ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-73/2018 от 24.04.2018 Березниковского городского суда (Пермский край)

Дело № 5-73 /2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Березники 24 апреля 2018 года

Судья Березниковского городского суда Пермского края Петрова Е.А.

при секретаре судебного заседания Рожковой Ю.В.,

с участием законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, - ООО «Пермстроймет+» ФИО1, действующего на основании устава, защитника Шпехт Т.В., действующей на основании доверенности от .....,

должностного лица - консультанта сектора государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края ФИО2,

рассмотрев в помещении Березниковского городского суда Пермского края дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Пермстроймет+» (юридический адрес: ....., ),

у с т а н о в и л:

..... заведующим сектором, консультантом сектора государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края ФИО2 в отношении ООО «Пермстроймет+» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившимся в том, что в период с 20.06.2016 по 20.09.2017 ООО «Пермстроймет+» выполняло работы по приспособлению объекта культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Авангард» (.....) без получения обязательного письменного разрешения в уполномоченном государственном органе по охране объектов культурного наследия в Пермском крае.

Законный представитель ООО «Пермстроймет+» - ФИО1 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, не признал.

Защитник ООО «Пермстроймет+» - Шпехт Т.В. в судебном заседании пояснила, что в рассматриваемом деле при производстве работ по приспособлению объекта культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Авангард» никаких нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия ООО «Пермстроймет+» допущено не было. В письменных пояснениях по делу указала, что работы в период с 20.06.2016 по 20.09.2017 ООО «Пермстроймет+» выполняло на объекте культурного наследия на основании контракта от 20.06.2016. В соответствии с проектом работы по приспособлению объекта культурного наследия «Кинотеатр «Авангард» представляют собой полную реконструкцию объекта, в том числе с заменой конструктивных элементов. Заказчик работ МКУ «УКС» ввиду масштабности и высокой общей стоимости работ по проекту разделил выполнение работ на несколько этапов. На данный момент реализовано 4 этапа работ. В связи с тем, что работы на объекте затрагивают конструктивные элементы, ООО «Пермстроймет+», начиная с июля 2014 года, выполняло все работы на объекте культурного наследия на основании разрешения на строительство, выданного 23.07.2014 Министерством культуры Пермского края. 04.05.2016 срок действия данного разрешения продлен до 03.05.2018. Отмечает, что необходимость получения обоих разрешений нормами действующего законодательства не предусмотрена. Полагает, что при действующем разрешении на строительство (реконструкцию) объекта культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Авангард» необходимости в дополнительном получении разрешения на проведение работ по сохранению объекта для проведения четвертого этапа работ не было. Считают, что производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо консультант сектора государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края ФИО2 в судебном заседании и в письменных пояснениях по делу об административном правонарушении указал, что обязанность получения разрешения в уполномоченном органе определена ст. 45 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ». При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия уполномоченным органом по охране объектов культурного наследия при необходимости выдается два разрешения, при этом разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия является основным. Отмечает, что на объекте культурного наследия «Кинотеатр «Авангард» проводились работы по сохранению, а именно приспособление объекта культурного наследия для современного использования. Обязанность получения разрешения на проведение работ по сохранению в соответствии с приказом Минкультуры РФ от 21.10.2015 № 2625 возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается застройщику. Таким образом, при проведении работ по сохранению предусмотрено 2 вида разрешений для разных сторон, имеющих разную утвержденную форму, разный функционал, разные сведения. В соответствии с п. 4.3.1 контракта от 20.06.2016 МКУ «Управление капитального строительства» обязано получить разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Заказчик получил и передал ООО «Пермстроймет+» разрешение на строительство. В соответствии с п. указанного контракта ООО «Пермстроймет+» обязано немедленно письменно уведомить заказчика, приостановить работы при обнаружении возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний. ООО «Пермстроймет+», являясь лицензированной организацией, знало о нормах законодательства, имело возможность соблюдения требований, однако соответствующих действий не предприняло.

Выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по статье 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) наступает за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.

Объектом рассматриваемых правонарушений выступают общественные отношения, складывающиеся в области сохранения объектов культурного наследия народов РФ.

Объективная сторона правонарушений состоит в невыполнении или нарушении требований законодательства РФ о запрещении проведения работ, которые могут причинить ущерб памятникам, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого правонарушения является отсутствие разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, когда оно обязательно в связи с необходимостью обеспечить охрану объектов культурного наследия при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.

Виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности в случае отсутствия при проведении указанных работ разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия, когда такое разрешение обязательно в связи с необходимостью обеспечить охрану объектов культурного наследия - памятников истории и культуры или ансамблей, которые могут пострадать при проведении названных работ.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в РФ на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры, являются предметом регулирования Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

В силу подп. 1 п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия: на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 данного Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 данного Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 данного Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия (ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия – направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Исходя из положений п. 4 ст. 40 указанного Федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями данного Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 43 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

Под приспособлением объекта культурного наследия для современного использования понимаются научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (ст. 44 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

Общие правила проведения работ по сохранению объекта культурного наследия определены в статье 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Процедура осуществления ремонтно-реставрационных работ в отношении объектов культурного наследия включает в себя следующие этапы:

-согласование соответствующим органом охраны объектов культурного наследия задания на проведение работ;

-разработка научно-проектной документации и проведение государственной историко-культурной экспертизы;

-получение разрешения на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;

-осуществление контроля за проведением ремонтно-реставрационных работ.

Порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия утвержден Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 № 2625 (далее - Порядок).

В силу подп. 2 п. 3 Порядка выдача разрешения осуществляется региональным Органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Выдача разрешения осуществляется согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденному Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.07.2012 № 811.

Согласно ч. 5.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами - местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с данным Кодексом.

В соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается застройщику (техническому заказчику).

В силу особой значимости объектов культурного наследия законодателем установлен особый порядок их ремонта и реставрации, который урегулирован не нормами Градостроительного кодекса РФ, а специальными нормативными актами, основным из которых является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что объект культурного наследия «Кинотеатр Авангард» (.....) поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения».

ООО «Пермстроймет+» с июля 2014 года выполняло работы на данном объекте на основании разрешения на строительство, выданного Министерством культуры Пермского края от 23.07.2014. Срок указанного разрешения был продлен 04.05.2016 до 03.05.2018.

В период с 20.06.2016 по 20.09.2017 ООО «Пермстроймет+» выполняло работы по приспособлению объекта культурного наследия регионального значения «Кинотеатр Авангард» без получения в уполномоченном государственном органе по охране объектов культурного наследия в Пермском крае письменного разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Доводы ООО «Пермстроймет+» о том, что разрешение на строительство и разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдаются одним и тем же органом охраны объектов культурного наследия, необходимость получения обоих разрешений одновременно нормами действующего законодательства не предусмотрена, основаны на неверном толковании норм материального права.

Из системного анализа правовых норм, регламентирующих выполнение работ на объекте культурного наследия, следует, что разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия имеет приоритет по отношению к разрешению на строительство.

Кроме того со 02.05.2017 на основании постановления Правительства Пермского края № 260-п от 19.04.2017 функции Министерства культуры Пермского края как органа государственной власти субъекта РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, расположенных на территории РФ и в рамках реализации полномочий РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта РФ в пределах компетенции, установленной законодательством, а также как учредителя государственного краевого бюджетного учреждения культуры «Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)» переданы Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края.

Из указанного, применительно к настоящему делу, следует, что разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия имеет приоритет по отношению к выданному Министерством культуры Пермского края разрешению на реконструкцию объекта капитального строительства от 23.07.2014 и продленному на срок до 03.05.2018.

Представленное в подтверждение своих доводов защитником ООО «Пермстроймет+» разрешение на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения от ....., выданное Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, не может быть принято во внимание, поскольку выдано на срок до 19.11.2014.

Форма разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ или выявленного объекта культурного наследия, утверждена в Приложении № 1 к приказу Министерства культуры РФ от 21.10.2015 № 2625.

23.07.2014 Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края ООО «Пермстроймет+» было выдано разрешение на реконструкцию объекта культурного наследия, а не на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Таким образом, разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия должно быть на всем протяжении их осуществления. При этом, его обязательное наличие при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия не поставлено в зависимость от наличия одновременно разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, выдается разрешение на строительство, при проведении подобных работ требуется получение двух разрешений.

Вина ООО «Пермстроймет+» подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ..... (л.д. 1-3), объяснением директора ООО «Пермстроймет+» от ....., в котором он не оспаривает отсутствие разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (л.д. 6-7), справками о стоимости выполненных работ и затрат от ..... за отчетный период с ..... по ..... (л.д.16-18), актом о приемке выполненных работ от ..... за отчетный период с ..... по ..... (л.д.19-22), актом о приемке выполненных работ от ..... за отчетный период с ..... по ..... (л.д. 23-42), актом о приемке выполненных работ от ..... за отчетный период с ..... по ..... (л.д.43-52), актом о приемке выполненных работ от ..... за отчетный период с ..... по ..... (л.д. 53-56), актом о приемке выполненных работ от ..... за отчетный период с ..... по ..... (л.д. 57-59), актом о приемке выполненных работ .1 от ..... за отчетный период с ..... по ..... (л.д. 60-62), актом о приемке выполненных работ от ..... за отчетный период с ..... по ..... (л.д. 63-66), актом о приемке выполненных работ от ..... за отчетный период с ..... по ..... (л.д. 67-73), актом о приемке выполненных работ от ..... за отчетный период с ..... по ..... (л.д. 74-79), актом о приемке выполненных работ от ..... за отчетный период с ..... по ..... (л.д. 80-82).

Изученные материалы дела свидетельствуют о том, что у ООО «Пермстроймет+» имелась возможность для соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия, за нарушение которого ст. 7.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, действия ООО «Пермстроймет+» подлежат квалификации по ст. 7.14 КоАП РФ.

Санкция ст. 7.14 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, обстоятельства совершения и характер рассматриваемого административного правонарушения, прихожу к выводу о том, что наложение на ООО «Пермстроймет+» наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей является достаточным, так как соотносится с характером совершенного административного правонарушения, степенью вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественным и финансовым положением, и соответственно, обеспечивает справедливое и соразмерное административное наказание.

Указанное наказание согласуется с его предупредительными целями, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

признать Общество с ограниченной ответственностью «Пермстроймет+» (юридический адрес: ....., ) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья (подпись) Е.А. Петрова

Копия верна. Судья