ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-733/18 от 15.10.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 5-733/2018

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак.Курчатова, д. 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«15» октября 2018 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре Гончаренко А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

заместителя Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа-руко-водителя Управления делами администрации Петропавловск-Камчатского городского ок-руга Брызгина Константина Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Петропавловска-Камчатского, проживающего в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес> не привлекавшегося к административной ответственности за совер-шение однородного административного правонарушения,

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

В отношении заместителя Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – руководителя Управления делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – руководитель Управления делами администрации ПКГО) Брызгина К.В.

Согласно протоколу, руководитель Управления делами администрации Брызгин К.В. не выполнил в установленный законом срок 02 июня 2018 года Представление № 2 от 16 января 2018 года (далее – Представление) Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа-органа внешнего муниципального финансового контроля (далее – КСП ПКГО), поскольку в период действия Представления с 16 января 2018 года по 01 июня 2018 года (включительно), не принято должных мер по устранению причин и условий, повлекших установленные в ходе проведения проверки нарушений и меры по недопущению их в будущем, по возмещению в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа средств, выделенных Родовой общине малочисленных народов «Удикан» и Родовой общине коренных малочисленных народов Севера «Левая Авача «Аян» в нарушение условий и порядка предоставления субсидии.

В судебном заседании руководитель Управления делами администрации ПКГО Брызгин К.В. участия не принимал, извещен, ходатайств не направлял.

Защитник Останина М.Г., действующая на основании доверенности 01-02-01-01/734/18 от 28 мая 2018 года, поддержала позицию защитника Тихонова А.М., принимавшего участие при составлении протокола об административном правонарушении, полагала, что производство по делу подлежит прекращению, в связи с отсутствием в действиях руководителя Управления делами администрации ПКГО Брызгина К.В. состава административного правонарушения, ссылаясь на следующие доводы. После проведения КСП ПКГО в 2017 году контрольного мероприятия, по результатам которого составлен соответствующий Акт от 27 июля 2017 года, руководитель Управления делами администрации ПКГО Брызгин К.В. приказом № 43-од от 09 августа 2017 года утвердил Перечень мероприятий по устранению замечаний, отраженных в этом Акте. Пункт 1 Перечня мероприятий имеет непосредственное отношение к выданному Представлению, было принято решение о внесении изменений в Порядок определения объема и предоставления субсидий общинам КМНС в части определения территории осуществления их деятельности. Данный Перечень мероприятий с сопроводительным письмом за исх. № 01-02-01-01/628/17 от 01 сентября 2017 года получен работником КСП ПКГО 05 сентября 2017 года за исх. № 628/17, одновременно с другим документом исх. № 1802/17, что подтверждается реестром с подписью получателя. Постановлением № 39 от 11 января 2018 года внесены изменения в Порядок определения объема и предоставления субсидий общинам КМНС из бюджета ПКГО № 2921 от 30 декабря 2015 года, указано, что получателями субсидии могут являться КМНС, занимающиеся традиционной хозяйственной деятельностью и зарегистрированные на территории ПКГО. Получив Представление и рассмотрев его, направили 16 февраля 2018 года в КСП ПКГО письменное сообщение, в котором выразили несогласие с Представлением и намерением его обжаловать. После того, как Представление решением Арбитражного суда

Камчатского края и постановлением апелляционной инстанции было признано законным и обоснованным, почтовым отправлением направили в Родовую общину малочисленных народов «Удикан» и Родовую общину коренных малочисленных народов Севера «Левая Авача «Аян» письменные уведомления о необходимости возврата в бюджет ПКГО средств субсидии, установив срок для возвращения в соответствии с условиями заключенных Соглашений, которые не получены адресатами. С целью взыскания средств субсидии, 19 июля 2018 года в Арбитражный суд Камчатского края поданы исковые заявления к каждой родовой общине. Данная информация доведена председателя КСП ПКГО ФИО7 20 августа 2018 года. Указала, что защитник Тихонов А.М. участия в рассмотрении дела принимать не будет, поскольку данное дело для участия отписано ей.

Защитник Тихонов А.М. участие в рассмотрении дела не принимал.

Как следует из показаний свидетеля ФИО6, аудитора КСП ПКГО, с апреля по июнь 2017 года проводилось контрольное мероприятие, во время которого проходило рабочее совещание с представителями Администрации ПКГО по вопросу выявленных нарушений, в частности, по вопросу предоставления субсидий родовым общинам КМНС, на совещании присутствовал руководитель Управления делами администрации ПКГО Брызгин К.В., позиция КСП ПКГО и Администрации ПКГО в этом вопросе была различной, КСП ПКГО считала, что не должна предоставлять субсидию при обстоятельствах, указанных в протоколе по данному делу. 24 июля 2017 года было завершено контрольное мероприятие, соответствующий Акт составлен 27 июля 2017 года, 26 декабря 2017 года был утвержден отчет о результатах проверки, поскольку предусмотрена определенная процедура, контрольное мероприятие, составление Акта проверки и отчет о результатах проверки. Контрольное мероприятие вправе проводить аудиторы, инспекторы и главные инспекторы, отчет составляет и утверждает аудитор и защищает его на коллегии. На утверждение отчета приглашается руководитель проверяемого объекта, принимается решение по вынесению предписания или представления, или информационного письма. В данном случае было принято решение о Представления, которое вынесено 16 января 2018 года. В соответствии с законом, срок исполнения Представления составляет 30 дней, но, поскольку в представлении указано о восстановлении бюджетных денежных средств, срок исполнения был увеличен до 01июня 2018 года. Из Управления делами администрации 16 февраля 2018 года поступило первое информационное письмо по Представлению, однако о принятых мерах по его исполнению не сообщалось. 22 мая 2018 года решением Арбитражного суда Камчатского края представление было признано соответствующим законодательству, 01 июня 2018 года в КСП ПКГО поступило сообщение руководителя Управления делами администрации Брызгина К.В. об обжаловании решения Арбитражного суда Камчатского края, о принятых мерах по исполнению Предписания сведений не содержалось. 09 июня 2018 года в КСП ПКГО поступило сообщение руководителя Управления делами администрации ПКГО Брызгина К.В. о том, что 23 мая 2018 года в адрес родовых общин КМНС «Удикан» и «Левая Авача «Аян» направлены уведомления о необходимости возврата в бюджет ПКГО полученных субсидий. Изложенные обстоятельства подтверждают неисполнение руководителем Управления делами администрации ПКГО Брызгиным К.В. Представления в срок до 02 июня 2018 года. Указала, что представленный в деле перечень мероприятий по устранению замечаний, отраженных в Акте КСП ПКГО от 27 июля 2017 года, свидетельствует об исполнении п. 1 Представления, однако данный документ был представлен защитником Тихоновым А.М. при составлении протокола. В журнале регистрации входящей корреспонденции от учреждений, организаций и предприятий КСП ПКГО (начат 09 января 2017 года) имеется запись лишь о поступлении 05 сентября 2017 года документа за подписью Брызгина К.В. исх. № 01-01-01/1802/17 (предоставление отчета по противодействию коррупции), сведений о документе исх. № 01-02-01-01/628/17 от 01 сентября 2017 года не имеется. Основным в Представлении является требование о восстановлении субсидии, выданной родовым общинам, до 16 февраля 2018 года надлежало предоставить в КСП ПКГО о принятых мерах, а до 01 июня 2018 года восстановить денежные средства в бюджет, то есть должен быть исполнительный лист о взыскании средств субсидии с каждой родовой общины.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника Останину М.Г., свидетеля ФИО6, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а

также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Названные субсидии могут предоставляться из федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (подп. 1 п. 2 ст. 78 БК РФ).

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (п. 3 ст. 78 БК РФ).

Статьей 265 БК РФ определены виды государственного (муниципального) финансового контроля. Так, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля) (ч. 2 ст. 265 БК РФ).

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ), Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 38 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно положениям ч. 2, 4, 8 ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

В силу п. 2 ст. 267.1 БК РФ под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

При осуществлении внешнего муниципального финансового контроля предметом проверок контрольно-счетных органов является использование средств местного бюджета, а также соблюдение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Согласно ст. 268.1 БК РФ при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля представления, предписания.

В соответствии с ч. 1 ст. 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Согласно ч. 2 ст. 270.2 БК РФ под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Положения о праве контрольно-счетных органов на вынесение представления и предписания по результатам проведения контрольных мероприятий предусмотрены ст. 16 Федерального закона № 6-ФЗ, устанавливающего общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 6-ФЗ, контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлече-

нию к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Представление контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем. Законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом право подписывать представление контрольно-счетного органа может быть предоставлено также аудиторам (ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 6-ФЗ).

Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 6-ФЗ).

Анализ вышеуказанных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также ст. 16 Федерального закона № 6-ФЗ, свидетельствует о том, что представление является властным актом, содержащим в себе требования к определенному лицу совершить указанные в нем действия.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, на основании п. 3.3 плана работы КСП ПКГОна 2017 год, направлений на право проведения контрольного мероприятия № 01-06/08/3-н от 25 апреля 2017 года, № 01-06/08/7-н от 16 мая 2017 года, должностными лицами КСП ПКГО проведена проверка целевого и эффективного использования Управлением делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее-Управление делами администрации ПКГО) бюджетных средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2016 годах.

По результатам проверки составлен Акт № 01-06/08/3-3.3 от 27 июля 2017 года проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2016 года (далее – Акт № 01-06/08/3-3.3 от 27 июля 2017 года), согласно которому в 2015 году Управлением делами администрации ПКГО в соответствии с Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края № 248 от 12 февраля 2015 года «О порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям-общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в 2015 году» (далее-Постановление № 248), Родовой общине малочисленных народов «Удикан» (далее-РО КМНС «Удикан») предоставлена субсидия на сумму 540 400 руб., в 2016 году на основании Постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края № 2921 от 30 декабря 2015 года «О порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям-общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, из бюджета Петропавловск-Кам-чатского городского округа» (далее-Постановление № 2921) Родовой общине коренных малочисленных народов Севера «Левая Авача «Аян» (далее-РО КМНС «Левая Авача «Аян») предоставлена субсидия на сумму 315 300 руб. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что РО КМНС «Удикан» и РО КМНС «Левая Авача «Аян» осуществляют свою традиционную хозяйственную деятельность за пределами Петропавловск-Камчатского городского округа, в связи с чем, не отвечают требованиям, установленным для получения субсидии (л.д.25-47).

Из Отчета о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2016 годах от 26 декабря 2017 года следует, что Управлением делами администрации ПКГО в 2015 году представлена субсидия РО КМНС «Удикан» на сумму 540 400 руб., в 2016 году – РО КМНС «Левая Авача «Аян» на сумму 315 300 руб. В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что при регистрации общин КМНС в г. Петропавловске-Камчатском фактическую деятельность они осуществляли за пределами городского округа, что является нарушением п. 1.2 Постановления № 248, п. 1.2 Постановления № 2921, устанавливающих одним из обязательных требований предоставления субсидии - осуществление деятельности на территории городского округа (л.д. 9-24).

По результатам проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений),

физическим лицам в 2013-2016 годах, председателем КСП ПКГО ФИО7 в адрес руководителя Управления делами администрации ПКГО Брызгина К.В. внесено Представление № 2 от 16 января 2018 года, которым предложено: -принять меры по устранению причин и условий, повлекших указанные нарушения и меры по недопущению их в будущем; -принять меры по возврату в бюджет городского округа средств, выделенных общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в нарушение условий и порядка предоставления субсидии. О принятии мер и решений по его реализации необходимо уведомить КСП ПКГО в срок до 01 июня 2018 года (л.д. 5-8).

Представление поступило в Управления делами администрации ПКГО 16 января 2018 года (л.д.5).

Распоряжением Главы администрации ПКГО № 597-к от 25 ноября 2014 года Брызгин К.В. с 26 ноября2014 года назначен на должность заместителя Главы администрации ПКГО – руководителя Аппарата администрации ПКГО (л.д. 67).

Распоряжением Главы администрации ПКГО № 16-к от 20 января 2016 года должность «заместитель Главы администрации ПКГО-руководителя Аппарата администрации ПКГО» переименована в должность «заместитель Главы администрации ПКГО – руководитель Управления делами администрации ПКГО», Брызгин К.В. считается замещающим должность «заместитель Главы администрации ПКГО – руководитель Управления делами администрации ПКГО» (л.д. 68).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение представления влечет за собой привлечение лица, не исполнившего (ненадлежащим образом исполнившего) представление к предусмотренной законом ответственности.

Частью 20 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Из буквального толкования диспозиции ч. 20 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля, которое является законным.

Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение в установленный срок законного представления органа государственного финансового контроля.

16 февраля 2018 года за вх. № 01-10/91 председателю КСП ПКГО поступило письменное сообщение и.о. руководителя Управления делами администрации ПКГО ФИО8 исх. № 01-02-01-01/106/18 от 16 февраля 2018 года о несогласии с Представлением и намерении обратиться с заявлением в Арбитражный суд Камчатского края о признании Представления незаконным в порядке, установленным законодательством Российской Федерации (л.д. 70).

Полагая Представление КСП ПКГО незаконным, Управление делами администрации ПКГО-муниципальное учреждение воспользовалось своим правом на его обжалование в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 22 мая 2018 года по делу № А24-1260/2018 Управлению делами администрации ПКГО отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным представления КСП ПКГО № 2 от 16 января 2018 года (л.д.80-90).

Не согласившись с решением Арбитражного суда Камчатского края от 22 мая 2018 года, Управлением делами администрации ПКГО 29 мая 2018 года подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции, содержащая ходатайство о принятии обеспечительных мер в соответствии с п. 3 ст. 199 АПК РФ, о чем руководитель Управления делами администрации ПКГО Брызгин К.В. за исх. № 01020101/475/18 от 31 мая 2018 года направил сообщение председателю КСП ПКГО. Данное сообщение поступило в КСП ПКГО за вх. № 01-10/341 от 01 июня 2018 года (л.д. 71).

Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2018 года по делу № А24-1260/2018 отказано в удовлетворении ходатайства о применении обеспечительных мер. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2018 года решение Арбитражного суда Камчатского края от 22 мая 2018 года по делу № А24-1260/2018 оставлено без изменения (л.д. 91-110).

Таким образом, законность Представления установлена решениями арбитражных судов, в связи с чем, являлось обязательным для исполнения.

Приказом руководителя Управления делами администрации ПКГО Брызгина К.В. № 43-од от 09 августа 2017 года утвержден Перечень мероприятий по устранению замечаний, отраженных в Акте КСП ПКГО от 27 июля 2017 года по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2015 годах», а также предупреждению их возникновения, согласно приложению (л.д. 52-56).

09 июня 2018 года за вх. № 357 в КСП ПКГО поступило письменное сообщение руководителя Управления делами администрации ПКГО Брызгина К.В. за исх. № 01020101/507/18 от 09 июня 2018 года, содержащее следующую информацию. Вынесенное КСП ПКГО Представление № 2 от 16 января 2018 года Управление делами администрации ПКГО обжаловало в Арбитражный суд Камчатского края, решением которого от 22 мая 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано. 29 мая 2018 года Управлением делами администрации ПКГО подана апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Камчатского края от 22 мая 2018 года по делу № А24-1260/2018, содержавшая, в том числе, ходатайство о принятии арбитражным судом обеспечительных мер. Определением пятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2018 года по делу № А24-1260/2018 отказано в удовлетворении ходатайства о применении обеспечительных мер, в связи с чем, Управлением делами администрации ПКГО предприняты следующие действия. 23 мая 2018 года в адрес РО КМНС «Род Удинкан», РО КМНС «Левая Авача «Аян» направлены уведомления о необходимости возврата в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа средств субсидий, полученных по Соглашениям № 20 от 24 июля 2015 года, № 25 от 10 августа 2016 года. Указанными уведомлениями установлен срок добровольного возврата средств субсидии в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа. В подтверждение изложенному, к сообщению приложено письмо Управления делами администрации ПКГО исх. № 0102101/440/18 от 23 мая 2018 года, письмо Управления делами администрации ПКГО исх. № 0102101/439/18 от 23 мая 2018 года, список внутренних почтовых отправлений от 23 мая 2018 года (л.д. 72-73).

Как следует из письменного сообщения Управления делами администрации ПКГО исх. № 0102101/439/18 от 23 мая 2018 года, председателю правления РО КМНС «Род Ундикан», на основании п.п.4.6, 4.7 Соглашения № 20 от 24 июля 2015 года о предоставлении субсидии, предложено в течение 15 рабочих дней со дня получения настоящего письменного уведомления осуществить возврат средств субсидии в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа в размере 540 400 руб. (л.д.74-76).

Как следует из письменного сообщения Управления делами администрации ПКГО исх. 0102101/440/18 от 23 мая 2018 года, председателю РО КМНС «Левая Авача «Аян», на основании п.п.4.6, 4.7 Соглашения № 25 от 10 августа 2016 года о предоставлении субсидии, предложено в течение 7 рабочих дней со дня получения настоящего письменного уведомления осуществить возврат средств субсидии в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа в размере 315 323 руб. (л.д.77-79).

Указанные обстоятельства положены в основу протокола об административном правонарушении № 01-20/05-КСП-03 от 10 июля 2018 года в отношении руководителя Управления делами администрации ПКГО Брызгина К.В., предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.48-50).

Согласно протоколу, руководитель Управления делами администрации Брызгин К.В. не выполнил в установленный законом срок 02 июня 2018 года Представление № 2 от 16 января 2018 года Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа-органа внешнего муниципального финансового контроля, поскольку в период действия Представления с 16 января 2018 года по 01 июня 2018 года (включительно), не принято должных мер по устранению причин и условий, повлекших установленные в ходе проведения проверки нарушений и меры по недопущению их в будущем, по возмещению в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа средств, выделенных Родовой общине малочисленных народов «Удикан» и Родовой общине коренных малочисленных народов Севера «Левая Авача «Аян» в нарушение условий и порядка предоставления субсидии (л.д. 48-50).

Протокол об административном правонарушении в отношении руководителя Управления делами администрации Брызгина К.В. составлен в соответствии со ст. 28.2 Кодекса РФ об ад-

министративных правонарушениях, надлежащим должностным лицом, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Привлекаемое к административной ответственности лицо на составление протокола не прибыл, извещен надлежащим образом о месте и времени его составления. Протокол составлен с участием защитника Тихонова А.М., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с протоколом ознакомлен, копия протокола защитнику вручена.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, признаю их допустимыми доказательствами по делу.

В письменных объяснениях к протоколу об административном правонарушении защитник Тихонов А.М. изложил следующие доводы. Приказом Управления делами администрации ПКГО № 43-од от 09 августа 2017 года утвержден Перечень мероприятий по устранению замечаний, отраженных в акте КСП ПКГО от 27 июля 2017 года по результатам проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2016 годах, а также предупреждению их возникновения. В рамках реализации данного Перечня мероприятий подготовлены изменения в Порядок определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям-общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденный постановлением администрации ПКГО № 2921 от 30 декабря 2015 года. Указанные изменения утверждены постановлением администрации ПКГО № 39 от 11 января 2018 года. Усилен контроль за ходом реализации соглашений о предоставлении субсидий. Кроме того, письмами № 01-02-002-01/106/18 от 16 февраля 2018 года, № 01-02-01-01/475/18 от 31 мая 2018 года, № 01-02-01-01/5071 от 09 июня 2018 года Управление делами администрации ПКГО извещало КСП ПКГО о несогласии с представлением № 2 от 16 января 2018 года, о принимаемых мерах по его обжалованию и о совершенных действиях по возврату в бюджет ПКГО средств субсидии, выданных общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, направленных соответствующих уведомлениях в их адрес. Указанные действия были совершены в течение срока, установленного представлением № 2 от 16 января 2018 года. Таким образом, состав административного правонарушения отсутствует, Управлением делами администрации ПКГО в установленный срок предприняты меры по исполнению представления КСП ПКГО № 2 от 16 января 2018 года (л.д. 51).

В силу с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Представлением руководителю Управления делами администрации ПКГО Брызгину К.В. предписывалось принять меры по устранению причин и условий, повлекших указанные нарушения и меры по недопущению их в будущем, а также принять меры по возврату в бюджет городского округа средств, выделенных общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в нарушение условий и порядка предоставления субсидии. О принятии по представлению мер и решений по его реализации необходимо уведомить КСП ПКГО в срок до 01 июня 2018 года.

Защитник Останина М.Г., полагая, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, сослалась на следующие доводы. После проведения КСП ПКГО в 2017 году контрольного мероприятия, по результатам которого составлен Акт № 01-06/08/3-3.3 от 27 июля 2017 года, руководитель Управления делами администрации ПКГО Брызгин К.В. приказом № 43-од от 09 августа 2017 года утвердил Перечень мероприятий по устранению замечаний, пункт 1 которого имеет непосредственное отношение к выданному Представлению, было принято решение о внесении изменений в Порядок определения объема и предоставления субсидий общинам КМНС в части определения территории осуществления их деятельности. Данный Перечень мероприятий с сопроводительным письмом за исх. № 01-02-01-01/628/17 от 01 сентября 2017 года получен работником КСП ПКГО 05 сентября 2017 года за исх. № 628/17.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, с целью устранения замечаний Приказом руководителя Управления делами администрации ПКГО Брызгина К.В. № 43-од от 09 августа 2017 года утвержден Перечень мероприятий по устранению замечаний, отраженных в Акте КСП ПКГО от 27 июля 2017 года по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2015 годах», а также предупреждению их возникновения (далее-Перечень мероприятий) (л.д.52-56).

В п. 1 Перечня мероприятий указано замечание КСП ПКГО о том, что некоммерческая организация-община коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока осуществляет традиционную хозяйственную деятельность с использованием приобретенного за счет средств субсидии оборудования (инвентаря) за пределами Петропавловск-Камчатского городского округа. Принято решение по его устранению до 01 октября 2017 года посредством внесения изменения в Постановление № 2921, в этой части.

По смыслу ч. 1 ст. 25.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

В силу правовой позиции, изложенной в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении, для выяснения возникших вопросов. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 29 мая 2007 года № 346-О-О, привлечение должностных лиц, составивших протокол и другие материалы, к участию в деле в качестве свидетелей не нарушает конституционных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Свидетель ФИО6, составившая протокол об административном правонарушении по данному делу, указала, что представленный в деле Перечень мероприятий, свидетельствует об исполнении п. 1 Представления, однако данный документ был представлен защитником Тихоновым А.М. 10 июля 2018 года при составлении протокола.

Показания аудитора КСП ПКГО ФИО6, допрошенной в качестве свидетеля, предупрежденной об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с разъяснением прав, предусмотренных ст. 25.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются допустимым доказательством, поскольку получены в соответствии с законом. Доказательств заинтересованности свидетеля ФИО6 в исходе рассмотрения данного дела не имеется.

Постановлением администрации ПКГО № 39 от 11 января 2018 года в Постановление № 2921 внесены изменения, в соответствии с п. 1.7 получателями субсидии являются общины КМНС в том случае, если они занимаются традиционной хозяйственной деятельностью и зарегистрированы на территории ПКГО.

Защитник Останина М.Г. пояснила, что после решения Арбитражного суда Камчатского края от 22 мая 2018 года, которым Представление признано соответствующим закону, в адрес РО КМНС «Ундикан» и РО КМНС «Левая Авача «Аян» 23 мая 2018 года направлены письменные уведомления с требованием возврата средств субсидии в бюджет Петропавловск-Камчатс-кого городского округа, чем выполнили п. 2 Представления.

Управлением делами администрации ПКГО-муниципальным учреждением (далее-Глав-ный распорядитель бюджетных средств) и Родовой общиной коренных малочисленных народов Севера «Левая Авача «Аян» (далее-Получатель субсидии) 10 августа 2016 года заключено Соглашение № 25 о предоставлении субсидии некоммерческой организации-общине коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Соглашение № 25).

В соответствии с п. 4.7 Соглашения № 25, в течение 7 рабочих дней со дня получения письменного уведомления Получатель субсидии осуществляет возврат средств, или направляет в адрес Главного распорядителя бюджетных средств письмо с мотивированным отказом от возврата субсидии с указанием причин.

Управлением делами администрации ПКГО-муниципальным учреждением (далее-Глав-ный распорядитель бюджетных средств) и Родовой общиной малочисленных народов «Удинкан» (далее-Получатель субсидии) 24 июля 2015 года заключено Соглашение № 20 о предоставлении субсидии некоммерческой организации-общине коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Соглашение № 20).

В соответствии с п. 4.7 Соглашения № 20, в течение 15 рабочих дней со дня получения письменного уведомления Получатель субсидии осуществляет возврат средств, или направляет в адрес Главного распорядителя бюджетных средств письмо с мотивированным отказом от возврата субсидии с указанием причин.

Как следует из представленных в деле письменных сообщений, Управлением делами администрации ПКГО, в соответствии с условиями заключенных Соглашений № 20 и № 25, каждому получателю субсидии РО КМНС «Ундикан» и РО КМНС «Левая Авача «Аян» направлены 23 мая 2018 года требования о возврате полученных средств субсидии в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа (л.д.74-79).

Данная информация представлена в КСП ПКГО 09 июня 2018 года.

Свидетель ФИО6 считала, что направление РО КМНС «Ундикан» и РО КМНС «Левая Авача «Аян» письменных сообщений о возврате полученных средств субсидии нельзя расценить как исполнение п. 2 представления, поскольку руководителю Управления делами администрации ПКГО Брызгину К.В. до 01 июня 2018 года следовало восстановить денежные средства в бюджет ПКГО, то есть должен быть исполнительный лист о взыскании средств субсидии с каждой родовой общины.

Нельзя согласиться с таким утверждением свидетеля ФИО6, поскольку Представление не содержит требование о возврате средств субсидии в бюджет ПКГО, указано на принятие мер по возврату средств субсидии.

В данном случае, руководитель Управления делами администрации ПКГО Брызгин К.В. принял меры по возврату средств субсидии в бюджет ПКГО посредством направления письменных сообщений РО КМНС «Ундикан» и РО КМНС «Левая Авача «Аян».

Как полагала свидетель Курбанова Т.Д., в действиях руководителя Управления делами администрации ПКГО Брызгина К.В. имеется состав вмененного административного правонарушения, поскольку им нарушен срок уведомления КСП ПКГО о принятых мерах по Представлению.

Из сообщения председателя КСП ПКГО Лысковича В.В. исх. № 01-10/595-03 от 29 сентября 2018 года следует, что информация об издании руководителем Управления делами администрации ПКГО Брызгиным К.В. приказа № 43-од от 09 августа 2017 года об утверждении Перечня мероприятий в КСП ПКГО не предоставлялась. Данный документ был представлен должностному лицу КСП ПКГО аудитору ФИО6 защитником Тихоновым А.М. при составлении 10 июля 2018 года протокола об административном правонарушении.

Однако, как установлено в судебном заседании, Перечень мероприятий с сопроводительным письмом за исх. № 01-02-01-01/628/17 от 01 сентября 2017 года получен работником КСП ПКГО 05 сентября 2017 года за исх. № 628/17, одновременно с другим документом исх. № 1802/17, что подтверждается реестром с подписью получателя.

Фактически с нарушением срока, указанного в Представлении, руководителем Управления делами администрации ПКГО Брызгиным К.В. 09 июня 2018 года направлена в КСП ПКГО информация об извещении получателей субсидии РО КМНС «Ундикан» и РО КМНС «Левая Авача «Аян» о необходимости возврата полученных средств субсидии в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа.

Вместе с тем, следует отметить, что не уведомление руководителем Управления делами администрации ПКГО Брызгиным К.В. в установленный срок КСП ПКГО о принятых мерах по исполнению Представления не образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 20 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По смыслу п. 2 ст. 270.2 БК РФ представление это документ, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, обязательную для рассмотрения в установленные сроки, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Применительно к данному делу, руководитель Управления делами администрации ПКГО Брызгин К.В. обязан был рассмотреть Представление в установленный срок с 16 января 2018 года по 01 июня 2018 года (включительно), в этот срок принять меры по устранению причин и условий, повлекших указанные нарушений и меры по недопущению их в будущем, а также принять меры по возврату в бюджет средств субсидии.

Пункт 2 ст. 270.2 БК РФ, которым дано определение понятия «представление», не содержит указание на обязанность уведомить орган, выдавший Представление, в установленный в нем срок.

При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения дела установлено, что руководителем Управления делами администрации ПКГО Брызгиным К.В. приняты меры по исполнению Представления № 2 от 16 января 2018 года в период его действия с 16 января 2018 года по 01 июня 2018 года (включительно), Представление исполнено в установленный в нем срок.

В связи с изложенным, следует признать, что в действиях руководителя Управления делами администрации ПКГО Брызгина К.В. отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, прихожу к выводу, что в действиях заместителя Главы администрации ПКГО-руководителя Управления делами администрации ПКГО Брызгина К.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить в отношении Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа-руководителя Управления делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Брызгина Константина Викторовича производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Постановление в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Резолютивная часть объявлена ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Р.П. Лаевская