ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-733/20 от 11.12.2020 Режевской городского суда (Свердловская область)

Дело № 5-733/2020

66RS0049-01-2020-001649-87

Мотивированное постановление составлено 11 декабря 2020 года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

08 декабря 2020 года город Реж Свердловской области

Судья Режевского городского суда Свердловской области Костенко И.М.,

с участием защитников Прохорова А.Н., Маркелова В.Н.,

должностного лица ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжающая компания г. Реж» (ООО «ТСК г. Реж»), юридический адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 15.10.2015, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

В отношении ООО «ТСК г. Реж» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, выразившемся согласно протоколу об административном правонарушении от 03 ноября 2020 года в том, что 30 октября 2020 года в 14:00 часов в ходе проведения государственным инспектором Межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газового надзора Уральского управления Ростехнадзора ФИО1 внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ТСК г. Реж» выявлены нарушения требований промышленной безопасности: отсутствует лицензия на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ, а именно лицензии на вид деятельности «Эксплуатация взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I,II,III классов опасности». Предприятием допускается эксплуатация опасного производственного объекта - Система теплоснабжения микрорайона «Семь ветров», III класс опасности, рег. № А54-07068-0001 по адресу: 623750, <...>, без лицензии, получение которой является обязательным требованием в соответствии с действующим законодательством в области промышленной безопасности. Тем самым, ООО «ТСК г. Реж» допущено нарушение законодательства в области промышленной безопасности: ч. 1 ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ч. 12 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

При рассмотрении дела защитник Прохоров А.Н. пояснил, что на момент проведения проверки Ростехнадзора ООО «ТСК г.Реж» выполнило все необходимые, зависимые от общества, предусмотренные законодательством РФ действия по получению лицензии на осуществление эксплуатации промышленных объектов III класса опасности. К февралю 2020 года обществом были произведены все работы, сделаны все необходимые экспертизы по проверке соответствия эксплуатируемых обществом опасных промышленных объектов требованиям, предъявляемым к таким объектам законодательством. ООО «ТСК г. Реж» направило в Ростехнадзор заявление о предоставлении лицензии, на которое более чем через 3 месяца был получен отказ. Теплоснабжающая компания оперативно устранила выявленные Ростехнадзором недостатки, описанные в акте проверки от 30.03.2020. Для устранении выявленных недостатков ООО «ТСК г. Реж» летом 2020 года произвело дополнительные работы, по завершению которых были наняты специализированные организации для проведения оставшихся экспертиз промышленной безопасности. Указанные экспертизы были в наличии у теплоснабжающей компании до проведения проверки Ростехнадзора 30.10.2020 года. Однако, в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзор эти заключения не включил. Повторное заявление о предоставлении лицензии было подано в Ростехнадзор 20 ноября 2020 года, то есть уже после проведения проверки Ростехнадзора, послужившей основанием для выявления настоящего административного правонарушения. Указывает, что причиной задержки получения лицензии послужило систематические нарушение Ростехнадзором сроков предоставления государственной услуги - внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в «Реестр заключений экспертизы промышленной безопасности», установленный Административным регламентом Ростехнадзора по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора № 141 от 08 апреля 2019 года. Просил об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, поскольку: отсутствует факт существенного нарушения охраняемых общественных отношений; Обществом выполнены все необходимые действия для получения лицензии, которая не была получена по независящим от Общества причинам (нарушение регистрирующим органов сроков), а также из-за пандемии; отсутствует вред и вредные последствия в результате правонарушения. В случае назначения наказания юридическому лицу, просил учесть тяжелое финансовое положение Общества и назначить штраф с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

При рассмотрении дела защитник Маркелов В.Н. дал аналогичные объяснения, дополнив, что опасный объект фактически эксплуатируется с 2016 года. В 2019 году было первое обращение в Ростехнадзор с заявлением о получении лицензии, но в ее выдаче было отказано ввиду некоторых недостатков. Получение лицензии ранее не представлялось возможным ввиду отсутствия достаточных средств, а также планов руководства о возможном приостановлении деятельности опасного объекта.

Должностное лицо ФИО1 полагал нашедшим подтверждение состав вменяемого правонарушения в действиях юридического лица. Нарушения сроков внесения сведений в реестр заключений экспертизы промышленных объектов со стороны Уральского управления Ростехнадзора имело место, однако, это не препятствовало Обществу принять своевременные и все зависящие от него меры по получению лицензии ранее, на протяжении всего времени эксплуатации опасного объекта.

Выслушав защитников, должностное лицо, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании концессионного соглашения № 1-2016 от 09 сентября 2016 года ООО «ТСК г. Реж» владеет и пользуется объектом «Система теплоснабжения микрорайона «Семь ветров», который относятся к категории опасных производственных объектов III класса опасности в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности производственных объектов». Указанный объект включен в соответствующий реестр опасных производственных объектов 27 января 2017 года рег. № А54-07068-0001.

Следовательно, в соответствии со ст. ст. 6, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов», п. 12 ч. 1 ст. 12 закона Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», эксплуатация указанного выше опасного производственного объекта должна осуществляться на основании лицензии.

Судом установлено, что 30 октября 2020 года в 14:00 часов государственным инспектором Межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газового надзора Уральского управления Ростехнадзора ФИО1 выявлено отсутствие у ООО «ТСК г. Реж» лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта Система теплоснабжения микрорайона «Семь ветров», III класс опасности, рег. № А54-07068-0001 по адресу: 623750, <...>, в нарушение действующего законодательства в области промышленной безопасности.

Факт совершения ООО «ТСК г. Реж» административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью доказательств:

протоколом об административном правонарушении от 03 ноября 2020 года, в котором изложено существо правонарушения, составленном с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ (л.д

распоряжением № РП-332-3592-0 от 21 октября 2020 года о проведении внеплановой выездной проверки ООО «ТСК г. Реж» (л.д.

выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ТСК г. Реж» (л.д.

актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица ООО «ТСК г. Реж) от 30 октября 2020 года (л.д.

предписанием об устранении нарушений, выявленных Уральским управлением Ростехнадзора от 30 октября 2020 года № 332-3592-П (л.д.30-31

письменными объяснениями защитника ООО «ТСК г. Реж» Маркелова В.Н. (л.д

решением заместителя прокурора области А.В. Юровских о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ТСК г. Реж» от 22 октября 2020 года (л.д.

приказом директора ООО «ТСК г. Реж» «О начале отопительного сезона 2020-2021 гг.» от 15 сентября 2020 года (л.д.

постановлением Администрации Режевского городского округа от 02 сентября 2020 года № 1441 «О начале отопительного периода 2020-2021 года» (л.д.

письмом первого заместителя начальника УФСБ России по Свердловской области ФИО2 о проведении проверки в отношении ООО «ТСК г. Реж» (л.д.

объяснениями защитников при рассмотрении дела и представленными ими копиями свидетельства о регистрации А54-07068 от 27 января 2017 года опасного производственного объекта, уведомлений о внесении сведений в реестр заключений экспертиз промышленной безопасности, акта проверки от 30.03.2020, уведомлением от 22.05.2020 об отказе в предоставлении лицензии, заявлением от 20.11.2020 о предоставлении лицензии, а также документами в подтверждение дебиторской и кредиторской задолженности у ООО «ТСК г.Реж».

Совокупность собранных и исследованных доказательств является достаточной для вывода о совершении ООО «ТСК г. Реж» административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ.

Доводы защитников ООО «ТСК г. Реж» о нарушении Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору срока, указанного в подп. 1 п. 14 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 08 апреля 2019 года № 141 (пять рабочих дней со дня регистрации в системе делопроизводства ТО Ростехнадзора заявления о внесении заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр), что не позволило ООО «ТСК» г. Реж получить в срок до 30 октября 2020 года (дата проверки) лицензию, судом отклоняются.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно информации Уральского управления Ростехнадзора, опасный производственный объект «Система теплоснабжения микрорайона «Семь ветров» зарегистрирован ООО «ТСК г. Реж» в государственном реестре 27 января 2017 года. Первое заявление ООО «ТСК г. Реж» о получении лицензии зарегистрировано в Уральском управлении Ростехнадзора 20 мая 2019 года, в связи с не устранением нарушений заявление возвращено заявителю 02 июля 2019 года. 05 февраля 2020 года ООО «ТСК г. Реж» обратилось второй раз с заявлением о предоставлении лицензии, 22 мая 2020 года принято решение об отказе в предоставлении лицензии. Третье обращение ООО «ТСК г. Реж» о получении лицензии зарегистрировано в Уральском управлении Ростехнадзора 26 ноября 2020 года, находится в настоящее время на рассмотрении.

Из изложенного следует, что в период с января 2017 до мая 2019 года ООО «ТСК г. Реж» эксплуатировало опасный объект без лицензии и не принимало мер к ее получению. В последующем, после мая 2019 года, при направлении заявлений о предоставлении лицензии заявления возвращались либо в выдаче лицензии отказывалось ввиду выявления недостатков и их не устранении. С учетом этого, несоблюдение Ростехнадзором сроков оказания государственной услуги по внесению заключений экспертиз промышленной безопасности в Реестр не может расцениваться судом как уважительная причина, повлиявшая на возможность своевременного получения лицензии.

Оценивая доводы ООО «ТСК г. Реж» о малозначительности правонарушения, судья приходит к следующему.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств дела.

Как указано выше объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 9.1 КоАП РФ, заключается в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Характер и обстоятельства совершенного правонарушения, степень его общественной опасности безусловно свидетельствуют о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям - безопасности жизненно-важных интересов личности и общества. Опасные производственные объекты в силу своего определения требуют от их владельцев особо тщательного соблюдения всех установленных требований и ограничений, поскольку негативные последствия могут быть катастрофическими. Само по себе отсутствие таких последствий не может рассматриваться как доказательство малозначительности правонарушения, как и добровольное принятие мер к устранению нарушения, поскольку наступление вредных последствий не является обязательным квалифицирующим признаком объективной стороны данного административного правонарушения, а исполнение законодательства является обязанностью юридического лица. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем исполнении юридическим лицом обязанностей в сфере промышленной безопасности.

Таким образом, основания для признания вменяемого правонарушения малозначительным, применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности отсутствуют.

Определяя вид и размер административного наказания, судья в качестве смягчающего административную ответственность ООО «ТСК г. Реж» признает принятие активных мер к устранению нарушения законодательства.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

Руководствуясь положениями ч.ч.1,3 ст.4.1 КоАП РФ, судья считает необходимым назначить ООО «ТСК г.Реж» наказание в виде административного штрафа.

При этом, принимая во внимание характер административного правонарушения, представленные в материалы дела документы о принятии мер к устранению нарушения, сведения о финансовом положении юридического лица (наличие значительной дебиторской и кредиторской задолженности), считаю возможным применить положения ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер административного штрафа до 100 000 рублей, что будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, а цель административного наказания будет достигнута и при снижении суммы назначенного штрафа.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Общество с ограниченной ответственностью Теплоснабжающая компания г. Реж», юридический адрес: <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: взыскатель Уральское управление Ростехнадзора, получатель УФК по Свердловской области (Уральское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), ИНН <***>/КПП 667101001, расчетный счет № <***> в ГРКЦ ГУ банка России по Свердловской области г. Екатеринбург, БИК 046577001, кор. счета нет, лиц. счет № 04621А19820, назначение платежа – административный штраф по постановлению от 11 декабря 2020 года, ОКТМО 65701000 (МО Екатеринбург), КБК 49811601091010001140, УИН 49866712012573320204.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Предупредить, что за неуплату административного штрафа в установленный законом срок лицо подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Разъяснить, что при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Также, с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев (ст. 31.5 КоАП РФ).

Постановление может быть обжаловано либо опротестовано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Режевской городской суд, вынесший постановление.

Судья И.М. Костенко