ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-737/19 от 02.07.2019 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-737/19.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении.

Санкт-Петербург 02 июля 2019 года.

Судья Приморского районного суда Санкт-Петербурга Васильева Л.В.,

с участием представителя органа, составившего протокол об административном правонарушении – заместителя начальника отдела административных расследований Северо-Западной оперативной таможни ФИО1,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица –

Компании «ФИО6 А/С» («Maersk Line A/S»), зарегистрированной по адресу: Эспланaден 50, ДК – 1263, Копенгаген К, Дания/ Esplanaden 50, DK – 1263, Copenhagen К, Denmark, рег.№ 32345794, дата регистрации 04.12.2013),

УСТАНОВИЛ:

Компания «ФИО6 А/С» (далее – Компания) сообщила в таможенный орган недостоверные сведения о наименовании товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления недействительных документов.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица на основании заявления.

Указанное административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

19.04.2019 в морской порт Большой порт Санкт-Петербург (Санкт-Петербург, 2-ой район Морского порта) в постоянную зону таможенного контроля АО «Петролеспорт» (ИНН <***>, 198035, г. Санкт-Петербург, Гладкий остров, д. 1) прибыло судно VISTULA MAERSK (IMO ) морского перевозчика – компания «ФИО6 А/С» («Maersk Line A/S»).

При прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза в соответствии с пунктом 1 статьи 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) таможенному органу (таможенный пост Лесной порт Балтийской таможни) представлены документы, в том числе генеральная декларация, грузовая декларация, манифест, коносамент № B6C915EAPLP.

Согласно указанным в коносаменте № B6C915EAPLP сведениям, на таможенную территорию ЕАЭС от отправителя - компания Maersk Holding B.V., в адрес агента морского перевозчика - ООО «Маэрск» (ИНН <***>, Санкт-Петербург, ул. 10-я Красноармейская, д. 22, литер А) из г. Роттердам (Голландия) перемещены 132 порожних контейнера, в том числе контейнер № TCNU6483909 (вес брутто 0 кг).

20.04.2019 при выгрузке контейнера № TCNU6483909 с судна VISTULA MAERSK (IMO ) сотрудником складской группы АО «Петролеспорт» установлено, что в контейнере № TCNU6483909 находится товар, упакованный в бумажные коробки, занимающий примерно 80% от объема контейнера. По результатам выгрузки контейнера № TCNU6483909 составлен акт-извещение № ST-NOT026346, на запорные устройства наложена пломба № Е0868462.

20.04.2019 контейнер № TCNU6483909 принят на хранение на СВХ АО «Петролеспорт» (отчет о принятии товаров на хранение № 0012858 от 20.04.2019).

22.04.2019 должностным лицом таможенного поста Лесной порт Балтийской таможни проведен таможенный контроль в форме таможенного осмотра с применением ИДК (акт таможенного осмотра № 10216110/220419/001287). По результатам проведенного осмотра установлено, что в контейнере № TCNU6483909 выявлен товар, не указанный в документах.

23.04.2019 должностным лицом таможенного поста Лесной порт Балтийской таможни в присутствии сотрудников ОБЭТП Северо-Западной оперативной таможни (далее - СЗОТ) проведен таможенный досмотр товара, находящегося в контейнере № TCNU6483909 (АТД № 10216110/230419/001280), по результатам которого установлено, что в указанном контейнере перемещен товар «обувь (типо сабо) из полимерного материала синего и голубого цвета полностью литые с пяточным ремешком и отверстиями» общим количеством 388 грузовых мест (картонных коробок), 7760 пар, общим весом брутто/нетто - 2703кг/2128,76 кг. На обуви имеется маркировка, нанесенная типографским способом на ярлык: INEXTENSO. Shoes-Chaussure-Cipo-Scarpa-Buty-Sapato-Incaltaminte AUCHAN. SNC OLA 200. Rue de la Recherche. Le Colibri BR 169 596 Villeneuve dAscg France www.auchan-retail.com/contact. siret 421 982 745 00018 NIF A -28581882 MO-MARJANE HOLDING Route Secondaire № 1029 Commune Ain Chock 20000 Casablanca 01085086. Так же указан размер. Made in China/Страна изготовитель Китай.

24.04.2019 сотрудником отдела административных расследований СЗОТ путем составления первого протокола о применении меры обеспечения производства - осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, а также находящихся там вещей и документов, проведенному в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП России, возбуждено дело об административном правонарушении № 10212000-12/2019 в отношении морского перевозчика «ФИО6 А/С» («Maersk Line A/S») по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России.

Товар «обувь (типо сабо) из полимерного материала синего и голубого цвета полностью литые с пяточным ремешком и отверстиями», общим количеством 388 грузовых мест (картонных коробок), 7760 пар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят в соответствии со ст. 27.10 КоАП России и передан на ответственное хранение ООО «Северо-Западный регион» (Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 31 лит. В).

29.04.2019 по данному факту сотрудником ОАР СЗОТ вынесено определение о возбуждении дела об АП № 10212000-12/2019 и проведении административного расследования в отношении морского перевозчика «ФИО6 А/С» («Maersk Line A/S») по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России.

Время совершения административного правонарушения – 09 час. 33 мин. 19.04.2019.

Место совершения административного правонарушения – таможенный пост Лесной порт Балтийской таможни (198035, г. Санкт-Петербург, Гладкий остров, д. 1).

В представленной правовой позиции Компания указывает, что ООО «МАЭРСК» (далее - «Агент Перевозчика») является Российским Агентом на основании агентского соглашения и действует от имени и по поручению морского контейнерного перевозчика ФИО6 А/С (далее - «Перевозчик»). При заполнении судовых документов Перевозчик/Агент Перевозчика руководствуются сведениями, указанными в документах, предоставленных клиентом. Сведения о содержимом контейнеров, в том числе контейнера № TCNU6483909, перевозимого по коносаменту № B6C915EAPLP, были внесены в коносамент на основании данных, представленных грузоотправителем, а именно - «порожний контейнер».

В соответствии с п.3 ст.3 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года (далее - «Конвенция») «...ни перевозчик, ни капитан, ни агент перевозчика не обязан объявлять или указывать в коносаменте марки, число мест, количество или вес, которые, как он имеет серьезное основание подозревать, не точно соответствуют грузу, в действительности принятому им, или которые он не имеет возможности проверить разумными средствами.» Согласно п.4 ст.З Конвенции заполненный на основании сведений, предоставленных грузоотправителем, коносамент создает презумпцию, если не будет доказано иное, приема перевозчиком грузов, как они в нем описаны в соответствии с данными, предоставленными отправителем.

Кроме того, в соответствии с п. 14.2 лицевой стороны коносамента (Приложение № 1) «Перевозчиком не представлены никакие заверения в отношении веса, содержимого, размеров, количества, качества, характеристик, состояния, маркировки, номеров или стоимости Товара, и Перевозчик не принимает на себя никакой ответственности в отношении таких характеристик или сведений.» В соответствии с п. 14.3 лицевой стороны коносамента «Грузоотправитель гарантирует Перевозчику, что сведения, касающиеся Товара, указанные на оборотной стороне настоящих Условий перевозки, были проверены Грузоотправителем по получении настоящей транспортной накладной, и что такие сведения и любые другие данные, предоставляемые Грузоотправителем или от его имени, являются достоверными и правильными. Грузоотправитель также гарантирует, что Товары являются законными, не содержат контрабанды, наркотиков, других запрещенных вещей или незадекларированных предметов, и что такой Товар не явится причиной ни ущерба, убытков или расходов Перевозчика, ни утраты либо повреждения любого другого груза »

Кроме того, на оборотной стороне коносамента в разделе «Тип упаковок, Описание товара, Маркировка и количество, № Контейнера/№ пломбы» (Kind of Packages, Descript re of goods; Marks and numbers; Container No./Seal No.) также содержится отметка, «вышеуказанные данные объявлены Грузоотправителем, но без ответственности заверений Перевозчика» (Above particulars as declared by Shipper, but without responsifc ~ of or representation by Carrier).

У Перевозчика не было оснований сомневаться в достоверности заявленных грузоотправителем сведений. Досмотр контейнеров Перевозчиком не проводился ввиду отсутствия объективной и технической возможности досмотра каждого перевозимого контейнера по причине большого объема ежедневного грузопотока.

Таким образом, у Перевозчика не было намерений в предоставлении недостоверных сведений в таможенный орган, что указывает на отсутствие субъективной стороны по настоящему административному правонарушению - вины Перевозчика.

Учитывая указанные выше обстоятельства, ООО «МАЭРСК» от имени морского контейнерного ФИО7 А/С просит ограничить административное наказание привлекаемого к административной ответственности лица по ч.3 ст. 16.1 KoАП РФ конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, без наложения административного штрафа.

По существу составленного протокола об административном правонарушении должностное лицо - заместитель начальника отдела административных расследований Северо-Западной оперативной таможни ФИО2 пояснил, что согласно протоколу при прибытии на территорию РФ перевозчик заявляет сведения о грузе. В данном случае контейнер был заявлен как порожний, а фактически был заполнен на 80 % товаром. Данный факт выявили работники склада, поскольку они должны были осмотреть контейнер на предмет его принятия на хранение, на целостность и т.д. После обнаружения в контейнере товара на контейнер была навешена пломба, занесены сведения в базу о том, что товар подлежит таможенному контролю. Перевозчик должен был все это сам проверить.

Вину Компании в совершении данного правонарушения подтверждают следующие имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении, доказательства:

- манифест от 18.04.2019 и коносамент № B6C915EAPLP, представленные морским перевозчиком – компанией «ФИО6 А/С» («Maersk Line A/S») при прибытии 19.04.2019 судна VISTULA MAERSK (IMO ) на таможенную территорию ЕАЭС, согласно которым перевозимый на борту контейнер № TCNU6483909 является порожним (вес брутто 0 кг);

- акт-извещение № ST-NOT026346 от 20.04.2019, согласно которому при выгрузке контейнера № TCNU6483909 с судна VISTULA MAERSK (IMO ) сотрудником складской группы АО «Петролеспорт» установлено, что в контейнере № TCNU6483909 находится груз, в связи с чем для сохранности груза на запорные устройства контейнера № TCNU6483909 наложена пломба № Е0868462;

- отчет о принятии товаров на хранение № 0012858 от 20.04.2019 (ДО-1) №0012858 от 20.04.2019, согласно которому контейнер № TCNU6483909 принят на хранение на СВХ АО «Петролеспорт» с учетом акта-извещения № ST-NOT026346;

- результаты таможенного контроля (акт таможенного осмотра № 10216110/220419/001279, акт таможенного осмотра с применением ИДК № 10216110/220419/001287, акт таможенного досмотра № 10216110/230419/001280), согласно которым в контейнере № TCNU6483909 перемещен товар «обувь (типо сабо) из полимерного материала синего и голубого цвета полностью литые с пяточным ремешком и отверстиями» общим количеством 388 грузовых мест (картонных коробок), 7760 пар, общим весом брутто/нетто - 2703кг/2128,76 кг;

- вещественное доказательство - товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъятый по протоколу изъятия от 24.04.2019;

- протокол опроса от 17.05.2019, согласно которому в соответствии со ст. 25.6 КоАП России в качестве свидетеля опрошен государственный таможенный инспектор т/п Лесной порт Балтийской таможни ФИО9 (Балтийская таможня: Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32А), который пояснил, что таможенное оформление морских судов производится в соответствии с приказом ФТС России № 1349 от 19.07.2013 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами». 19.04.2019 судно VISTULA MAERSK (IMO ), рейс В6С_915Е, капитан Bjerne Egon, в 09.00 пришвартовалось к 48 причалу ПЗТК АО «Петролеспорт». В программном обеспечении «Морской портал» (уведомление 10216110/190419/0000415) компанией «ФИО6 А/С» через своего агента в таможенный орган заранее (за сутки) подаются документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Далее представитель агента линии представил два комплекта документов, в том числе уведомление о пересечении границы, генеральная декларация, грузовая декларация, манифест и коносаменты, в том числе коносамент № B6C915EAPLP, и иные документы. Уведомлению о пересечении границы указанного судна ФИО9 присвоен порядковый номер

После чего происходил документальный контроль представленных к таможенному оформлению документов. В связи с отсутствием выявленных рисков оформление судна производилось документально, без фактического захода на судно. В ходе оформления на документах проставлялся направляющий штамп, личная номерная печать № 746 и подпись.

В ходе оформления судна на грузовой декларации проставляется штамп «разгрузка разрешена», определяется место хранения товара и указывается на какой склад необходимо поместить груз. Также ФИО3 пояснил, что контейнер № TCNU6483909, который был указан в коносаменте № B6C915EAPLP как порожний (без товара), подлежал выгрузке в ПЗТК АО «Петролеспорт». Таможенное оформление прибытия указанного судна завершено в 18ч. 52 мин. 19.04.2019;

- протокол опроса от 15.05.2019, согласно которому в соответствии со ст. 25.6 КоАП России в качестве свидетеля опрошен оператор радио-дистанционного терминала (РДТ) АО «Петролеспорт» ФИО4 (зарегистрирована по адресу: <адрес>), которая пояснила, что около 12 часов 20.04.2019 на территории АО «Петролеспорт» происходила выгрузка контейнеров с судна VISTULA MAERSK (IMO ), рейс В6С_915E, причал 48, в том числе контейнера № TCNU6483909. При выгрузке контейнеров с судна VISTULA MAERSK (IMO ) также присутствовал представитель MAERSK, который также осуществлял осмотр контейнеров на их пригодность для транспортировки груза. После того, как контейнер № TCNU6483909 был выгружен и поставлен на «телегу а/м» ФИО4 произвела внешний осмотр, после чего были открыты двери контейнера, при этом внутри был обнаружен груз – картонные коробки, занимающий примерно 80% от объема контейнера. Также ФИО4 пояснила, что при выгрузке указанного контейнера на его дверях отсутствовала пломба, и по системе Solvo контейнер № TCNU6483909 был заявлен как порожний (без товара). Сразу же после этого ФИО4 сообщила об этом начальнику смены (ФИО10) и контейнер № TCNU6483909 был опломбирован пломбой терминала № Е0868462. Указанная информация была также занесена в системе Solvo. В ходе осмотра никаких действий с грузом не производилось. Представитель MAERSK также установил наличие груза в контейнере № TCNU6483909 и сфотографировал его. После чего контейнер № TCNU6483909 отправлен на площадку хранения контейнеров;

- протокол опроса от 15.05.2019, согласно которому в соответствии со ст. 25.6 КоАП России в качестве свидетеля опрошен сменный инспектор транспортно-экспедиторской конторы (ТЭК) АО «Петролеспорт» ФИО5 (зарегистрирована по адресу: <адрес> которая пояснила, что около 12 часов 20.04.2019 начальник смены (ФИО10) по телефону сообщил ей, что при выгрузке контейнера № TCNU6483909, который был заявлен «ФИО6 А/С» («Maersk Line A/S») как порожний (то есть пустой, без товара), обнаружили груз (картонные коробки) и для сохранности груза навесили пломбу. ФИО5 сверила данные электронного коносамента № B6C915EAPLP в программе Solvo (программа в которой отображаюся все сведения и действия по контейнерам) с данными приема контейнера, убедилась, что контейнер № TCNU6483909 заявлен как порожний. Затем начальник смены прислал письмо по электронной почте с подтверждением факта выгрузки данного контейнера с грузом и навешивания пломбы. В 12 часов 32 мин. 20.04.2019 ФИО5 составила акт-извещение № ST-NOT026346;

- протокол опроса от 20.05.2019, согласно которому в соответствии со ст. 25.6 КоАП России в качестве свидетеля опрошен старший оперуполномоченного по ОВД ОБЭТП ФИО8 (СЗОТ: Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 71 корп. 2, лит. А), который подтвердил показания вышеуказанных свидетелей;

- письмо Балтийской таможни № 37-16/17429 от 30.04.2019 с приложением истребованных у компании «ФИО6 А/С» («Maersk Line A/S») документов, определяющих организационно-правовую форму компании;

- письмо ООО «Маэрск» № 19_239 от 21.05.2019 (агент морского контейнерного перевозчика «ФИО6 А/С» («Maersk Line A/S»), полученное в ответ на определение об истребовании сведений. Согласно полученной агентом информации, груз в контейнере № TCNU6483909 был доставлен на склад получателя (Ашан Франция), где была нарушена целостность пломбы отправителя СN590172, с целью перемещения указанного контейнера с товаром (обувь) на специальную площадку для проветривания перед выгрузкой. В результате ошибочных действий водителя грузовика контейнер № TCNU6483909 был перемещен груженым на терминал Дюнкерк и сдан в сток порожних контейнеров вместо вентиляционной площадки, откуда был погружен на судно для отправки в РФ;

- заключение эксперта от 21.05.2019 № 12402005/0016763 ЭКС – региональный филиал ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург, согласно которому рыночная стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения (мужская обувь (сандалеты) с подошвой и верхом из пластмассы синего и голубого цветов, с высотой каблучной части 2,5 см, с перфорационными отверстиями) составляет 2 550 789,60 (два миллиона пятьсот пятьдесят тысяч семьсот восемьдесят девять рублей 60 копеек) руб.;

- письмо Балтийской таможни № 14-11/20277 от 27.05.2019, согласно которому ущерб, причиненный АП (размер таможенных платежей в отношении товара, перемещенного в контейнер № TCNU6483909), составил 615 740, 17 руб.

Законодательством, действующим на дату совершения (19.04.2019) морским перевозчиком «ФИО6 А/С» («Maersk Line A/S») административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП России, установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, перевозчик представляет следующие документы и сведения, при международной перевозке водным транспортом: общая декларация; декларация о грузе; декларация о судовых припасах; декларация о личных вещах экипажа судна; судовая роль; список пассажиров; транспортные (перевозочные) документы, если сведения о товаре, предусмотренные настоящим подпунктом, не содержатся в декларации о грузе; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; сведения о: регистрации судна и его национальной принадлежности; судне (наименование и описание); капитане судна (фамилия); судовом агенте (фамилия и адрес); пассажирах на судне (количество, фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порты посадки и высадки); количестве и составе членов экипажа судна; порте отправления и порте захода судна (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования, общее количество и описание); порте погрузки и порте выгрузки товаров (наименования); номерах транспортных (перевозочных) документов на товары, подлежащие выгрузке в данном порту; портах выгрузки остающихся на борту товаров (наименования); первоначальных портах отправления товаров (наименования); судовых припасах, имеющихся на судне (наименования и количество); наличии (отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений; наличии (отсутствии) на борту судна лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества; наличии (отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы; идентификационных номерах контейнеров.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения.

В соответствии со ст. 400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств – членов.

Характеризуя состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России следует указать, что объектом административного правонарушения является установленный порядок предоставления таможенному органу сведений о товарах при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС.

Объективная сторона данного административного правонарушения заключается в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, наименовании и общем количестве товара при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, путём предоставления документов, содержащих недостоверные сведения.

Предметом административного правонарушения по данному делу об АП является товар, изъятый в соответствии со ст. 27.10 КоАП России по протоколу изъятия от 24.04.2019, а именно: «обувь (типо сабо) из полимерного материала синего и голубого цвета полностью литые с пяточным ремешком и отверстиями» общим количеством 388 грузовых мест (картонных коробок), 7760 пар, общим весом брутто/нетто - 2703кг/2128,76 кг. На обуви имеется маркировка, нанесенная типографским способом на ярлык: INEXTENSO. Shoes-Chaussure-Cipo-Scarpa-Buty-Sapato-Incaltaminte AUCHAN. SNC OLA 200. Rue de la Recherche. Le Colibri BR 169 596 Villeneuve dAscg France www.auchan-retail.com/contact. siret 421 982 745 00018 NIF A -28581882 MO-MARJANE HOLDING Route Secondaire № 1029 Commune Ain Chock 20000 Casablanca 01085086. Так же указан размер. Made in China/Страна изготовитель Китай.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП России являются лица, фактически сообщившие таможенному органу недостоверные сведения. Субъектом данного административного правонарушения является лицо, сообщившее в таможенный орган недостоверные сведения о товарах, прибываемых на таможенную территорию ЕАЭС, в данном случае таким лицом является морской перевозчик – компания «ФИО6 А/С» («Maersk Line A/S»).

Субъективная сторона данного административного правонарушения, выражается в следующем.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Следовательно, вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из данной нормы закона, вина юридического лица определяется через три основные составляющие:

- наличие обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить;

- наличие объективной возможности исполнить данную обязанность, которая заключается в отсутствии объективных препятствий, то есть обстоятельств, не зависящих от воли лица;

- неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.

ТК ЕАЭС предоставляет перевозчику не право, а возлагает на него обязанность при международной перевозке сообщать таможенному органу в числе прочих сведения о количестве грузовых мест; о товарах (наименование, общее количество и описание).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П, юридическое лицо может быть признано виновным в совершении правонарушения, если в ходе производства по делу будет доказано, что нарушение не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры. То есть юридическое лицо посредством всех своих представителей должно предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность, в то время, когда у юридического лица имелась возможность принятия таких мер.

В соответствии с п. 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 № 10, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП России возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 29 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части КоАП России» оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП России, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП России, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.

Вина морского перевозчика – компании «ФИО6 А/С» («Maersk Line A/S») выражается в том, что у компании имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а именно: при погрузке на борт судна контейнера № TCNU6483909, отправителем которого является компания Maersk Holding B.V., указанный контейнер не был опломбирован, в связи с чем у перевозчика, при принятии контейнера к перевозке, имелась возможность удостовериться в том, что данный контейнер не является порожним, а в него погружен товар - «обувь (типо сабо) из полимерного материала синего и голубого цвета полностью литые с пяточным ремешком и отверстиями» общим количеством 388 грузовых мест (картонных коробок),7760 пар.

Компания «ФИО6 А/С» («Maersk Line A/S») ограничилась только использованием сведений, указанных в товаросопроводительных документах, без их предварительной проверки, не предприняла никаких мер, направленных на проверку сведений о товаре, фактически находящемся в контейнере № TCNU6483909 и принятом к перевозке, что можно расценить как самонадеянное, рискованное, не отвечающее разумной степени заботливости и осмотрительности действие, а значит свидетельствует о наличии вины в совершении вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП России.

Компания «ФИО6 А/С» («Maersk Line A/S»), осуществляя профессиональную деятельность по международной перевозке грузов, должна была таким образом планировать проведение предварительных операций, предшествующих международной перевозке, к которым относится приемка как порожних контейнеров, так и контейнеров с товаром, до представления таможенному органу товаросопроводительных документов, чтобы избежать нарушения требований таможенного законодательства, а также организовать свои гражданско-правовые отношения с контрагентом, чтобы иметь достоверные сведения о перемещаемом товаре, с целью их последующего представления в таможенный орган.

Однако, данная работа не была организована надлежащим образом, все необходимые меры для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых ч. 3 ст. 16.1 КоАП России предусмотрена административная ответственность, приняты не были.

Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях Компании состава административного правонарушения.

При определении наказания суд, в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершенного Компанией административного правонарушения, имущественное положение.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.16.1 ч.3, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Компанию «ФИО6 А/С» («Maersk Line A/S»), зарегистрированной по адресу: Эспланaден 50, ДК – 1263, Копенгаген К, Дания/ Esplanaden 50, DK – 1263, Copenhagen К, Denmark, рег.№ 32345794, дата регистрации 04.12.2013), признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения – товар «обувь (типо сабо) из полимерного материала синего и голубого цвета полностью литые с пяточным ремешком и отверстиями», общим количеством 388 грузовых мест (картонных коробок), 7760 пар, который в соответствии со ст. 27.10 КоАП России изъят и передан на ответственное хранение ООО «Северо-Западный регион» (Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 31 лит. В).

Средства от реализации товаров, обращенных вфедеральную собственность, перечисляются на следующие реквизиты: банк получателя - ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701, БИК 044501002, счет № 40101810800000002901, получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН <***>, КПП 773001001, ОКТМО 4538000, Коды бюджетной классификации: 15311403012010400440 («Средства от реализации конфискатов, в части реализации материальных запасов по указанному имуществу»), 15311403012010400410 («Средства от реализации конфискатов в части реализации основных средств по указанному имуществу»), Код таможенного органа- 10212000, Номер исполнительного документа — указывается в поле 108 платежного документа (знак «№» не ставится), Дата исполнительного документа— указывается в поле 109 (10 знаков), Назначение платежа: «Средства от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, для Северо-Западной оперативной таможни» (указание таможенного органа обязательно).

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти суток с момента вручения или получения его копии.

Судья Л.В.Васильева