ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-735/17 от 24.11.2017 Красносельского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-735/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 24 ноября 2017 года

Судья Красносельского районного суда Санкт-Петербурга Кузьмин Д.С., рассмотрев в помещении №408 Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, гор. Красное Село, ул. Суворова, дом 3, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.15. ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в отношении:

ООО «САЛЛИ О БРАЙН», ИНН 7840381121, юридический адрес: г. СПб, Ленинский пр., д.87,

У С Т А Н О В И Л:

В Красносельский районный суд г. СПб поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.15. ч.4 КоАП РФ, в отношении ООО «САЛЛИ О БРАЙН».

В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что 02.10.2017 г., около 16.45 часов в помещении учреждения общественного питания по адресу: г. СПб, Красносельский район, Ленинский пр., д.87 должностное лицо ООО «САЛЛИ О БРАЙН» - шеф повар/заведующий пищевым производством – А. Ю.А., в нарушение ч.4 ст.13 и ч.1 ст.13.3. Закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» привлёк к работе в интересах ООО «САЛЛИ О БРАЙН» в качестве повара гражданина Республики <...>А.А.А., <дата> года рождения (далее – иностранный гражданин), который находился на территории РФ незаконно и не имел патента, то есть был не вправе осуществлять трудовую деятельность на территории Санкт-Петербурга.

Законный представитель ООО «САЛЛИ О БРАЙН» о времени и месте судебного заседания надлежащим образом уведомлён, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения административного дела не заявил, поручил представлять интересы юридического лица защитнику – Фоменко А.В., на основании изложенного, руководствуясь ст. 25.1. Кодекса РФ об АП, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя юридического лица.

Защитник ООО «САЛЛИ О БРАЙН» по доверенности – Фоменко А.В. в ходе судебного заседания вину юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 18.15. ч.4 Кодекса РФ об АП, не признал, пояснил, что действительно, во время проверки в ООО «САЛЛИ О БРАЙН» был выявлен иностранный гражданин – А. А.А., которого заведующий производством готовой продукции – А. Ю.А. привлёк к трудовой деятельности в качестве повара, полагая, что тот является гражданином <...>. Намерения нарушать миграционное законодательство РФ не имел, так как А. А.А. скрывал свою личность. А. Ю.А. был привлечён к административной ответственности как должностное лицо по ст.18.15. ч.4 Кодекса РФ об АП. Однако в действиях юридического лица отсутствует состав вменённого административного правонарушения, так как со стороны ООО «САЛЛИ О БРАЙН» были приняты все возможные меры для соблюдения правил и норм, установленных административным и миграционным законодательством РФ, так как А. Ю.А. действовал по своей инициативе. При этом сотрудниками полиции были нарушены требования закона относительно проведения проверки, так как уведомление о проведении проверки было направлено не на адрес юридического лица и получено только 21.10.2017 г. К тому же ООО «САЛЛИ О БРАЙН» является субъектом малого бизнеса.

Допрошенный в ходе судебного заседания в качестве свидетеля – А. Ю.А. пояснил, что он работает в качестве шеф повара/заведующего производством готовой продукции в ресторане ООО «САЛЛИ О БРАЙН» по адресу: г. СПб, Красносельский район, Ленинский пр., д.87. 02.10.2017 г. во время проверки, проводимой органами миграционного контроля в помещении учреждения общественного питания был выявлен А. А.А., который находился в помещении ресторана, на кухне, однако, к исполнению трудовой деятельности иностранный гражданин допущен не был, блюда не готовил, соответственно никакая его продукция не могла быть реализована. А. А.А. действительно был допущен на кухню, где проходил трёхдневный ознакомительный курс с работой компании. При этом свидетель видел у А. А.А. паспорт гражданина <...>.

Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения защитника, допросив свидетеля, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.13 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

В соответствии с ч.1 ст.13.3. ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Материалами дела установлено, что должностное лицо – ООО «САЛЛИ О БРАЙН» - А. Ю.А. привлёк иностранного гражданина к осуществлению трудовой деятельности в нарушения ч.4 ст.13 и ч.1 ст.13.3 Закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с ч.4 ст.18.15. Кодекса РФ об АП установлена административная ответственность для юридических лиц за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, совершенное в городе федерального значения Санкт-Петербурге.

Вина юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст.18.15. ч.4 Кодекса РФ об АП подтверждается следующими добытыми и исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении АП-Юр № 721 от 07.11.2017 г., составленным инспектором ОИК отдела по Красносельскому району г. Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД России по г. СПб и ЛО в отношении ООО «САЛЛИ О БРАЙН» по факту привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина – А. А.А. не имеющего патента;

- постановлением Красносельского районного суда г. СПб от 03.10.2017 г., вступившим в законную силу 16.10.2017 г., в соответствии с которым иностранный гражданин – А. А.А. привлечён к административной ответственности по ст. 18.10. ч.2 Кодекса РФ об АП за незаконное осуществление трудовой деятельности в ООО «САЛЛИ О БРАЙН»;

- постановлением Красносельского районного суда г. СПб от 03.10.2017 г., вступившим в законную силу 16.10.2017 г., в соответствии с которым иностранный гражданин – А. А.А. привлечён к административной ответственности по ст. 18.8. ч.3.1 Кодекса РФ об АП за незаконное нахождение на территории РФ;

- постановлением начальника отдела по Красносельскому району г. Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД России по г. СПб и ЛО по делу об административном правонарушении к протоколу № 723 от 08.11.2017 г., вступившим в законную силу 21.11.2016 г., в соответствии с которым А. Ю.А., как должностное лицо – шеф повар/заведующий пищевым производством ООО «САЛЛИ О БРАЙН», привлечён к административной ответственности по ст. 18.15. ч.4 Кодекса РФ об АП за незаконно привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности;

- актом проверки органом государственного контроля юридического лица № 15/4-1191 от 09.10.2017 г., в соответствии с которым установлен факт незаконного привлечения к трудовой деятельности ООО «САЛЛИ О БРАЙН» иностранного гражданина А. А.А.;

- рапортом Врио начальника отдела по Красносельскому району г. СПб УВМ ГУ МВД России по г. СПб и ЛО;

- свидетельством о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ ООО «САЛЛИ О БРАЙН»;

- приказом о приёме на работу А. Ю.А. в качестве шеф-повара/заведующего пищевым производством в ООО «САЛЛИ О БРАЙН»;

- должностной инструкцией шеф повара/заведующего пищевым производством ООО «САЛЛИ О БРАЙН», утверждённой 12.01.2016 г., в соответствии с которой шеф повар исполняет следующие обязанности:

- п. 3.10. осуществляет расстановку поваров и других работников производства, составляет графики выхода на работу;

- п. 3.12. контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда, санитарных требований и правил личной гигиены, производственной и трудовой дисциплины, Правил внутреннего трудового распорядка.

Суд не может принять возражения представителя ООО «САЛЛИ О БРАЙН» в качестве оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности по ст.18.15. ч.4 Кодекса РФ об АП.

В соответствии со ст.402 ГК РФ действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

По общему правилу должностное лицо организации действует от имени юридического лица, действия должностного лица приравниваются к действиям предприятия, таким образом, доводы стороны защиты о том, что противоправные действия шеф повара/заведующего пищевым производством ООО «САЛЛИ О БРАЙН» - А. Ю.А., в рамках исполнения им своих должностных обязанностей, по неправомерному привлечению иностранного гражданина к трудовой деятельности на указанном предприятии, не образуют в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.15. ч.4 Кодекса РФ об АП, противоречат положениям закона.

В соответствии с п.п. 16, 17 ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Как следует из объяснений защитника юридического лица, и подтверждается представленным им конвертом о направлении отделом по Красносельскому району г. Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД России по г. СПб и ЛО распоряжения от 28.09.2017 г. о проведении внеплановой выездной проверки ООО «САЛЛИ О БРАЙН», указанное распоряжение было направлено юридическому лицу 29.09.2017 г. по неправильному адресу – одна цифра индекса указана неверно, а значит предприятие не было надлежащим образом о ней уведомлено, следовательно, результаты проверки являются незаконными.

Суд не может согласиться с доводами стороны защиты, так как копия распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки была направлена юридическому лицу заказным письмом с уведомлением, ошибка в индексе носит технический характер, не повлияла на соблюдение прав предприятия, должностными лицами надзорного органа были в полном объёме выполнены требования ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к тому же факт осуществления незаконной трудовой деятельности А. А.А. в учреждении общественного питания ООО «САЛЛИ О БРАЙН» подтверждается вступившим в законную силу постановлением суда.

При рассмотрении дела суд оценивает собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.ст. 26.2., 26.11. КоАП РФ, оснований не доверять приведенным доказательствам у суда не имеется.

Противоправные действия ООО «САЛЛИ О БРАЙН» суд квалифицирует по ст. 18.15. ч.4 Кодекса РФ об АП.

При назначении наказания судом в соответствии с требованиями ч.2 ст. 4.1. КоАП РФ приняты во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение ООО «САЛЛИ О БРАЙН», обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Смягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено, отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.

В соответствии с ч.1 ст. 4.1.1. Кодекса РФ об АП являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч.2 ст.3.4. Кодекса РФ об АП предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина в учреждении общественного питания, находящегося на территории РФ незаконно, не имеющего патента, а значит не прошедшего медицинский осмотр, либо медицинское освидетельствования, фактически допущенного к приготовлению пищи, несёт в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, обслуживающихся в ресторане. При рассмотрении дела установлена ситуация, при которой блюда для посетителей ресторана изготавливал иностранный гражданин не только не имеющий патента и, соответственно, санитарной книжки, не прошедший диспансеризацию, но и личность которого была должностными лицами предприятия достоверно не установлена.

Таким образом, принимая во внимание изложенное, сумму административного штрафа, предусмотренного в качестве наказания за совершение вмененного правонарушения, возможную угрозу жизни и здоровью людей, вероятность которой возникла в результате незаконных действий должностного лица ООО «САЛЛИ О БРАЙН», сформированную защитную версию, направленную на уклонение юридического лица от привлечения к административной ответственности за совершённое правонарушение, суд находит невозможным применение положений ст. 4.1.1. Кодекса РФ об АП, и полагает необходимым назначить юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ст.18.15. ч.4 Кодекса РФ об АП, отличном от минимального.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 3.5., 18.15. ч.4, 29.9.-29.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ООО «САЛЛИ О БРАЙН», ИНН 7840381121, юридический адрес: г. СПб, Ленинский пр., д.87 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ООО «САЛЛИ О БРАЙН» наказание в виде административного штрафа в размере 900000 (девятьсот тысяч) рублей.

Реквизиты для оплаты штрафа:

получатель платежа: ИНН 7830002600, КПП 784201001,

БИК 044030001, ОКТМО 40 356 000, КБК 188 116 400 000 160 25 140,

р/с 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по СПб.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: