ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-741/16 от 21.09.2016 Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №5-741/16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург

21 сентября 2016 года

Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Смелянец А.В.,

с участием представителя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры – главного специалиста-юрисконсульта Костина Д.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

защитника ООО «Жилкомсервис №1 Петроградского района» – начальника юридического отдела Закаряна А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, и другие материалы в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №1 Петроградского района» (ИНН , ОГРН , юридический и фактический адрес: <адрес>, далее также – ООО «ЖКС №1 Петроградского района», Общество),

УСТАНОВИЛ:

Протоколом об административном правонарушении, составленным ДД.ММ.ГГГГ специалистом 1 категории отдела Петроградского и Василеостровского районов управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП Редькиной Н.Г. в отношении ООО «ЖКС №1 Петроградского района», установлено следующее.

Здание, расположенное по адресу: <адрес>, является выявленным объектом культурного наследия «<данные изъяты>» (основание: приказ КГИОП от 20.02.2001 № 15). Организацией, уполномоченной на управление и содержание многоквартирного дома-памятника, на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ является ООО «ЖКС №1 Петроградского района».

ДД.ММ.ГГГГ КГИОП в отношении ООО «ЖКС №1 Петроградского района» проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что фасад, выходящий на <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии: наблюдаются многочисленные вертикальные трещины, деструкция красочного и штукатурного слоев, плита эркера правого ризалита над въездной аркой завешена фасадной сеткой. Треугольный в плане балкон в уровне 2-го этажа укреплен металлической балкой, заделанной в смежной стене цементным раствором с повреждением лепнины, плита балкона также зацементирована. ДД.ММ.ГГГГ КГИОП выдано задание на противоаварийные работы по балкону.

Фасад, выходящий на <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии: поверхности стены загрязнены, наблюдаются многочисленные подтеки, на щипце наблюдаются значительные участки деструкции штукатурного слоя.

Согласно указанному протоколу выявленные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «ЖКС №1 Петроградского района» по состоянию на 16 часов 20 минут ДД.ММ.ГГГГ умышленно, в нарушение ст.ст. 33,45,47.3 Федерального закона РФ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.п. 1.1.1, п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 №1135 «Об утверждении правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге», допустило нарушение требований сохранения, использования и охраны выявленного объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, а именно не приняло мер, направленных на сохранение данного выявленного объекта культурного наследия, что привело к ненадлежащему техническому состоянию фасадов данного выявленного объекта культурного наследия, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

Представитель ООО «ЖКС №1 Петроградского района» Закарян А.А. в судебном заседании указал на необоснованность вменения Обществу указанных нарушений. В обоснование позиции представил копию технического заключения ОАО «ЛенжилНИИпроект» по результатам обследования балконов на фасаде дома в зоне расположения квартир и дома <адрес>, проведенного по заказу Общества в ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому состояние балкона в зоне расположения квартиры , расположенный в уровне 6-го этажа, является аварийным в связи с коррозией несущих балок балкона 50-100% и обрушением одной из балок с коррозией до 100%. Именно этот балкон в связи с его аварийным состоянием силами Общества был укреплен металлической балкой без разрешения КГИОП на проведение работ и без согласованной проектной документации.

Также защитник ООО «ЖКС №1 Петроградского района» обратил внимание, что в соответствии с проектом адресной программы текущего ремонта по ремонту фасада на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным генеральным директором Общества ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ запланирована герметизация кирпичной кладки фасада эркера, расположенного над аркой дома. Данное обстоятельство, по мнению защитника Общества, свидетельствует о принятии последним необходимых мер по сохранению объекта культурного наследия.

Кроме того, защитником Общества представлены сведения с сайта некоммерческой организации «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», согласно которым вДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ гг. запланирован ремонт фасадов дома <адрес>, в связи с чем защитник выразил мнение, что надлежащее содержание фасадов, которое обеспечивается в том числе их ремонтом, относится к капитальному ремонту, ответственным за который является не Общество, а указанная некоммерческая организация.

Защитник также оспаривал выводы акта проверки и протокола о ненадлежащем техническом состоянии фасадов дома, ссылаясь на отсутствие соответствующих критериев и заключений компетентных лиц.

Представитель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в судебном заседании против доводов защитника Общества возражал, указывая не несоблюдение последним требований ст. 45 Закона №73-ФЗ и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003. Также уточнил, что в протоколе ошибочно указано на укрепление металлической балкой балкона в уровне 2-го этажа, в действительности это балкон в уровне 6-го этаж, а данная ошибка является технической.

Исследовав представленные материалы, выслушав представителя КГИОП и защитника ООО «ЖКС №1 Петроградского района», суд приходит к выводу о доказанности наличия вины ООО «ЖКС №1 Петроградского района» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

Так, согласно государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ на управление многоквартирными домами между управляющей организацией и жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга – собственника жилых и нежилых помещений в этом доме (л.д. 63-78), заключенному между Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Жилищное агентство Петроградского района Санкт-Петербурга» и ООО «Жилкомсервис №1 Петроградского района», организацией, осуществляющей управление и содержание многоквартирного дома-памятника, расположенного по адресу: <адрес>, является ООО «ЖКС №1 Петроградского района» (выписка из ЕГРЮЛ на л.д. 33-42, устав Общества на л.д. 46-62).

Указанный многоквартирный дом-памятник на основании приказа КГИОП от 20.02.2001 №15 (л.д. 79-80,81,82), является выявленным объектом культурного наследия «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ КГИОП в рамках государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, в связи с поступившим в КГИОП обращением Горностаева П.П. (вх.КГИОП от ДД.ММ.ГГГГ), содержащим информацию об угрозе причинения вреда выявленному объекту культурного наследия «<данные изъяты>» (л.д. 20), на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ первого заместителя председателя КГИОП Леонтьева А.Г. (л.д. 22-23), при наличии решения заместителя прокурора Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании (л.д. 25), с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (уведомление Общества по факсу о внеплановой выездной проверке – л.д. 21,24) проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «ЖКС №1 Петроградского района» с целью установления соответствия деятельности проверяемого лица требованиям, установленным законодательством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

По результатам мероприятия, проведенного в отсутствие уполномоченного представителя надлежащим образом извещенного Общества, составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ с фотографиями (л.д. 26-31), которым зафиксированы вышеописанные результаты нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

Все документы, представленные в деле об административном правонарушении, составлены уполномоченными должностными лицами, их содержание и оформление соответствуют требованиям КоАП РФ, и все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в данных документах отражены. Нарушений требований действующего законодательства при проведении проверки и при составлении указанных документов судом не выявлено.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-ФЗ (далее – Закон №73-ФЗ) выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение указанных работ, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

На основании пп. 1,7 п. 1 ст. 47.3 Закона №73-ФЗ при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», фасады, находящиеся в ненадлежащем состоянии, балконы входят в состав общего имущества.

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе, обеспечивающим поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.В соответствии со ст. 16 вышеуказанного постановления Правительства РФ, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, которой, учитывая вышеизложенное, для многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, является ООО «ЖКС №1 Петроградского района».

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание имущества.

Согласно пп. 1.1.1 п. 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 №1135 №Об утверждении правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге» (далее – Постановление №1135) владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны поддерживать в исправном состоянии фасады зданий и сооружений и сохранять архитектурно-художественное убранство зданий и сооружений.

В соответствии с п. 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 70 (далее – Технические правила) при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит, в том числе, устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных.

Согласно п. 1.8 Технических правил техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание. Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий предполагают проведение технического обслуживания (содержания), включая диспетчерское и аварийное; осмотров; подготовки к сезонной эксплуатации; текущего ремонта; капитального ремонта.

В соответствии с п. 4.2.1.5 Технических правил не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен, карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток.

В соответствии с п. 4.2.3.1 Технических правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние отделки фасадов, а также принимать меры по устранению местных разрушений облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещин в штукатурке, выкрашиванию раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушений герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждений или износа металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушений водосточных труб, мокрых и ржавых пятен, потеков и высолов, общих загрязнений поверхности, разрушений парапетов, не допуская их дальнейшего развития.

Согласно ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Судом на основании документов, представленных защитниками ООО «ЖКС №1 Петроградского района» Велиевым Э.Д. при составлении протокола об административном правонарушении и Закаряном А.А. в судебном заседании, также установлено следующее.

В целях проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «<данные изъяты>» комиссией в составе представителей Общества с участием представителя ГКУЖА проведено обследование данного объекта культурного наследия, по результатам которого зафиксировано состояние балкона в уровне 6-го этажа на лицевой стороне фасада по <адрес>, отраженное в акте от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Обществом направлена просьба в специализированную организацию – ООО «ЛенжилНИИпроект» о проведении обследования технического состояния балконов квартир и на лицевом фасаде дома <адрес>.

По результатам такого обследования, проведенного в ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «ЛенжилНИИпроект» подготовлено техническое заключение, согласно которому состояние балкона в зоне расположения квартиры в уровне -го этажа является аварийным в связи с 50-100% коррозией несущих балок балкона и обрушением одной из балок с коррозией до 100%.

Обществом в КГИОП ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о выдаче задания на проведение работ по ремонту балконов (л.д. 16-19), которое КГИОП было выдано ДД.ММ.ГГГГ (как следует из протокола об административном правонарушении – л.д. 1-5). За разрешением на проведение первоочередных противоаварийных работ Общество в КГИОП не обращалось, проектную документацию на такие работы не согласовывало.

В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Необходимо констатировать, что КГИОП не представлено сведений о том, что создаваемая аварийным балконом опасность жизни и здоровью других лиц могла быть устранена Обществом иным способом, кроме как проведением неотложных и несогласованных в установленном порядке противоаварийных работ по укреплению данного балкона. При этом, учитывая положения ст.ст. 2 и 18 Конституции РФ, бесспорным является тот факт, что причиненный Обществом вред охраняемым законом интересам общества и государства в сфере охраны памятников культурного наследия является все же менее значительным, чем предотвращенный вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что проведение работ по укреплению аварийного балкона в уровне 6-го этажа с нарушением порядка проведения противоаварийных работ, установленного ст.ст. 47.1 и 45 Закона №73-ФЗ, осуществлено Обществом в состоянии крайней необходимости, а потому в соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением, в связи с чем указание на данные действия Общества подлежит исключению из числа вменяемых ему действий, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

Ссылку защитника Общества на наличие проекта адресной программы текущего ремонта по ремонту фасада на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на ДД.ММ.ГГГГ запланирована герметизация кирпичной кладки фасада эркера, расположенного над аркой дома, суд находит несостоятельной, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о принятии Обществом необходимых мер по сохранению объекта культурного наследия. Напротив, несогласованное размещение на плите эркера правого ризалита над въездной аркой фасадной сетки является прямым нарушением требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

Мнение защитника Общества о том, что ответственным за надлежащее содержание фасадов является некоммерческая организация «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», основано на неправильном толковании закона. Указание в программе капитального ремонта дома на ремонт фасадов соответствует требованиям ст. 166 ЖК РФ, которой установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, однако о том, что работы по поддержанию надлежащего технического состояния фасадов дома являются капитальным ремонтом, не свидетельствует.

Таким образом, суд считает доказанным, что ООО «Жилкомсервис №1 Петроградского района», будучи управляющей организацией и имея установленную законом обязанность по сохранению выявленного объекта культурного наследия, по состоянию на 16 часов 20 минут ДД.ММ.ГГГГ умышленно нарушило требования ст.ст. 33,45,47.3 Закона №73-ФЗ, пп. 1.1.1 Постановления №1135, не осуществило необходимые работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> что привело к ненадлежащему техническому состоянию лицевых фасадов данного объекта культурного наследия, а именно: наличию на фасадах многочисленных вертикальных трещин, деструкции красочного и штукатурного слоев, загрязнения поверхности стены, многочисленным подтекам, значительным участкам деструкции штукатурного слоя на щипце, несогласованному размещению на плите эркера правого ризалита над въездной аркой фасадной сетки, а потому в деянии Общества содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

Все доказательства судом исследованы и признаются допустимыми, относимыми и объективными, непротиворечивыми. Протокол об административном правонарушении содержит сведения обо всех юридически значимых фактах, о наличии объективной и субъективной стороны инкриминированного ООО «ЖКС №1 Петроградского района» правонарушения, и потому признается судом законным и допустимым. Результаты проверки КГИОП, зафиксированные в акте от ДД.ММ.ГГГГ, суд оценивает как достоверные и объективные, а указание защитника Общества на их субъективный характер – как защитную позицию, принятую Обществом с целью избежания административной ответственности.

Решая вопрос о мере наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о виновном лице, его имущественное положение и иные имеющие значение обстоятельства. Поскольку обстоятельств, отягчающих ответственность ООО «ЖКС №1 Петроградского района», по делу не установлено, суд полагает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №1 Петроградского района» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить ООО «Жилкомсервис №1 Петроградского района» административное наказание в виде административного штрафа в доход бюджета в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

счет 40101810200000010001; БИК 044030001;

Банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Санкт-Петербургу;

Получатель: Управление Федерального Казначейства по Санкт-Петербургу (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры);

ИНН 7832000069; КПП 784001001;

КБК 81411690020020000140; ОКТМО 40909000;

Назначение платежа: 81411690020020000140, прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации, постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья