстановления и усиления конструкций (не реже одного раза в пять лет).
Должностным лицом в протоколе об административном правонарушении от 02.11.2016 указывается, что АО «Воркутауголь» нарушены положения ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ; ч. ч. 6, 8, ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ; п. 4.3. ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, принят Росстандартом 27.12.2012.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность это деятельность, в том числе по капитальному ремонту, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Как установлено ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.
Таким образом, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по эксплуатации зданий, сооружения в части принятия мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности в части неурегулированной законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии с п.п.6, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений; Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Абзацем 14 части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образуют в том числе, нарушения требований промышленной безопасности в части нарушения сроков обеспечения проведения экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также сроков проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте по предъявленному в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Обследование технического состояния зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте проводимое с целью оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости восстановления и усиления конструкции, то есть их соответствия Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и требованиям, установленным в проектной документации не является экспертизой применительно к положениям абзаца 14 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Порядок и сроки проведения обследования технического состояния здания опасного производственного объекта регламентированы «Требованиями к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных промышленных производств и объектов (обследование строительных конструкций специализированными организациями) разработанных в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 1997 г., со СНиП 111-18-75, 3.03.01-87, 11-23-81, Руководством по эксплуатации строительных конструкций производственных зданий и сооружений (ЦНИИпромзданий, 1995 г.) и другими отраслевыми документами (далее – Требования).
Пунктом 1.3. Требований установлено, что обследование выполняется специализированной организацией, осуществляющей экспертизу технического состояния конструкций зданий и сооружений и имеющей лицензии Госгортехнадзора России и Госстроя России на данный вид деятельности.
В соответствии с п. 1.4. Требований обследование конструкций с целью определения технического состояния и остаточного ресурса проводится, в том числе и в случае истечения сроков обследования или нормативных сроков эксплуатации.
В силу п. 1.7. Требований перечень конкретных объектов, подлежащих обязательной оценке безопасности каждой организации (предприятию) определяется руководителем с участием специализированной организации, имеющей соответствующее лицензии Госгортехнадзора России и Госстроя России и согласовывается с региональным органом госгортехнадзора.
Согласно п. 2.2.4. Требований перед заключением Договора между Заказчиком и специализированной организацией должны быть составлены и оформлены: техническое задание и программа обследования; проект Договора с приложениями (протокол соглашения о договорной цене, календарный план выполнения работ, особые условия); другие необходимые документы по соглашению сторон, определяемые характером обследования.
Пунктом 4.1. Требований установлено, что результаты обследования оформляются в виде «Отчета по обследованию здания, сооружения или отдельных видов конструкций».
На основании изложенного выше судья приходит к выводу, что обследование технического состояния здания опасного производственного объекта включает в себя ряд процедур, требующих определенных временных затрат, начало обследования определяется оформлением технического задания и заканчивается составлением отчета по обследованию здания, сооружения и отдельных конструкций.
Таким образом, нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В материалы дела представлено техническое задание на проведение инженерно-технического обследования галереи топлива от главного корпуса УОФ до котельной поз. 901, 902 СП «Шахта Воркутинская», утвержденное директором СП «Шахта Воркутинская» АО «Воркутауголь» Ш.....
Также в материалы дела представлено техническое задание по проведению инженерно-технического обследования перегрузочного пункта ... СП «Шахта Воркутинская», утвержденного директором СП «Шахта Воркутинская» АО «Воркутауголь» Ш.....
Из письма директора обособленного подразделения ... в г. Воркуте К. следует, что Воркутинским подразделением ... ведутся работы по инженерно-техническому обследованию галереи котельной поз.901,902 и здания пункта перегрузки ... шахты Воркутинская на основании дополнительного соглашения ... от ....
На основании изложенного выше, судья приходит к выводу, что обследование технического состояния объектов опасных производственных объектов АО «Воркутауголь» Шахта угольная «Заполярная 2»: галерея топлива от главного корпуса УОФ до котельной поз. 901, 902 СП «Шахта Воркутинская» и перегрузочный пункт ... СП «Шахта Воркутинская», находящихся по адресу: Республика Коми, г. Воркута, пос. Заполярный, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов: А25-00451-0130 с целью оценки их соответствия Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» начато 25.10.2016 и находится в исполнении.
Отчет по обследованию здания, сооружения и отдельных конструкций суду не представлен.
... Печорским управлением Воркутинского территориального отдела по результатам проведения проверки соблюдения требований промышленной безопасности АО «Воркутауголь» вынесено предписание ..., установлен срок исполнения – ....
Из акта проверки от ...... следует, что по результатам проверки выполнения выданного ранее предписания от ... установлено не выполнение акционерным обществом по добыче угля «Воркутауголь» в установленный срок (...) п. 4, 7 предписания ... от ....
Как следует из протокола об административном правонарушении от ... № ... и пояснений главного государственного инспектора Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора К., данных им в ходе судебного заседания, основанием для составления протокола об административном правонарушении от ... послужило неисполнение АО «Воркутауголь» в установленный срок ... пунктов 4 и 7 предписания ... от ....
В соответствии с ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
На основании изложенного выше, судья приходит к выводу о том, что невыполнение в установленный срок законного предписания от ...... Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора влечет ответственность, предусмотренную ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, т.е. ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.
Соответственно, невыполнение в установленный срок пунктов 4, 7 законного предписания от ...... Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора не влечет административной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 1статьи 24.5 КоАП РФпроизводство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Таким образом, судья приходит к выводу, что вина АО «Воркутауголь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ – не доказана.
Руководствуясь ст. ст. 9.1 ч.1, 24.5 ч.1 п. 2, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица Акционерного общества «Воркутауголь» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный Суд Республики Коми.
Судья Е.В. Машковцева