Дело № 5-73/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<...> 28 октября 2019 года
Судья Приморского районного суда Архангельской области Лощевская Е.А.,
с участием защитника Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник" ФИО1,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - консультанта отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник", расположенного по адресу: Архангельская область, Соловецкий район, пос. Соловецкий, имеющего ОГРН №, ИНН №,
установил:
В отношении Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник" (далее ФГБУК "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник") 11 октября 2019 года составлен протокол №30/19-ГКН об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.13 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ФГБУК "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник" ФИО1 факт совершения административного правонарушения оспаривала, ссылаясь на отсутствие события и состава административного правонарушения, по следующим основаниям. Пунктом 1 ст. 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ предусмотрена обязанность законного владельца осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия. «Крест поклонный, XIX век ", расположенный по адресу: <адрес> на момент оформления права оперативного управления не находилась в надлежащем техническом состоянии, ее физическое состояние за прошедшие годы не изменилось в худшую сторону, а само по себе не проведение работ по сохранению объекта не является нарушением законодательства. Учитывая вышеизложенное, факт административного правонарушения, предусмотренного ч.2. стати 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствует, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5, пункта 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения. Кроме того, в действиях ФГБУК "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник" отсутствует такой необходимый признак состава административного правонарушения, как вина. Объекты культурного наследия находятся в пользовании Соловецкого музея-заповедника в оперативном управлении, при этом право собственности по этим объектам принадлежит государству. Согласно пп.5), п.1 статьи 9 73-ФЗ сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности относится к полномочиям федеральных органов государственной власти. В 2013 году по заказу Министерству культуры ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» была разработана, а в 2014 году на Коллегии Министерства культуры утверждена Концепция сохранения культурного наследия Соловецкого архипелага. Данная концепция содержала график проведения ремонтно-реставрационных работ по всем объектам культурного наследия Соловецкого архипелага с 2014 по 2019 годы. Таким образом, к текущему году было запланировано завершение ремонтно-реставрационных работ по всем памятникам Соловецкого архипелага. В связи с низкими темпами работ сроки завершения работ постоянно сдвигались. Учитывая аварийное состояние и возможное ухудшение физического состояния ряда объектов культурного наследия Соловецким музеем - заповедником были направлены письма в Фонд по сохранению и развитию Соловецкого архипелага о включении их в план работ на 2019 и 2020 годы. По объекту культурного наследия «Крест поклонный, XIX век » направлены письма в Фонд по сохранению и развитию Соловецкого архипелага о включении их в план работ на 2020 год. Учитывая вышеизложенное, вина должностных лиц организации и, соответственно, самого ФГБУК «Соловецкий государственный историко - культурный и природный музей-заповедник» в том, что допущено неисполнение обязанности по обеспечению финансирования и организации проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия «Крест поклонный, XIX век», то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2. статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствует, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5, пункта 2 части 1 статьи 29.9 данного Кодекса является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения (отсутствие вины в совершении административного правонарушения).
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО2 поддержал доводы, изложенные в протоколе.
На основании п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья пришел к следующему.
Объект культурного наследия " Крест поклонный, XIX век " включен в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 759-р.
Согласно выписке из реестра федерального имущества указанный Объект культурного наследия находится в собственности государства, передан в оперативное управление ФГБУК "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник".
Согласно протоколу об административном правонарушении, объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельные сооружения островов Соловецкого архипелага, XVI век - первая половина XX века» (далее – объект) находится в неудовлетворительном состоянии, в том числе " Крест поклонный, XIX век ", расположенный по адресу: <адрес>
Должностное лицо - консультант отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу, усмотрел в действиях ФГБУК "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник" признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.13 КоАП РФ, а именно, пользование объектом культурного наследия федерального значения "Крест поклонный, XIX век» осуществляется с нарушением требований статей 47.2 и 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ. Обязанность по обеспечению финансирования и организации проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия не исполняется. Обязанность при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, также не исполняется.
За данные деяния в отношении ФГБУК "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
Согласно статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ) требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В соответствии со статьей 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
ФГБУК "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник", как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела в суде последовательно вину в совершении вмененного правонарушения не признавало, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
Как указано защитником юридического лица в судебном заседании, ФГБУК "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник" является бюджетным учреждением, собственных средств на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, не имеет. Учреждение предпринимало все меры для сохранения объекта культурного наследия.
Указанный довод заслуживает внимание в силу следующего.
В соответствии с подпунктами 5, 6, 8 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 73-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности; государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; установление общих принципов содержания объектов культурного наследия и установления границ территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, проведения строительных, ремонтных и иных работ на территориях объектов культурного наследия и в зонах их охраны.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона N 73-ФЗ источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные поступления, местные бюджеты.
Из указанного следует, что обязанность по финансированию мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, на ФГБУК "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник" законодательством не возложена.
Довод защитника о том, что в целях сохранения объекта культурного наследия в 2013 году ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» была разработана, а в 2014 году на Коллегии Министерства культуры утверждена Концепция сохранения культурного наследия Соловецкого архипелага. Данная концепция содержала график проведения ремонтно-реставрационных работ по всем объектам культурного наследия Соловецкого архипелага с 2014 по 2019 годы, должностным лицом в судебном заседании не опровергнут.
Из материалов дела следует, что в августе 2019 года в Фонд по сохранению и развитию Соловецкого архипелага направлено совместное письмо о включении рассматриваемого объекта культурного наследия в план ремонтно-реставрационных работ на 2020 год.
Указанное свидетельствует о том, что юридическим лицом предпринимались меры по организации работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия.
Кроме этого, материалы дела не содержат доказательств состояния объекта культурного наследия на момент передачи в оперативное управление и состояния объекта в настоящее время. Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что ФГБУК "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник" допустил ухудшение состояния территории объекта культурного наследия, не представлено.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В деле отсутствуют доказательства, что именно у ФГБУК "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник", как у лица, в оперативном управлении которого находится объект культурного наследия, имелась возможность для соблюдения ст. 7.13 КоАП РФ: а именно финансирования и исполнения обязанности по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельные сооружения островов Соловецкого архипелага, XVI век - первая половина XX века» (далее – объект) находятся в неудовлетворительном состоянии, в том числе " Крест поклонный, XIX век ", расположенный по адресу: <адрес>
При рассмотрении дел об административном правонарушении установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, должны быть доказательства, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
С учетом изложенного, совокупность доказательств, которая бы бесспорно свидетельствовала о наличии в действиях ФГБУК "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник", состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ, суду не представлена.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу указанного, с учетом установленных обстоятельств, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ФГБУК "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник", подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.ст.29.10, 29.11 КоАП РФ,
постановил:
производство по делу № 5-73/2019 об административном правонарушении, предусмотренном статьей ч.2 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГБУК "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник", прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.А. Лощевская