ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-734/17 от 16.10.2017 Смольнинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-734/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 16 октября 2017 года

Судья Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга Морозова А.Н., с участием

- защитника юридического лица – обособленного подразделения ЧУ ДО языковые курсы «Диалог» адвоката Обухова С.Б., представившего удостоверение и ордер от 20.09.2017,

- помощника прокурора Санкт-Петербурга Долоткиной Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица – обособленного подразделения ЧУ ДО языковые курсы «Диалог», <данные изъяты>,

У с т а н о в и л :

Постановлением заместителя прокурора Центрального района Санкт-Петербурга ФИО4 30.05.2017 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица - обособленного подразделения ЧУ ДО языковые курсы «Диалог», <данные изъяты>

Как следует из материалов проверки, Учреждение зарегистрировано по адресу: <адрес>, на территории Санкт- Петербурга находится обособленное подразделение Учреждения, которое фактически осуществляет свою деятельность на основании договора аренды нежилого помещения от 01.10.2016 по адресу: <адрес>.

В соответствие с решением от 21.04.2017 единственного учредителя Учреждения, директором является ФИО2.

Согласно уведомлению о постановке на учет Российской организации в налоговом органе от 10.10.2016, Учреждение 03.10.2016 поставлено на учет по месту нахождения обособленного подразделения в Межрайонную инспекцию Федеральной службы по Санкт-Петербургу.

В силу п.1.1, устава Учреждения, Учреждение представляет собой некоммерческую организацию, имеющую организационно-правовую форму частного учреждения.

Пунктом 1.4 устава Учреждения адрес места нахождения Учреждения: <адрес>. Указанный адрес является и фактическим адресом Учреждения.

В соответствии с п. l.6 устава Учреждения деятельность, осуществление которой подлежит государственному лицензированию либо (и) аккредитации, ведется Учреждением с соблюдением порядка, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

В силу п.2.1, устава Учреждения одной из целей Учреждения является предоставление обучающимся возможности дополнительного образования при условии их всестороннего интеллектуального и нравственного развития на основе индивидуального педагогического подхода с учетом возрастных и психологических особенностей.

Пунктом 2.2 устава Учреждения предметом деятельности Учреждения является обучение иностранными языками, в том числе за рубежом; обучение русскому языку; обучение по иным программам дополнительного образования; организация курсов повышения квалификации; организация тренингов и семинаров; организация аттестации персонала образовательных учреждений и организаций.

Согласно ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для

профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Переоформление лицензии в зависимости от основания ее переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.

В соответствие с п.9 ст. 108 Федерального закона №273-ФЗ в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление • образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2017 года.

В силу п.п.40 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность.

Согласно п. 19 Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

Деятельности по дополнительным профессиональным программам» освоение Дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются Документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) иплом о профессиональной переподготовке.

Вместе с тем, в ходе проверки Учреждения, осуществляющего свою деятельность по адресу: <адрес> установлено, что Учреждение по вышеуказанному адресу занимает 2 кабинета - методический (административный) кабинет и учебный класс. В учебном классе имеется стол преподавателя и 10 парт для учащихся с соответствующим количеством мест.

В ходе проверки представлена образовательная программа «Турецкий -язык» в виде программы курса, разделенного на 3 уровня, и календарнотематического планирования (далее - Программа).

Анализируемая Программа предусматривает обучение по следующим курсам (модулям):

вводный курс по турецкому языку,

уровень А1,

уровень А2,

Hitit-2,

Hitit-3.

В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 (далее - Порядок № 1008), организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных, возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ

организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Представлены учебные пособия (учебники) на турецком языке, из которых учебные пособия (учебники) «<данные изъяты>» no 5 экземпляров каждое.

В нарушение требований ст. ст. 91, 108 Федерального закона №273-Ф3 и п.п.40 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ организация имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 28.09.2012, бланк серия , выданная Департаментом

образования города Москвы (далее - лицензия), на основании которой Учреждение имеет право осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам: «Турецкий язык», «Русский язык», «Английский язык», «Французский язык», «Немецкий язык», «Испанский язык», -«Итальянский язык», «Арабский язык», «Японский язык», «Китайский язык» по адресу: <адрес>.

Лицензия Учреждения на осуществление образовательной деятельности не переоформлена в срок до 01.01.2017.

Вместе с тем установлено, что лицензию на осуществление образовательной деятельности по подвиду дополнительного образования - «Дополнительное образование детей и взрослых» Учреждение не имеет. Также Учреждение не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности по адресу: <адрес>.

Место совершения административного правонарушения: <адрес> Датой и временем совершения правонарушения является 02.05.2017 с 16:15 до 18:30.

Дело слушается в отсутствие законного представителя юридического лица ФИО2, с участием защитника ЧУ ДО языковые курсы «Диалог» адвоката Обухова С.Б., который не настаивал на присутствии ФИО2, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, против чего прокурор не возражал. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица, интересы которого в судебном заседании представляет профессиональный адвокат, подтвердивший свои полномочия надлежащим образом оформленным ордером.

В судебном заседании защитник Обухов С.Б., оспаривая причастность ЧУ ДО языковые курсы «Диалог» к инкриминированному правонарушению, сослался на недоказанность факта правонарушения, поскольку представленные доказательства, с его точки зрения, не подтверждают, что «Диалог» осуществлял преподавательскую деятельность без лицензии – ряд приобщенных к материалам дела договоров не содержат юридически значимых реквизитов – в них отсутствуют даты; и сами по себе договоры не могут однозначно свидетельствовать о том, что заявленная в них цель была реализована, поскольку иных объективных данных проверяющим органом получено не было. Объяснения законного представителя юридического лица ФИО2 и администратора ФИО7 получены проверяющим лицом с грубым нарушением требований административного закона РФ, поэтому не могут расцениваться в качестве допустимых доказательств. А заявление ФИО2 в ходе судебного разбирательства о том, что «Диалог» намеревался осуществлять лицензионную деятельность, соответственно, собирался оформить лицензию, но затем отказался от своего намерения по объективным причинам, не опровергнуто.

Ранее в судебном заседании директор ЧУ ДО «Диалог» ФИО2, которому были разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, сущность ст.51 Конституции РФ, пояснил, что возглавляемая им организация находится в Москве, с 2016 года в <адрес> базируется обособленное подразделение «Диалога», сотрудники которого занимаются тестированием иностранных граждан на предмет получения ими гражданства, вида на жительство на основании заключаемых с ними договоров. По результатам тестирования иностранным гражданам выдается сертификат государственного образца. Такого рода деятельность не требует получения лицензии. Действительно, он намеревался организовать курсы турецкого языка на базе «Диалога» в Санкт-Петербурге, знал, что это лицензируемый вид деятельности, поэтому собирал необходимые для получения лицензии документы, но его планы не были реализованы по объективным причинам, поскольку мониторинг показал, что такого рода курсы не будут в достаточной мере востребованы, поэтому он отказался от этой идеи. Таким образом, «Диалог» не нарушал законодательство, регулирующее образовательную деятельность, все приобщенные к материалам дела договоры свидетельствуют только о намерениях организации, большая часть договоров вообще не имеют необходимых реквизитов, поэтому не могут свидетельствовать о том, что в «Диалоге» были организованы тренинги или курсы по турецкому языку.

Прокурор Долоткин Ю.Ю. в ходе судебного разбирательства просила суд привлечь юридическое лицо к административной ответственности в соответствии с частью первой ст.19.20 КоАП РФ, ссылаясь на объяснения руководителя организации ФИО2, данные им в ходе производства по делу, о том, что «Диалог» осуществлял лицензионную образовательную деятельность (курсы турецкого языка), не имея для этого правовых оснований.

Специалист Комитета по образованию Санкт-Петербурга ФИО6, которому были разъяснены права, предусмотренные ст.25.6 КоАП РФ, сущность ст.51 Конституции РФ, предупрежден об ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, пояснил, что по запросу прокуратуры Санкт-Петербурга принимал участие в проверке языковых курсов «Диалог» в части соблюдения законодательства, регулирующего образовательную деятельность. В ходе проверки было установлено, что организация осуществляет образовательную деятельность, а именно – организованы курсы турецкого языка, при этом лицензии на данный вид деятельности у организации не было. В подтверждение того, что курсы действительно организацией проводятся, им были получены 2 соглашения с преподавателями, образовательная программа, рассчитанная на 3 уровня, табель посещаемости, сертификаты преподавателей, режим занятий. Эти документы им предоставила администратор организации ФИО7, которая при даче объяснений подтвердила, что в «Диалоге», помимо тестирования иностранных граждан, ведутся курсы турецкого языка. В ходе проверки им также было установлено, что в помещении языковых курсов имеется один учебный класс с партами для учащихся. В классе он видел 5 экземпляров учебных пособий по турецкому языку, иные пособия, которые, с его точки зрения, не идентифицировали деятельность организации. В организации он находился в течение 1,5-2 часов, в этот период времени какие-либо занятия в «Диалоге» не проводились, непосредственно ни учеников, ни преподавателей он не видел – в приемной находилась только администратор ФИО7. Документы об исполнении договоров, заключенных с преподавателями, он не видел, документы по финансово-хозяйственной деятельности не проверял.

Изучив представленные материалы, выслушав мнения и доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что производство по делу в отношении юридического лица ЧУ ДО языковые курсы «Диалог» подлежит прекращению по следующим основаниям.

Административная ответственность по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу статей 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.

В обоснование виновности юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, прокурор ссылается на полученные в ходе производства по делу объяснения директора языковых курсов «Диалог» ФИО2 и администратора курсов ФИО7.

Объяснения названных лиц не отвечают требованиям административного закона РФ, поскольку ФИО7 не были разъяснены права, предусмотренные ст.25.6 КоАП РФ и она не была предупреждена об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, соответственно, такие нарушения закона являются фундаментальными и влекут за собой признание такого доказательства недопустимым, поскольку суд лишен возможности оценить их в соответствии с правилами оценки доказательств, предусмотренных ст.26.11 КоАП РФ. Кроме того, документы, которые бы подтверждали статус ФИО7 и ее отношение к ЧУ ДО языковые курсы «Диалог», к материалам дела не приобщены. Как видно из ее объяснений, ее личность была удостоверена проверяющим лицом по представленному ею паспорту. Является ли ФИО7 в действительности администратором организации, как она себя позиционировала при даче объяснений, ни прокурор, ни свидетель ФИО6 в судебном заседании не пояснили, а документы о служебном положении ФИО7, как указал суд выше, в материалах дела вообще отсутствуют.

ФИО2, который является директором Организации, соответственно, ее законным представителем, не были разъяснены перед дачей объяснений права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ. Более того, лица, привлекаемые к административной ответственности, не предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, тем более об уголовной ответственности, что противоречит принципам производства по делам об административной ответственности и нарушает право лица на защиту. При таких обстоятельствах объяснения ФИО2 также не могут быть положены в основу судебного решения о признании юридического лица виновным в совершении административного правонарушения.

К материалам дела в качестве доказательств реализации языковыми курсами «Диалог» учебной программы курса турецкого языка приобщены три копии срочных договоров с преподавателями – названные договоры являются типовыми, конкретный характер деятельности преподавателей в этих договорах не отражен; осуществлялась ли лицами, указанными в договорах, реальная деятельность по преподаванию турецкого языка на курсах «Диалога», проверяющим не устанавливалось.

Договоры об оказании образовательных услуг (три из пяти) конкретным лицам не содержат дат их заключения, что свидетельствует о их нелегитимности. Финансовые документы, которые бы подтверждали, что реальная деятельность, связанная с преподаванием турецкого языка, на языковых курсах «Диалог» велась, к материалам дела не приобщены, и, как пояснил ФИО6, этот вопрос в ходе проверки не исследовался. Режим занятий и табели посещения курсов учащимися, на которые ссылался в судебном заседании ФИО6, к материалам дела не приобщены.

При изложенных обстоятельствах суд констатирует, что юридическое лицо - ЧУ ДО языковые курсы «Диалог» привлечено к административной ответственности на основе неполной и недостаточной проверки, выводы которой носят предположительный, умозрительный характер, основанный на допущении, что наличие типовых договоров с преподавателями и учащимися, ряд которых, как указал суд выше, являются нелегитимными, сами по себе указывают на осуществление Организацией соответствующей деятельности. Вместе с тем, эти же доказательства не опровергают позицию стороны защиты в ходе судебного разбирательства о том, что Организация планировала осуществлять такого рода деятельность и получить соответствующую лицензию, но впоследствии отказалась от своих планов в силу объективных обстоятельств, поэтому, оценивая исследованные доказательства в совокупности, толкуя все неустранимые сомнения в пользу юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ЧУ ДО языковые курсы «Диалог» состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10, п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ЧУ ДО языковые курсы «Диалог» - прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, то есть по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня его получения или вручения.

Судья: А.Н.Морозова