ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-73/2023 от 13.07.2023 Городищенского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 5-73/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

р.п. Городище Волгоградской области 13 июля 2023 года

Судья Городищенского районного суда Волгоградской области Гапоненко Е.А. (403003, <...>),

с участием лица привлеченного к административной ответственности ФИО1

Представителя комитета охраны объектов культурного наследия Волгоградской области ФИО2, действующих на основании доверенности,

должностного лица, составившего протокол об административной правонарушении- ФИО3

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО4 ФИО9, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проведено контрольное мероприятие, а именно внеплановый рейдовый осмотр в соответствии с решением о проведении внепланового рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Зенитное орудие, установленное в честь зенитчиков-защитников Сталинграда», расположенное по адресу: <адрес>. В ходе рейдового осмотра выявлены ФИО1 нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов РФ, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, то есть совершено административное правонарушение по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

ФИО1 в судебном заседании не согласилась с данным протоколом и пояснила, что строительство объекта, ими производилось с разрешения администрации.

Представитель комитета охраны объектов культурного наследия Волгоградской области ФИО2, действующих на основании доверенности, должностное лицо, составивший протокол об административной правонарушении- ФИО3 просили привлечь к ответственности ФИО1

Исследовав письменные материалы дела, выслушав стороны, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статья 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относит, в том числе, сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственную охрану объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что на объект культурного наследия, включенный в Реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в Реестре.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» установлено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 года № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» в целях сохранения культурного наследия, обеспечения учета, сохранности, содержания, использования и реставрации памятников истории и культуры утвержден Список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения (приложение).

В силу подпункта 13 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование, охрана объектов культурного наследия отнесены к вопросам местного значения.

Постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 года № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» объект культурного наследия «Зенитное орудие, установленное в честь зенитчиков-защитников Сталинграда» зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия ( памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный , приказ Министерства культуры Российской Федерации.

В силу подпункта 13 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование, охрана объектов культурного наследия отнесены к вопросам местного значения.

Из представленного административного материала следует, что ДД.ММ.ГГГГ комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проведено контрольное мероприятие, а именно внеплановый рейдовый осмотр в соответствии с решением о проведении внепланового рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Зенитное орудие, установленное в честь зенитчиков-защитников Сталинграда», расположенное по адресу: <адрес>. В ходе рейдового осмотра выявлены ФИО1 нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов РФ, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

В результате проведения контрольного мероприятия, внеплановый рейдовый осмотр в отношении объекта культурного наследия «Зенитное орудие, установленное в честь зенитчиков-защитников Сталинграда», было установлено, проведение земляных, строительных и иных работ в границах охранной зоны объекта с реестровым номером границ Единого государственного реестра недвижимости 34:03-6.1503 ( приказ комитета культуры Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Зенитное орудие, установленное в честь зенитчиков-защитников Сталинграда», а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон», приказ комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 12.10.2022 года №530 « Об утверждении описания местоположения границ зон охраны ряда объектов культурного наследия регионального значения) на земельном участке с учетным номером 34:03:230002:3328/1, площадью 88 км.м., расположенном на части земельного участка с кадастровым номером 34:03:230002:3328, в нарушении требований пю.2 ст.34 ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ « Об объектах культурного наследия народов РФ.

Согласна выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером площадью 88 кв.м находится на территории <адрес>.

Согласно постановлению администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1200 кв.м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства ФИО11

Постановлением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен ФИО5 и ФИО1 в общую совместную собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером из земельных населенных пунктов площадью 1200 кв.м с разрешением использования для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>.

Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области, ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка 34:03:230002:3313 площадью 1200 кв.м. являются ФИО1 и ФИО6, на основании постановления администрации Городищнского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из данной выписки на указанный земельный участок, в которой отсутствует указание на какое-либо ограничение прав либо его обременение, а также отсутствует доказательства, достоверно свидетельствующего о расположении земельного участка с кадастровым номером площадью 1200 кв.м., из земель населенных пунктов, в зоне охраны.

Согласно показаниям кадастрового инженера ФИО7 и архитектора ФИО8, допрошенных в судебном заседании, из которых следует, что при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1200 кв.м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства ФИО1, никаких обременений на данный земельный участок не было, границы были определен с учетом положения приказ комитета культуры Волгоградской области от 23.12.2016 №01-20/470 «об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Зенитное орудие, установленное в честь зенитчиков-защитников Сталинграда», однако в данном приказе на момент установления границ земельного участка, отсутствовала система координат, сведения о характерных точках границ зоны охраны, данные сведения о местоположении границ зоны охраны появились только в приказе комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 12.10.2022 года №530 « Об утверждении описания местоположения границ зон охраны ряда объектов культурного наследия регионального значения.

Из выписки единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что ДД.ММ.ГГГГ имеется регистрация местоположения границ земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> и установлено ограничение права на данный земельный участок.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган проводит, в том числе, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.

Таким образом, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного регламента или проекту планировки территории и проекту межевания территории, допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием и ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, получив разрешение на строительство дома, ФИО1 полагала, что строительство именно с таким характеристиками, которые указаны в разрешении, законно, поскольку Администрация Городищенского муниципального района при его выдаче должна была учесть ограничения.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Наличие у ФИО1 разрешения на строительство объекта капитального, предусматривающего строительство жилого дома, свидетельствует об отсутствии её вины в строительстве дома с указанными проектными характеристиками, и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л :

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ФИО4 ФИО10 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.А.Гапоненко