ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-73/2021 от 02.06.2021 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело № 5-73/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 июня 2021 года город Севастополь

Судья Нахимовского районного суда города Севастополя Григорьева Ульяна Сергеевна, с участием защитника привлекаемого к административной ответственности лица - Кувшиновой О.Ю. и представителей Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Диско Л.Н. и Пустильник В.И. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Нахимовского районного суда города Севастополя (г. Севастополь, ул. Адмирала Макарова, д.9) дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении

должностного лица - директора ФИО7 Соломонова ФИО7, ФИО7 года рождения, уроженца города Севастополя, зарегистрированного по адресу : город ФИО7

привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ,

установил:

В ходе административного расследования, проведенного на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования от 26 января 2021 года государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Пустильник В.И. 25 марта 2021 года составлен протокол об административном правонарушении № 00184/13/2021 в отношении должностного лица - директора ФИО7 Соломонова Д.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 25.05.2021 в связи с поступившими обращениями граждан от 15.01.2021 должностными лицами Севприроднадзора проведено рейдовое мероприятие.

В результате осмотра территории земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Фиолентовское шоссе, 138, в границах водоохранной зоны Черного моря выявлен сброс сточных вод с гибкого водовыпуска (два шланга), выведенного от локальных очистных сооружений жилого комплекса ФИО7. Земельный участок на котором расположен данный жилой комплекс передан во временное пользование на основании договора аренды от 08.07.2020 № 382 ФИО7

Представители административного органа в судебном заседании просили привлечь Соломонова Д.В. к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Защитник Соломонова Д.В. в судебном заседании просила прекратить производство по административному делу. Поддержала доводы, изложенные в возражениях, приобщенных к материалам дела.

Из которых следует, что должностными лицами административного органа факт вывода шланга с территории ФИО7 не зафиксирован и является только предположением. Кроме того, в момент рейдового мероприятия вытекание из шланга не производилось. Более того, между рейдовым мероприятием и забором проб почвы прошел значительный промежуток времени, в который могло произойти загрязнение почвы как природного, так и искусственного характера.

Одновременно защитник обратила внимание на то обстоятельство, что прилагающие к земельному участку территории на предмет их загрязнения не исследовались, а, следовательно, невозможно придти к однозначным выводам о порче земли, либо об ухудшении ее физических свойств почв или иного негативного влияния.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 58 Конституции РФ каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.

В соответствии со статьей 75 Закона за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Статьей 12 Земельного кодекса РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Как следует из материалов дела, поводом для проведения рейдового мероприятия явилось обращения граждан. Из которых следует, что ФИО7 осуществил 14.01.2021 откачку канализационных стоков из локальных очистных сооружений и их сброс на прилегающую территорию.

Из акта обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № 14/13-2021-Р от 21.01.2021 следует, что инспекторов города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Сидоровой М.А. в границах земельного участка зафиксировано следующее:

- наличие земляного канала, образованного в результате линейных земляных работ;

- бетонные резервуары ЛОС, от которых выведен гибкий водовыпуск (шланг), который проходит по земляному каналу до искусственного земляного углубления (ямы);

- в момент осмотра, в яме имелись иловые отложения и характерный для канализации запах.

В связи с изложенным составлен протокол взятия проб и образцов № 4/13/2021 от 11.02.2021 по своему содержанию аналогичный вышеуказанному акту.

Согласно протоколу лабораторных испытаний № 04-П-21 от 19.02.2021 значение концентрации загрязняющих веществ сульфат-ионов превышает допустимую концентрацию.

Тем самым причинен вред почве, как объекту окружающей среды вследствие загрязнения ее химическими веществами.

По факту выявленных нарушений должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ в отношении Соломонова Д.В., который согласно выписки из ЕГРЮЛ являлся директором ФИО7

Суд признает факт совершения Соломоновым Д.В. административного правонарушения установленным и подтвержденным собранными по делу доказательствами, а именно: обращениями граждан; протоколом об административном правонарушении; протоколом лабораторных исследований; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; протоколом взятия проб и образцов; выписки из ЕГРН; выписки из ЕГРЮЛ; акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований с фототаблицей; видеозаписи; договора аренды земельного участка.

Доводы защитника, привлекаемого к административной ответственности лица о том, что должностными лицами административного органа факт вывода шланга с территории ФИО7 не зафиксирован и является только предположением являются несостоятельными и противоречит материалам дела.

Из фотоматериалов, находящихся в материалах дела усматривается, что шланг белого цвета проходит по огороженной территории земельного участка, в непосредственной близости ЛОС.

Иную цель размещения данного шланга и его функционал отличные от установленных должностным лицом, защитник суду пояснить не смогла.

Кроме того, доводы защитника о том, что в момент проведения осмотра фактов вытекания из шланга не зафиксировано само по себе не может свидетельствовать об отсутствии состава вмененного административного правонарушения, так как административное правонарушение совершено 14.01.2021, а осмотр произведен 21.01.2021.

Также несостоятельными являются доводы, что ввиду того, что между рейдовым мероприятием и забором проб почвы прошел значительный промежуток времени, то загрязнение почвы могло произойти естественным путем или в результате действий третьих лиц, так как не подтверждаются материалами дела.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, выражается в совершении действий, связанных с уничтожением плодородного слоя почвы.

Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель.

В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов.

В качестве таких способов законодатель выделяет: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами или отходами производства и потребления.

Материалами дела подтверждено, что загрязнение земельного участка стало возможным ввиду попадания на грунт жидкости из шланга расположенного на огороженной территории ФИО7 что исключает его размещение иными лицами, отличными от работников ФИО7

Сведения, опровергающие данные выводы суду не предоставлены. Кроме того, защитником не заявлялось о том, что шланг размещен на огороженной территории ФИО7 третьими лица без ведома и (или) согласия ФИО7

В связи с изложенным не имеет правового значения правильность применения терминологии к жидкости, которая вытекала из шланга, так как согласно лабораторных исследований сделан вывод о том, что она загрязнила почву.

На основании изложенного суд считает, что наличие в действиях Соломонова Д.В. события административного правонарушения, является доказанным и квалифицирует его действия по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Суд учитывает фактические данные происшествия, принимает во внимание опасность совершенного правонарушения, и приходит к мнению о назначении Соломонову Д.В. наказания в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Данный вид наказания в полной мере способствует достижению целей административного закона и восстановлению социальной справедливости.

Оснований для прекращения дела за малозначительностью совершенного правонарушения в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ не усматривается, учитывая общественную опасность совершенного административного правонарушения, его характер, который свидетельствует о грубом нарушении со стороны должностного лица прав и интересов неограниченного круга лиц в сфере землепользования и экологической безопасности.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. При таких обстоятельствах оснований для прекращения административного производства не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

постановил:

признать должностного лицо - директора ФИО7 Соломонова ФИО7 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Административный штраф подлежит уплате в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ, на следующие реквизиты: УФК России по г. Севастополю (Дапртамент природных ресурсов экологии города Севастополя л/с 04742200310), ИНН 9203000669, код ОКАТМО 67000000, р/счет 03100643000000017400, ЕКС 40102810045370000056, БИК 016711001, КПП 920301001, КБК 83111601082019000140.

Квитанция об уплате штрафа в указанный срок предъявляется в суд.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья У.С. Григорьева