ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-739/2016 от 19.10.2016 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 5-739/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

19 октября 2016 года город Волгоград

Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Рогозина В.А., рассмотрев единолично дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества «Зеленая роща» (далее по тексту СНТ «Зеленая роща»), <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

07 июня 2016 года в ходе проведения сотрудниками Комитета природных ресурсов и экологии, совместно с сотрудниками ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» проверки по обращению гражданина поступившего в комитет Природных ресурсов Волгоградской области по факту нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, был выявлен факт нарушения СНТ «Зеленая роща»установленных правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Ответственность за указанное административное правонарушение предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ.

Законный представитель СНТ «Зеленая роща» Харьковский А.В., представитель Серебряков А.И. в судебном заседании вину юридического лица в совершении вменяемого правонарушения не признали, указали что выявленный мусор размещен работниками турбазы «Полиграфист» уже давно, вывоз мусора в СНТ «Зеленая роща» организован, поскольку заключен устный договор с воинской частью, расположенной вблизи от СНТ. Кроме того, мусор, членами СНТ выбрасывается на контейнерную площадку, расположенную в двух километрах от СНТ «Зеленая роща», вблизи автобусной остановки, члены СНТ имеющие транспорт выбрасывают отходы по месту жительства.

Исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В развитие конституционных положений Земельный кодекс РФ в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 94, пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе земли природных парков. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны указанных земель устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органом местного самоуправления. А в соответствии с пунктом 8 этой статьи допускается размещение природных парков на землях собственников.

В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса РФ природные парки относятся к землям особо охраняемых природных территорий, оборотоспособность которых ограничена в силу пункта 5 статьи 27 Кодекса.

Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", данные земли являются общенациональным достоянием, поэтому они полностью или частично изъяты из хозяйственного использования, и для них установлен режим особой охраны.

Согласно ч.1 и ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В силу ч.ч. 1,3 ст. 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Законом Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" регулирует отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий Волгоградской области в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического, историко-культурного воспитания населения.

Согласно части 4 статьи 18 названного Закона особенности, зонирование и режим природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым Администрацией Волгоградской области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 17.06.2010 N 917 (действовавшем на момент совершения правонарушения) утверждено Положение о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма".

Согласно пункту 5.2 Положения на всей территории природного парка запрещается: в числе прочего деятельность, приводящая к захламлению, загрязнению, деградации земель, гибели растительного покрова и вызывающая эрозию почвы.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении действует Постановление Администрации Волгоградской обл. от 22.07.2016 N 389-п "Об утверждении Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", пунктом 4.5. которого установлено, что на территории природного парка запрещается, размещение отходов производства и потребления, несанкционированный сброс отходов производства и потребления.

Судом установлено, что в рамках проводимых мероприятий по заявлению гражданки Крючковой Л.П. должностными лицами Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области и представителями ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» 07 июня 2016 года проведено исследование обследования земельного участка, с растровым номером 34:28:100028:247 расположенного в рекреационной зоне Природного парка Волго-Ахтубинская пойма, по адресу Среднеахтубинский район Волгоградской области, вблизи Краснослободска. В ходе осмотра выявлено место несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов в пониженной затапливаемой водой в период паводка части местности на почве.

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки № 37/427-06-16 от 07 июня 2016 г. (л.д.13-14), в котором также установлено, что общая площадь захламления составляет 30м2 и включает в себя следующие отходы (отходы полиэтиленовой тары незагрязненной код ФККО 43411004515, отходы из жилищ сортированные (исключая крупногабаритные) код ФККО 731 11001724, отходы из жилищ крупногабаритные код ФККО 73111002215 шины пневматические автомобильные отработанные кож ФККО 92111001504 и др.). Объем отходов составляет около 3 м куб. Часть указанных
отходов затоплена водой. Данное место несанкционированного сброса отходов расположено по месту привязки в 9 метрах севернее от границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> СНТ «Зеленая Роща» Среднеахтубинский район Волгоградской области, вблизи г. Краснослободска, в 10 метрах западнее от неэксплуатируемого здания турбазы «Полиграфист» (GPS N48°39"56,8Е44°32"45,4"). Указанное неэксплуатируемое здание турбазы «Полиграфист» огорожено, доступ к несанкционированного сброса отходов отсутствует. В доказательство доводов к акту осмотра должностным лицом приобщены фототаблицы, из которых следует, что отходы размещена непосредственно на почве (л.д.16-17).

В ходе проведения административного расследования, должностным лицом Комитета природных ресурсов и экологии установлено, что согласно имеющихся в комитете сведений в СНТ «Зеленая роща» не организована передача отходов, образующихся от членов СНТ в специализированные организации для захоронения, утилизации, обезвреживания. Отходы образующихся от членов СНТ сбрасываются на земельный участок, с кадастровым номером 34:28:100028:247 расположенного в рекреационной зоне природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». Так же в ходе административного расследования установлено, что в СНТ «Зеленая роща» отсутствуют документы по учёту образовавшихся, использованных, обезвреженных размещенных переданных другим организациям отходов производства и потребления предприятия (данные учета в области обращения с отходами) за 3,4 квартал 2015 года и истекший период 2016 года; договоры на передачу отходов образующихся в СНТ «Зеленая Роща» на специализированные организации захоронения, утилизации за 2015, истекший период 2016 года; отсутствует проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение по состоянию на июль 2016 года. Таким образом, сбор, накопление и транспортировка твердых коммунальных отходов образующихся от членов СНТ «Зеленая Роща» у юридического лица не организованы.

При этом, данный земельный участок с кадастровым полностью входит в зону ГБУ ВО «Природный парк «Волга-Ахтубинская пойма», что подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании специалистов отдела природоохранных мероприятий ГБУ ВО «ПП Волго-Ахтубинская Пойма» И.В. Заева и Т.В. Борецкой, которые были допрошены в судебном заседании, и пояснили, что присутствовали при обследовании данной территории и с помощью прибора GPSmap 76 CxGarmin инв. № 101043000045 определили местоположение данной территории и её нахождение в зоне охраняемого «ПП Волго-Ахтубинская Пойма».

Обстоятельства совершения СНТ «Зеленая роща» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 37/1536-07-16 от 08 июля 2016 года (л.д.4-7), актом обследования территории №37/427-06-16 от 07 июля 2016 года с приложенным к нему фотоматериалом (л.д.113-117), электронным обращением Крючковой Л.П. с приложенными фототаблицами (л.д.37-52), дополнением к заявлению ( л.д.53-54), обращением Крючковой Л.П. прокурору (л.д. 56-58), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.59-67), определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09 июня 2016 года (л.д.68-69), кадастровой выпиской земельного участка (л.д.82-84).

Кроме того, по судом в качестве свидетеля была допрошена Крючкова Л.П., которая будучи предупрежденной об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний пояснила, что имеет в собственности садовый домик и земельный участок в СНТ «Зеленая роща» (участок 25 и 26). Ранее СНТ окружали несколько свалок, часть из которых были ликвидированы, однако поскольку СНТ не организованы места сбора и складирования мусора, свалки все время возникают. В связи с чем она обратилась в Комитет природных ресурсов с обращением, в котором просила оказать содействие в ликвидации свалки. Мусор туда сваливается всеми членам СНТ, она своими глазами видела, как внучка Бурлуткиной Т.В., несла и сбрасывала туда мусор, сбрасывал туда мусор и председатель СНТ Харьковский.

Суд принимает показания Крючковой Л.П. в качестве доказательства по делу, поскольку они согласуются с материалами дела, кроме того, личной заинтересованности её в исходе дела не выявлено. Факта нахождения в неприязненных отношениях с должностными лицами СНТ «Зеленая роща» - не выявлено, перед допросом она пояснила, что неприязненных отношений не испытывает, а лишь желает отдыхать в экологически чистом месте.

Допустимость и достоверность исследованных доказательств сомнений не вызывает, составлены в соответствии с требованиями закона и объективно фиксируют фактические обстоятельства правонарушения.

Таким образом, в действиях СНТ «Зеленая роща»усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, т.е. нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Доводы законного представителя СНТ «Зеленая роща» Харьковского А.В. о том, что поскольку свалка не расположена на территории СНТ у юридического лица отсутствует вина в совершении правонарушения, суд отвергает, поскольку исследованными материалами дела подтверждено, что она расположена в непосредственной близости от СНТ «Зеленая роща», а именно показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании Крючковой Л.П.,Бурлуткиной Т.В., специалистов ГБУ ВО «ПП Волго-Ахтубинская пойма» Борецкой И.В. и Заева И.В. подтверждено, непосредственно примыкала к территории СНТ «Зеленая роща», и члены СНТ имели к данному месту свободный доступ.

Доводы законного представителя СНТ «Зеленая роща» Харьковского А.В. о том, что данная свалка была образована работниками «кавказской национальности» проводившими строительные работы на неэксплуатируемой турбазе «Полиграфист», являются голословными и подтверждения в судебном заседании не нашли.

Показания свидетелей Бурлуткиной Т.В., Михайловской С.А. и Агапова С.А. о том, что они как члены СНТ «Зеленая роща» не образуют мусора, поскольку или не производят отходы поскольку мало едят (Бурлуткиной Т.В., Михайловской С.А.), или вывозят их в город (Агапов С.А.) суд воспринимает критически, поскольку жизнедеятельность человека производит отходы, отходы образуются также в связи с садоводческой деятельностью человека, а СНТ «Зеленая роща» не представлено в судебное заседание документов позволяющих отследить сбор и утилизацию. В СНТ «Зеленая роща» не имелось паспортов образуемых отходов, а предъявленный договор с ООО «Тоникс» на составление паспорта отходов, заключен лишь 22 июня 2016 года, т.е. после выявления правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности в соответствии со ст.4.2.-4.3. КоАП РФ судом не установлено.

В соответствии с ч.3.2. ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая, что в судебном заседании законным представителем СНТ «Зеленая роща», предъявлены документы, подтверждающие тяжелое материальное положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности суд считает возможным при назначении наказания применить ч.3.2. ст. 4.1. КоАП РФ снизив ниже низшего размер назначенного штрафа до 150 000 рублей.

Учитывая характер деятельности юридического лица, отсутствие отягчающих обстоятельств, имущественное положение юридического лица привлекаемого к ответственности, характер и степень общественной опасности административного правонарушения, суд считает возможным для достижения целей, предусмотренных ст.3.1 КоАП РФ СНТ «Зеленая роща» административное наказание в виде административного штрафа, снизив его размер ниже низшего предела с учетом ч.3.2. ст. 4.1. КоАП РФ.

Статья 8.39 КоАП РФ предусматривает конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой, однако поскольку административным органом орудий совершения правонарушения и продукции незаконного природопользования не установлено, суд считает необходимым конфискации по данному дела не применять.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать садоводческое некоммерческое товарищество «Зеленая роща», <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.39 КоАП РФ.

Назначить Садоводческому некоммерческому товариществу «Зеленая роща», <данные изъяты> административное наказание в виде административного штрафа, в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей, без конфискации орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки по следующим реквизитам:

Реквизиты для уплаты штрафа: получатель УФК по Волгоградской области (Облкомприроды), ИНН 3442103030; КПП 344201001; ОКТМО 18701000; р/с 40101810300000010003 Банк - отделение Волгоград; БИК 041806001; КБК (код бюджетной классификации) 8141162505001 0000 140.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток, со дня вручения или получения его копии в Волгоградский областной суд, через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.

Судья В.А. Рогозина

Справка: резолютивная часть постановления оглашена 17 октября 2016 года.

Судья В.А. Рогозина