Дело <номер изъят>г.
Постановление
по делу об административном правонарушении
14 марта 2022 года <адрес изъят>
Судья Дербентского городского суда РД Гасанов М.Р.
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ООО <данные изъяты>» ФИО1 ФИО12 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
потерпевшего ФИО3 ФИО13. -главного архитектора ГБУ РД «Дербентский государственный историко-архитектурный и археологический музей-заповедник,
рассмотрев дело об административном правонарушении по протоколу <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, составленному главным государственным инспектором отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия ФИО2 культуры России по ЮФО и СКФО ФИО5
в отношении юридического лица - ООО «<данные изъяты>», ОГРН <***>, ИНН-<***>, расположенного по адресу:107061, <адрес изъят>, оф.1-59, привлекаемого по ст. 7.13 ч.2 КоАП РФ,
Права и обязанности привлеченного к административной ответственности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ представителю юридического лица -ФИО1 ФИО14 действующему на основании доверенности судьей разъяснены,
УСТАНОВИЛ:
В Дербентский городской суд поступил протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО «ИнКом Групп» <адрес изъят>, которому вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч.2 КоАП РФ - Нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, на территориях указанных объектов, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) либо в их зонах охраны.
В протоколе <номер изъят> об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным главным государственным инспектором отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия ФИО2 культуры России по ЮФО и СКФО ФИО4 ФИО15 - юридическому лицу ООО «<данные изъяты>» <адрес изъят> вменяется в вину, что
«Установлено, что в ФИО2 культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам поступила информация из Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> (вход. От ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>) о повреждении объекта культурного наследия федерального значения «Кирхляр-мечеть», расположенного в <адрес изъят>, 1 магал, квартал 114, <адрес изъят>.
В соответствии с информацией ( вход. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>) поступившей из ГБУ «Дербентский государственный историко-архитектурный и археологический музей-заповедник» в ходе проведения земляных работ у Памятника по <адрес изъят> подрядной организацией ООО «ИнКом Групп» было допущено разрушение части Памятника.
На основании требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия» и в соответствии с заданием от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>ФИО2 было проведено выездное обследование в отношении Памятника без взаимодействия с контролируемым лицом.
В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия ФИО2 было установлено, что возле западной фасадной стены Памятника, ориентированной на <адрес изъят>, проведены работы по демонтажу дорожного асфальтового покрытия улицы и проводятся земляные работы по разработке грунта и устройству траншей, колодцев под прокладку инженерных коммуникаций. Юго-западный водомет, встроенный в каменную кладку западной фасадной стены под карнизом разрушен до своего основания. Возле стены Памятника располагаются отвалы грунта, камней в результате проведенных земляных строительных работ. В ходе проведения осмотра обломков каменного водомета в отвалах грунта не зафиксированы.
По итогам проведения выездного обследования ФИО2 был направлен запрос в Муниципальное бюджетное учреждение «ФИО2 жилищно-коммунального хозяйства» Администрации городского округа «<адрес изъят>» (далее МБУ «УЖКХ») о предоставлении информации о наличии заданий и разрешений и согласовании научно-проектной документации, раздела по обеспечению сохранности в отношении Памятника при проведении работ по благоустройству магальной части, а также о предоставлении сведений об организации, проводившей земляные работы по демонтажу существующего асфальтового покрытия, выборке грунта на проектную глубину, а также прокладке инженерных коммуникаций по <адрес изъят>.
В соответствии с информацией (вход. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>) представленной из МБУ «УЖКХ» производство работ по <адрес изъят> в <адрес изъят> около Памятника выполнялось в соответствии с заключенным МБУ «УЖКХ» и ООО «ИнКом Групп» контрактом от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>-оаэф-2021 «Капитальный ремонт инженерных сетей электроснабжения и водоснабжения по <адрес изъят> в <адрес изъят>».
Также МБУ «УЖКХ» подтверждает, что все земляные работы по демонтажу
асфальтового покрытия, выборке грунта на проектную глубину, работы по прокладке инженерных коммуникаций с применением малых экскаваторов и при разработке грунта вручную велись непосредственно 000 «ИнКом Групп».
Также, МБУ «УЖКХ» сообщает, что между МБУ «УЖКХ» и 000 «Научно- производственный центр Туризма и Краеведения» заключен договор на выполнение научно-исследовательских, охранно-спасательных археологических изысканий для проведения археологических наблюдений за производством работ по титулу «Капитальный ремонт инженерных сетей электроснабжения и водоснабжения по <адрес изъят> в <адрес изъят>» в целях реализации согласованного раздела научно-проектной документации «Мероприятия по обеспечению сохранности территории объекта культурного наследия - достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» план археологических полевых работ на территории производства строительных работ», разработанной 000 «НПЦ Туризм и Краеведение» и входящего в состав проектной документации АО «ИЭПИ» по комплексному благоустройству улично-дорожной сети магальной части Дербента (Второй-Пятый этап реализации), объекта культурного наследия федерального значения достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» под обозначением ПСД-0119-2-0СОКН и прошедшей государственную историко-культурную экспертизу в Агентстве, в установленном федеральным законодательством порядке.
Согласно проектной документации АО «ИЭПИ» предусмотрены работы по
полной замене существующего покрытия улиц, замене подстилающих слоев покрытий, устройству нового несущего слоя, выборке и разработке грунта на проектную глубину возведения оснований. Разработка грунтов предусмотрена бульдозерами или экскаваторами, а также вручную с автосамосвалами в отвал или в насыпь.
Археологическое сопровождение за проведением земляных работ на территории достопримечательного места «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» проводится на основании открытого листа от ДД.ММ.ГГГГ N 2900-2021 на право проведения работ на территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательного места «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента», выданного ФИО6
Полномочия по государственной охране Памятника осуществляется ФИО2 культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 759-р «Об утверждении перечней объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляется Минкультуры России».
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона «Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ (далее - Федеральный закон N 73 ФЗ) объекты
культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Нормами статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ на лицо, осуществляющее
строительные работы, возложена "Обязанность по принятию мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ.
Согласно п. 3 ст. 36 Федерального закона N73-Ф3 строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Статьей 40 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что сохранение объекта культурного наследия это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона N73-Ф3 лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
Следовательно, ООО «ИнКом Групп» в нарушение СТ. 33, 36, 40 Федерального закона N 73 ФЗ, а также в нарушение требований согласованного раздела научно-проектной документации «Мероприятия по обеспечению сохранности территории объекта культурного наследия достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» план археологических полевых работ на территории производства строительных работ», разработанной 000 «НПЦ Туризм и Краеведение» и входящего в состав проектной документации АО «ИЭГIИ» по комплексному благоустройству улично-дорожной сети магальной части Дербента (Второй-Пятый этап реализации), объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» под обозначением ПСД-0119-2-0СОКН и прошедшей государственную историко-культурную экспертизу в Агентстве, в установленном федеральным законодательством порядке было допущено повреждение каменного водомета западного фасада Памятника при проведении земляных работ по прокладке инженерных коммуникаций по <адрес изъят>.
В соответствии с информацией, направленной из 000 «<данные изъяты> (вх. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 2622) в ответ на уведомление о составлении протокола сообщается, что 000 «ИнКом Групп» к факту повреждения Памятника непричастно. Согласно представленной информации 000 «ИнКом Групп» предоставило паспортные данные и объяснение гражданина ФИО8 ФИО16, который утверждает, что ДД.ММ.ГГГГ при передвижении по УЛ. Крупской в <адрес изъят> на транспортном средстве совершил разворот и повредил фасадную стену Памятника.
Однако, ФИО2 полагает, что гражданин ФИО8 ФИО17. привлекался ООО «ИнКом Групп» для проведения земляных работ рамках исполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ N 13-оаэф-2021 «Капитальный ремонт инженерных сетей электроснабжения и водоснабжения по <адрес изъят> в <адрес изъят>» и при совершении маневра, а также при выполнении земляных работ на земельном участке, непосредственно примыкающем к Памятнику осуществил повреждение каменного водомета западной фасадной стены Памятника.
Временем совершения административного правонарушения следует считать
ДД.ММ.ГГГГ - непосредственное выявление административного правонарушения при проведении выездного обследования.
Местом совершения административного правонарушения является место
выявления факта повреждения Памятника при проведении земляных работ,
осуществляемого по адресу: <адрес изъят>.
Также в суд ДД.ММ.ГГГГ за исх. <номер изъят> ВРИО ФИО2 Управлени Министре6ства культуры РФ по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам ФИО7 было представлено письменное Ходатайство к протоколу <номер изъят> об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «<данные изъяты>» <адрес изъят>, в котором выражена просьба в привлечении ООО «ИнКом Групп» <адрес изъят> к ответственности и опровержении доводов, изложенных в Возражении о невиновности во вменяемом правонарушении.
Допрошенный в судебном заседании представитель ООО «<данные изъяты>» Османов ФИО18. вину во вменяемом правонарушении не признал и пояснил, что 000 «ИнКом Групп» (вх. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 2622) в ответ на уведомление о составлении протокола сообщается, что 000 «ИнКом Групп» к факту повреждения Памятника непричастно. Согласно представленной информации 000 «ИнКом Групп» предоставило паспортные данные и объяснение гражданина ФИО8 ФИО22, который ДД.ММ.ГГГГ при передвижении по УЛ. Крупской в <адрес изъят> на транспортном средстве совершил разворот и повредил фасадную стену Памятника.
Письменное возражение и Дополнение к возражению приобщены к материалам дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения потерпевшего ФИО3 ФИО19 и представителя ООО «<данные изъяты>» ФИО1 ФИО20., свидетеля ФИО9 ФИО21., судья приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от дата N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определяет объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объект культурного наследия, включенный в реестр и Список всемирного наследия, признается особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации в первоочередном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Как следует из ч. 2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия Федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от одного миллиона до сумма прописью.
Как следует из материалов дела и установлено судом, объект культурного наследия федерального значения "Кирхляр-мечеть, 1748 г.», реестровый <номер изъят> входит в номинацию «Цидатель, старый город и крепостные сооружения Дербента» и расположен по адресу: <адрес изъят>.
Вышеуказанный объект состоит на государственной охране как памятник градостроительства и архитектуры на основании Постановления Министров РСФСР <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>-р «О перечне отдельных объектов культурного наследия полномочия по государственной охране которых осуществляет ФИО2 культуры Российской Федерации» государственную охрану данного объекта осуществляет ФИО2 культуры Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.1.1 приказа Минкультуры России N 121 "Об утверждении Положения о территориальном органе ФИО2 культуры Российской Федерации" территориальный орган осуществляет полномочия по государственному контролю и надзору за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а так же за состоянием объектов культурного наследия федерального значения и пользователей этими объектами.
Как указано выше, отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от дата N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Приказом ФИО2 культуры Российской Федерации от дата N 491 утвержден административный регламент предоставления ФИО2 культуры Российской Федерации государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, которым установлен, в том числе, круг заявителей и исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Приказом Минкультуры России N 1749 "Об утверждении порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия" утвержден порядок согласования проектной документации.
В ФИО2 культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам поступила информация из Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> (вход. От ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>) о повреждении объекта культурного наследия федерального значения «Кирхляр-мечеть», расположенного в <адрес изъят>, 1 магал, квартал 114, <адрес изъят>.
Поскольку судебная практика исходит из того, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.13 КоАП РФ, является длящимся правонарушением (см., например, Постановление N 5-122/2017 от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 5-122/2017), то суд признает временем совершения правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ, то есть когда непосредственно при проведении выездного обследования был выявлен факт административного правонарушения.
В соответствии с информацией ( вход. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>) поступившей из ГБУ «Дербентский государственный историко-архитектурный и археологический музей-заповедник» в ходе проведения земляных работ у Памятника по <адрес изъят> подрядной организацией ООО «ИнКом Групп» было допущено разрушение части Памятника.
На основании требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия» и в соответствии с заданием от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>ФИО2 было проведено выездное обследование в отношении Памятника без взаимодействия с контролируемым лицом.
В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия ФИО2 было установлено, что возле западной фасадной стены Памятника, ориентированной на <адрес изъят>, проведены работы по демонтажу дорожного асфальтового покрытия улицы и проводятся земляные работы по разработке грунта и устройству траншей, колодцев под прокладку инженерных коммуникаций. Юго-западный водомет, встроенный в каменную кладку западной фасадной стены под карнизом разрушен до своего основания. Возле стены Памятника располагаются отвалы грунта, камней в результате проведенный земляных строительных работ. В ходе проведения осмотра обломков каменного водомета в отвалах грунта не зафиксированы.
По итогам проведения выездного обследования ФИО2 был направлен запрос в Муниципальное бюджетное учреждение «ФИО2 жилищно-коммунального хозяйства» Администрации городского округа «<адрес изъят>» (далее МБУ «УЖКХ») о предоставлении информации о наличии заданий и разрешений и согласовании научно-проектной документации, раздела по обеспечению сохранности в отношении Памятника при проведении работ по благоустройству магальной части, а также о предоставлении сведений об организации, проводившей земляные работы по демонтажу существующего асфальтового покрытия, выборке грунта на проектную глубину, а также прокладке инженерных коммуникаций по улиц Крупской возле Памятника.
Судом установлено, что в соответствии с информацией (вход. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>) представленной из МБУ «УЖКХ» производство работ по <адрес изъят> в <адрес изъят> около Памятника выполнялось в соответствии с заключенным МБУ «УЖКХ» и ООО «ИнКом Групп» контрактом от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>-оаэф-2021 «Капитальный ремонт инженерных сетей электроснабжения и водоснабжения по <адрес изъят> в <адрес изъят>».
МБУ «УЖКХ» представлен Контракт <номер изъят>-оаэф-2021, которым подтверждается, что все земляные работы по демонтажу асфальтового покрытия, выборке грунта на проектную глубину, работы по прокладке инженерных коммуникаций с применением малых экскаваторов и при разработке грунта вручную велись непосредственно 000 «<данные изъяты>
Также, суду представлен договор, из которого следует, что между МБУ «УЖКХ» и 000 «Научно- производственный центр Туризма и Краеведения» заключен договор на выполнение научно-исследовательских, охранно-спасательных археологических изысканий для проведения археологических наблюдений за производством работ по титулу «Капитальный ремонт инженерных сетей электроснабжения и водоснабжения по <адрес изъят> в <адрес изъят>» в целях реализации согласованного раздела научно-проектной документации «Мероприятия по обеспечению сохранности территории объекта культурного наследия - достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» план археологических полевых работ на территории производства строительных работ», разработанной 000 «НПЦ Туризм и Краеведение» и входящего в состав проектной документации АО «ИЭПИ» по комплексному благоустройству улично-дорожной сети магальной части Дербента (Второй-Пятый этап реализации), объекта культурного наследия федерального значения достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» под обозначением ПСД-0119-2-0СОКН и прошедшей государственную историко-культурную экспертизу в Агентстве, в установленном федеральным законодательством порядке.
Согласно проектной документации АО «ИЭПИ» предусмотрены работы по полной замене существующего покрытия улиц, замене подстилающих слоев покрытий, устройству нового несущего слоя, выборке и разработке грунта на проектную глубину возведения оснований. Разработка грунтов предусмотрена бульдозерами или экскаваторами, а также вручную с автосамосвалами в отвал или в насыпь.
Археологическое сопровождение за проведением земляных работ на территории достопримечательного места «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» проводится на основании открытого листа от ДД.ММ.ГГГГ N 2900-2021 на право проведения работ на территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательного места «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента», выданного ФИО31 ФИО23
Следовательно, ООО «<данные изъяты> Групп» в нарушение СТ. 33, 36, 40 Федерального закона N 73 ФЗ, а также в нарушение требований согласованного раздела научно-проектной документации «Мероприятия по обеспечению сохранности территории объекта культурного наследия достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» план археологических полевых работ на территории производства строительных работ», разработанной ООО «НПЦ Туризм и Краеведение» и входящего в состав проектной документации АО «ИЭГIИ» по комплексному благоустройству улично-дорожной сети магальной части Дербента (Второй-Пятый этап реализации), объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» под обозначением ПСД-0119-2-0СОКН и прошедшей государственную историко-культурную экспертизу в Агентстве, в установленном федеральным законодательством порядке было допущено повреждение каменного водомета западного фасада Памятника при проведении земляных работ по прокладке инженерных коммуникаций по <адрес изъят>.
Действия ООО «ИнКом Групп» судом квалифицируются по ч.2 ст.7.13 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ООО «ИнКом Групп» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: Письмом ФИО2 Агентства по охране культурного наследия РД от 11.11.2021г. за <номер изъят>; письмом директора ФИО10 на имя ФИО2 культуры РФ по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам от ДД.ММ.ГГГГ за исх. <номер изъят>; Заданием на проведение выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ за <номер изъят>ФИО2 культуры РФ по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам; Актом выездного обследования <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ; Протокол осмотра объекта культурного наследия <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ с фотофиксацией из трех фото; письмом в адрес МБУ «УЖКХ» городского образования «<адрес изъят>» о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ за <номер изъят>; письмом в адрес ФИО2 Агентства по охране культурного наследия РД от ДД.ММ.ГГГГ за <номер изъят>; Запросом о направлении информации в адрес ФИО2 культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ за <номер изъят>; письмом на имя ФИО2 культуры РФ по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам от ДД.ММ.ГГГГ за <номер изъят>; Письмом на имя на имя Врио ФИО2 культуры РФ по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам от ДД.ММ.ГГГГ за <номер изъят>; Заключение <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ о результатах рассмотрения документации (раздела проектной документации) мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия АО «Институт экологического проектирования и изысканий» выданного Агентством по Охране культурного наследия РД; АКТом государственной историко-культурной экэспертизы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия при проведении земляных и(или) хозяйственных работ на земельном участке, непосредственно связанным с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия: «Комплексное благоустройство улично-дорожной сети магальной части <адрес изъят>: Второй-пятый этапы реализации проекта формирования комфортной городской среды в исторических магальных кварталах <адрес изъят>»/ Мероприятия по обеспечению сохранности территории объекта культурного наследия достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента»: План археологических полевых работ на территории второго-пятого этапов реализации благоустройства улично-дорожной сети магальных кварталах <адрес изъят>» начатого 15.11.2019г. и оконченного 06.12.2019г. на 19 листах; письмом на имя Врио ФИО2 культуры РФ по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам от ДД.ММ.ГГГГ за <номер изъят> от начальника МБУ УЖКХ городского округа «<адрес изъят>»; Контракт <номер изъят>-оаэф-2021 от ДД.ММ.ГГГГ между МБУ УЖКХ городского округа «<адрес изъят>» и ООО «Инкомгрупп» с приложением <номер изъят>-Техническое задание; Приложение <номер изъят> и <номер изъят>; Договор подряда 2-арх-2021 на выполнение научно-исследовательских охранно-спасательных археологических изысканий от 20.09.2021г.; Утвержденных и согласованных Технических заданий на выполнение научно-исследовательских охранно-спасательных археологических изысканий с приложениями <номер изъят>, с приложениями <номер изъят>, <номер изъят> и Расчетной стоимостью; Договор подряда <номер изъят>-арх-2021 от ДД.ММ.ГГГГ; Техническое задание на выполнение научно-исследовательских охранно-спасательных археологических изысканий от ДД.ММ.ГГГГ годв с Приложениями <номер изъят>, <номер изъят> и Расчетной стоимостью; Договор подряда <номер изъят>-арх-2021 на разработку раздела проектной документации об обеспечении мер сохранности объекта культурного наследия и представления историко-культурной экспертизы к Разделу от ДД.ММ.ГГГГ с Приложением <номер изъят>-Техническое задание на разработку раздела проектной документации об обеспечении мер сохранности объекта культурного наследия и представления историко-культурной экспертизы к Разделу; Приложение <номер изъят>- Протокол согласования Договорной стоимости на разработку раздела проектной документации об обеспечении мер сохранности объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ; Расчетная стоимость разработки; Договор подряда <номер изъят>-арх-2021 на разработку раздела проектной документации об обеспечении мер сохранности объекта культурного наследия и представления историко-культурной экспертизы к Разделу от ДД.ММ.ГГГГ с Приложением <номер изъят>-Техническое задание на разработку раздела проектной документации об обеспечении мер сохранности объекта культурного наследия и представления историко-культурной экспертизы к Разделу; Приложение <номер изъят>- Протокол согласования Договорной стоимости на разработку раздела проектной документации об обеспечении мер сохранности объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ; Расчетная стоимость разработки; Открытый лист <номер изъят> на имя ФИО6, показаниями свидетеля ФИО9 ФИО24 который подтвердил, что им было сообщено представителю ФИО2 культуры РД о случившемся факте правонарушения, что в последующем стало основанием для составления протокола о правонарушении в отношении виновного лица и иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о доказанности вины ООО «ИнКом Групп» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.
Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, у суда не имеется.
Доводы ФИО2 ООО «<данные изъяты>» о своей невиновности не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседании и опровергаются материалами дела.
Довод ФИО2 ООО «<данные изъяты>», изложенный в письменном возражении, о необходимости прекращения производства по данному делу на основании отсутствия события административного правонарушения является не обоснованным, поскольку противоречит сам себе, ибо в самом возражении он указывает, что водомет был сломан ФИО8 ФИО25. Последний в судебное заседание не явился. Факт повреждения каменного водомета западного фасада Памятника при проведении земляных работ по прокладке инженерных коммуникаций по <адрес изъят> никем не отрицается.
Второй довод, что в соответствии с Контрактом <номер изъят>-оаэф-2021, заключенным между МБУ «УЖКХ» городского округа «<адрес изъят>» и ООО «ИнКом Групп» на подрядчике не лежит ответственность по Обеспечению выполнения на Объекте мероприятий по охране близлежащих объектов культурного наследия не входит в обязанность подрядчика, так как данное обязательство не прописано в контракте и не предусмотрено законодательством РФ основан на собственном толковании Российского законодательства. Так в Контракте <номер изъят>-оаэф-2021 от ДД.ММ.ГГГГ в главе 1. Предмет Контракта в п.1.3 зафиксировано «Место выполнения работ: <адрес изъят>, территория 5-6 магалов <адрес изъят> согласно проектно-сметной документации и технического задания». В самом Техническом задании в графе «Условия выполнения работ» стороны закрепили «До начала выполнения работ представить заказчику для оформления пропусков список персонала, который будет задействован на объекте, с указанием фамилии, имени, отчества и паспортных данных каждого работника, а также номера автомашин, подвозящих материалы, оборудование и др. грузы для выполнения работ с целью получения разрешения на въезд на территорию учреждения. … Работы должны выполняться в соответствии с настоящим техническим заданием, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность для третьих лиц и окружающей среды, требованиям безопасности труда и пожарной безопасности объекта, в соответствии со сметной документацией».
Довод, что согласно Федеральному закону №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации охранное обязательство лежит на собственнике или ином законном владельце объекта культурного наследия и с 2015 года согласно договору с ТУ Росимущества за <номер изъят> от 28.082015 года данный объект находится в безвозмездном пользовании ГБУ РД «ДМЗ» никоим образом не влияет на существо вменяемого ООО «ИнКом Групп» правонарушения.
Утверждение, что ООО «ИнКом Групп» не проводило строительных работ в пределах охранной зоны объекта культурного наследия является само по себе вымыслом и оно не влияет на существо вменяемого ООО «ИнКом Групп» правонарушения, поскольку согласно контракта <номер изъят>-оаэф-2021 от ДД.ММ.ГГГГ и представленной проектной документации ООО «<данные изъяты>» подрядчик обязался выполнить : Капитальный ремонт инженерных сетей электроснабжения и водоснабжения по <адрес изъят> в <адрес изъят>.
Довод ФИО2 ООО «<данные изъяты>», что виновным в повреждении каменного водомета западного фасада Памятника при проведении земляных работ по прокладке инженерных коммуникаций по <адрес изъят> является гражданин ФИО8 ФИО27. опровергается материалами дела, поскольку как утверждает генеральный директор ООО «ИнКом Групп» ФИО11 ФИО8 ФИО29ДД.ММ.ГГГГ сломал водомет, но как явствует из переписки директора ФИО10 за исх. <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ тракторным ковшом был отломан каменный водомет, чем было допущено разрушение части памятника. К тому же, если даже допустить, что ФИО8 ФИО28 и совершил разрушение части памятника, то данный факт не влияет на существо вменяемого правонарушения, поскольку виновными действиями ООО «ИнКом Групп» было допущено указанное лицо к объекту, где проводился капитальный ремонт согласно Договора от ДД.ММ.ГГГГ и Сметной документации, и на водителя ФИО8 ФИО26 не был выписан пропуск(допуск) к проведению работ.
К тому же, как зафиксировано на фото к Протоколу осмотра объекта культурного наследия <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ возле стен Памятника перекопана земля и мимо проезжающий трактор не мог передвигаться впритык к стене, чтобы в ходе движения сломать с основания водомет. Водомет как установлено при проведении проверки был сломан в ходе проведения земляных работ. К тому же, если нарушение было допущено мимо проезжавшим транспортом, то он бы не остановился чтобы собрать отломленные части Памятника культуры и куда-то увезти. Это могли сделать только сотрудники, проводившие работы на данном участке. Как зафиксировано в Протоколе осмотра объекта культурного наследия <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «в ходе проведения осмотра обломки каменного водомета в отвалах грунта не зафиксировано».
Довод, изложенный в Возражении, что работник ООО «ИнКом Групп», проводивший строительный контроль на вышеуказанном объекте, увидев совершение столкновения транспортного средства с объектом культурного наследия федерального значения и проявив гражданскую позицию, остановил водителя транспортного средства, убедившись, что последний признал свою вину в данном происшествии, получил от него необходимые данные, удостоверяющие личность водителя, для дальнейшего взаимодействия с последним», воспринимается судом как попытка уйти от ответственности. Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2). В то же время, проявляя гражданскую позицию, работник ООО «ИнКом Групп», проводивший строительный контроль на вышеуказанном объекте, увидев совершение столкновения транспортного средства с объектом культурного наследия федерального значения обязан был сразу же сообщить в правоохранительные органы о случившемся. А как следует из материалов дела, после того как была проведена проверка сотрудниками Мин.культуры ДД.ММ.ГГГГ, после того как был составлен ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении, и когда ФИО2 ООО «<данные изъяты>» стали известны размеры штрафных санкций, то только ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в правоохранительные органы по факту разрушения водомета на Памятнике культуры по <адрес изъят>.
Доводы, выдвигаемые ФИО2 ООО «<данные изъяты>» в ходе судебного разбирательства свидетельствуют лишь о попытке избежать установленной законом ответственности за содеянное.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО «<данные изъяты>» были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Письменного ходатайства от ФИО2 ООО «<данные изъяты>» об истребовании и исследовании дополнительных доказательств не поступило.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, судом признано совершение проступка впервые.
Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29. 9, ст. 29.10 КоАП РФ
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо-ООО «<данные изъяты>», ОГРН <***>, ИНН-<***>, расположенного по адресу:107061, <адрес изъят>, оф. 1-59 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.13 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 1 (одного миллиона) рублей.
Разъяснить, что получателем штрафа является: ФИО2 культуры Российской Федерации по Южному и Северо- Кавказскому федеральным округам, юридический адрес: 344002, <адрес изъят>, ИНН <***>, КПП 616401001, ОГРН <***>, дата образования 19.09.2008г.
Идентификационные данные плательщика штрафа: ИНН <***>, ОГРН <***>.
В соответствии со ст. 32.2 ч. 1 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной, не позднее шестидесяти дней со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Одновременно разъясняем, что в случае не уплаты административного штрафа по истечении 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, будете привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, то есть административному штрафу в 2-х кратном размере суммы не уплаченного штрафа либо к административному аресту на срок до 15 суток.
Копию постановления направить лицу, в отношении которого оно вынесено, и должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Дербентский городской суд.
СУДЬЯ ФИО30 Гасанов