ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-741/19 от 08.07.2019 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-741/19.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении.

08 июля 2019 года Санкт-Петербург

Судья Приморского районного суда Санкт-Петербурга Васильева Лариса Владимировна, рассмотрев с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г.Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах ФИО4,

законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, - ФИО2,

защитника юридического лица – ФИО3, действующей на основании доверенности,

материалы дела об административном правонарушении по ст.6.4 КоАП РФ в отношении юридического лица –

ООО «ЕвроРусьАльянс», ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 19 мая 2015 года, юридический адрес: Санкт Петербург, Лиговский пр., дом 52 литера А, офис 12,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЕвроРусьАльянс» (далее – Общество) нарушило санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений, а именно:

09 апреля 2019 года в 10 часов в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах по адресу: г. Санкт- Петербург, ул.Большая Пушкарская, д.18, каб.17, по результатам проведенного административного расследования установлено, что в клубе здоровья «Банька банная» по адресу: г. Санкт- Петербург, ул. Сестрорецкая, д.3, лит.А, пом. 5Н, на основании договора аренды № 2/2019 от 20.01.2019 осуществляет деятельность ООО «ЕвроРусьАльянс». В ходе проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов 04.04.2019 года в 15ч. 30мин. выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, а именно:

- организация, оказывающая услуги бани и сауны размещается в подвальном помещении жилого дома;

- поточность, предусматривающая последовательность продвижения посетителей по схеме: гардероб, раздевальная, мыльная, парильная не соблюдается;

- в составе помещений отсутствуют раздевальные, посетители оставляют верхнюю одежду в общем гардеробе, переодеваются в комнатах отдыха, не оборудованных шкафчиками и вешалками для одежды каждого посетителя;

-в части помещений бани (большое отделение - гардеробная верхней одежды, бильярдная, помещение отдыха, состоящее из трех комнат, сауны, бассейн, а так же 2 помещения для персонала) отсутствует естественное освещение;

- комната обслуживающего персонала не оборудована индивидуальными шкафчиками для раздельного хранения личной одежды и спецодежды работников (установлен двухстворчатый шкаф и комод с выдвижными ящиками);

- раздельные бельевые для хранения чистого и использованного белья не выделены, хранение в помещении персонала, чистого - в шкафу, использованного - в баке без крышки, в других помещения сауны емкости для использованного белья не установлены;

- уборочный инвентарь не промаркирован, специальное помещение или шкаф для хранения не выделены, хранится в помещении персонала;

- в помещении сауны (большое отделение) оборудован бассейн, требования санитарного законодательства к размещению не соблюдаются: документы о системе водоподготовки и о типе водообмена бассейна отсутствуют, сведения об обеззараживании бассейна не предоставлены. Контроль за качеством, температурой воды бассейна, параметрами микроклимата, воздуха не осуществляется.

Указанное является нарушением ст. 11, 24 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.1, 2.1, 2.2, 2.3, 2.8, 3.3, 3.7, 3.9, 3.12, 3.13 СанПиН 2.1.2.3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун», СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества».

Согласно ст.11 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно ст.24 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, должны осуществляться санитарно-противоэпидемические профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта н отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании защитник Общества ФИО3 с составленным протоколом об административном правонарушении не согласилась, представила правовую позицию, согласно которой имеются процессуальные нарушения ФЗ № 294 при проведении проверки, а также возражения по применению материального права.

Указала, что согласно ст.14 ФЗ №294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, со сроками и с условиями ее проведения (пункт 4 ст.12 ФЗ №294-ФЗ). Выездная проверка была проведена без ознакомления представителя ООО «ЕвроРусьАльянс» с распоряжением или приказом о назначении проверки, таким образом, представителю Общества не были известны полномочия лиц проводящих проверку, цели и задачи проведения выездной проверки, виды и объемы мероприятий по контролю, сроки и условия ее проведения.

Представитель Общества был ознакомлен только с Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №78-05-05/19 от 05.03.2019 в отношении не установленного лица.

В соответствии со ст.16 ФЗ №294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. Уполномоченный представитель Общества не был ознакомлен с актом проверки, ему не передали 2-й экземпляр данного акта, тем самым было нарушено его право на предоставлении возражений в отношении акта проверки и выявленных нарушениях (п. 12 ст.16 Ф3№294-Ф3).

Согласно Протоколу об административном правонарушении № Ю-78-05-05/19 от 09 апреля 2019 г. Территориальным отделом Роспотребнадзора были установлены нарушения в ходе проведения осмотра помещений, принадлежащих юридическому лиц. Сами нарушения перечислены только в Протоколе и уполномоченный представитель Общества ознакомился с ними лишь в момент получения данного протокола 09.04.2019 г. Тем самым у него не было возможности предоставить доказательства в опровержение указанных нарушений. О своем не согласии с данным протоколом Генеральный директор Общества указала в Протоколе.

Статья 13 ФЗ №294-ФЗ регулирует сроки проведения проверки, таким образом срок проведения выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней. Срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен должностным лицом, уполномоченным подписывать распоряжения (приказы) о проведении проверки, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов, только в исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц Роспотребнадзора, проводящих выездную плановую проверку.

Дело об административном нарушении в отношении неизвестного лица возбуждено 05 марта 2019 г., а протокол об административном правонарушении составлен по истечении установленного срока на проведения проверку - 09 апреля 2019 г. Общество не уведомляли о продлении срока проведения проверки.

Нарушен срок составления протокола об административном правонарушении, предусмотренный ст.28.5 КоАП РФ.

В Протоколе об административном правонарушении № Ю-78-05-05/19 от 09 апреля 2019 г. Территориальным отделом Роспотребнадзора указано, что было проведено административное расследование, однако в рамках административного расследования не был составлен Акт, у юридического лица не были истребованы сведения или дополнительные материалы по делу об административном правонарушении.

Статья 20 ФЗ № 294-ФЗ говорит о том, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением установленных Федеральным законом №294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.

По факту выявленных нарушений указала, что Общество арендовало помещение по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая, д.З 5-Н под строго определенные цели - Банно-оздоровительный комплекс (п.1.2 Договора аренды №2/2019 от 20.01.2019 г.). Из договора аренды следует, что в помещении уже были размещены баня, сауна и бассейн и Арендатор не вправе использовать помещении под иные цели, не предусмотренные договором аренды.

Собственник помещения (Арендодатель) предоставил согласованный Межведомственной комиссией Администрации Приморского района Санкт-Петербург проект перепланировки нежилого помещения под оздоровительный центр от 05 марта 2010 г.

Размещение бани, сауны и бассейна было произведено до вступления в силу 02.06.2014 г. СанПиН 2.1.2.3150-13 (проект перепланировки согласован 05 марта 2010 г.). СанПиН 2.1.2.3150-13 вступил в силу и стал обязательным к применению на территории РФ только с 02.06.2014 г.

20 февраля 2019 г. Общество заключило с собственником помещения Дополнительное соглашение об уменьшении арендной платы в связи с проведением ремонтных работ в помещении оздоровительного комплекса в период с 20 февраля по 20 апреля 2019 г. Тем самым в момент осмотра помещения специалистом Роспотребнадзора и по настоящее время в помещении ведутся ремонтные работы и оно не открыто для посетителей. Проведение ремонтных работ подтверждается копиями квитанций, товарных накладных и договором подряда от 12.04.2019 г.

В протоколе сказано, что документы о системе водоподготовки и о типе водообмена отсутствуют, сведения об обеззараживании бассейна не предоставлены, однако данные сведения не запрашивались у Общества и могли быть представлены для ознакомления.

Специалист Роспотребнадзора отметил, что комната обслуживания персонала не оборудована индивидуальными шкафчиками, однако у Общества не набран персонал и ведутся ремонтные работы, в вязи с этим они не были оборудованы.

В связи с тем, что штат сотрудников не набран и в помещении ведутся ремонтные работы по настоящий день, Общество не создает угрозу причинения вреда и наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей.

В соответствии с п.23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при назначении наказания в виде административного приостановления деятельности надлежит учитывать характер деятельности юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей. Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г.Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах ФИО4 пояснила, что уже в течение трех лет жильцы дома по ул.Сестрорецкой д.3 подают жалобы на шум и иные нарушения, имеющиеся в банном комплексе, расположенном в цокольном этаже дома. При этом владелец помещения сдает его в аренду каждый раз разным арендаторам, на которых и составляются протоколы об административных правонарушениях. В данном случае проверка в рамках ФЗ-294 не проводилась, а было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении неустановленного лица, проведен осмотр помещений с участием представителя Общества. Банный комплекс там продолжает функционировать. Жильцы дома также указывают в своем заявлении, что имеется перекрытие воды в помещении банного комплекса.

Вина Общества в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждается следующими исследованными судом доказательствами:

- протоколом № 78-05-05/19 от 09 апреля 2019 года об административном правонарушении, совершенном Обществом, в котором указаны обстоятельства совершения Обществом правонарушения, протокол составлен уполномоченным лицом в соответствии с положениями КоАП РФ; Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые и достаточные сведения, предусмотренные ч. 2 указанной статьи;

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 05 марта 2019 года по ст.6.4 КоАП РФ и проведении административного расследования. Представитель Общества с данным определением был ознакомлен, его копию получил;

- заявлением ФИО6 с Территориальный отдел по факту нарушения прав жильцов дома 3 по ул.Сестрорецкой расположенной в цокольном этаже дома сауной;

- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04 апреля 2019 года; представитель Общества с данным протоколом был ознакомлен, его копию получил.

В ходе осмотра было выявлено, что в клубе здоровья «Банька банная» по адресу: г. Санкт- Петербург, ул. Сестрорецкая, д.3, лит.А, пом. 5Н, на основании договора аренды № 2/2019 от 20.01.2019 осуществляет деятельность ООО «ЕвроРусьАльянс»: организация, оказывающая услуги бани и сауны размещается в подвальном помещении жилого дома;

- поточность, предусматривающая последовательность продвижения посетителей по схеме: гардероб, раздевальная, мыльная, парильная не соблюдается;

- в составе помещений отсутствуют раздевальные, посетители оставляют верхнюю одежду в общем гардеробе, переодеваются в комнатах отдыха, не оборудованных шкафчиками и вешалками для одежды каждого посетителя;

-в части помещений бани (большое отделение - гардеробная верхней одежды, бильярдная, помещение отдыха, состоящее из трех комнат, сауны, бассейн, а так же 2 помещения для персонала) отсутствует естественное освещение;

- комната обслуживающего персонала не оборудована индивидуальными шкафчиками для раздельного хранения личной одежды и спецодежды работников (установлен двухстворчатый шкаф и комод с выдвижными ящиками);

- раздельные бельевые для хранения чистого и использованного белья не выделены, хранение в помещении персонала, чистого - в шкафу, использованного - в баке без крышки, в других помещения сауны емкости для использованного белья не установлены;

- уборочный инвентарь не промаркирован, специальное помещение или шкаф для хранения не выделены, хранится в помещении персонала;

- в помещении сауны (большое отделение) оборудован бассейн, требования санитарного законодательства к размещению не соблюдаются: документы о системе водоподготовки и о типе водообмена бассейна отсутствуют, сведения об обеззараживании бассейна не предоставлены. Контроль за качеством, температурой воды бассейна, параметрами микроклимата, воздуха не осуществляется.

Представленные в материалы дела доказательства получены без нарушения требований КоАП РФ, оснований не доверять им суд не усматривает.

Имеющаяся совокупность доказательств достаточна для вынесения постановления по делу, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела на основании имеющихся материалов дела.

У суда нет оснований сомневаться в достоверности представленных материалов, в том числе и протокола об административном правонарушении, поскольку они составлены должностным лицом, не заинтересованным в исходе настоящего рассмотрения, и в соответствие с требованиями действующего административного законодательства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона РФ N 52-ФЗ от 30.03.1999).

Согласно ст.24 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, должны осуществляться санитарно-противоэпидемические профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта н отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Выявленные в ходе проведенного осмотра нарушения отражены в протоколе осмотра и протоколе об административном правонарушении.

Согласно п.2.1 СанПиН 2.1.2.3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун», бани должны размещаться в отдельно стоящих зданиях. Не допускается оборудование бань в многоквартирных жилых домах.

В данном случае организация, оказывающая услуги бани и сауны размещается в подвальном помещении жилого дома.

Доводы защиты о том, что данный комплекс не является баней, а лишь сауной, поточность посетителей там отсутствует, поскольку она работает только по заказу, не являются обоснованными, поскольку согласно п.1.1 1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех видов общественных бань и саун (далее - бани).

Согласно п.2.2 санитарных правил при проектировании, строительстве и реконструкции бань внутренняя планировка основных помещений должна соответствовать гигиеническому принципу поточности, предусматривающему возможность последовательного продвижения посетителей по схеме: гардероб, раздевальная, мыльная, парильная. Санузлы размещаются при раздевальных.

Таковая поточность Обществом не соблюдается.

В соответствии с п. 3.3. санитарных правил раздевальные должны быть обеспечены отдельными сидениями и вешалками для одежды каждого посетителя.

В составе помещений отсутствуют раздевальные, посетители оставляют верхнюю одежду в общем гардеробе, переодеваются в комнатах отдыха, не оборудованных шкафчиками и вешалками для одежды каждого посетителя.

Доводы защиты о согласовании перепланировки с МВК Приморского района не могут быть приняты судом во внимание, поскольку проверка соблюдения санитарных норм в ходе утверждения перепланировки не проводилась, сведений об этом суду не представлено.

Согласно п.2.8 санитарных правил освещение помещений бань должно соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

В части помещений бани (большое отделение - гардеробная верхней одежды, бильярдная, помещение отдыха, состоящее из трех комнат, сауны, бассейн, а так же 2 помещения для персонала) отсутствует естественное освещение.

Согласно п.3.7. санитарных правил комната обслуживающего персонала оборудуется индивидуальными шкафчиками для раздельного хранения личной одежды и спецодежды работников бани.

В данном помещении комната обслуживающего персонала не оборудована индивидуальными шкафчиками для раздельного хранения личной одежды и спецодежды работников (установлен двухстворчатый шкаф и комод с выдвижными ящиками).

Согласно п.3.9.санитарных правил для хранения чистого и использованного белья должны быть выделены раздельные помещения (далее - бельевые) – в данном помещении раздельные бельевые для хранения чистого и использованного белья не выделены, хранение в помещении персонала, чистого - в шкафу, использованного - в баке без крышки, в других помещения сауны емкости для использованного белья не установлены.

В соответствии с п.3.12. санитарных правил в раздевальных и мыльных для сбора использованного белья, веников, банных принадлежностей должны устанавливаться емкости с крышками.

Согласно п. 3.13. бани обеспечиваются уборочным инвентарем, который должен быть промаркирован и использоваться в соответствии с маркировкой в зависимости от назначения помещений (туалет, входная группа помещений, мыльно-парильное отделение, раздевальная), храниться в специально отведенных помещениях или в отдельном шкафу.

Уборочный инвентарь Обществом не промаркирован, специальное помещение или шкаф для хранения не выделены, хранится в помещении персонала.

В нарушение СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» в помещении сауны (большое отделение) оборудован бассейн, требования санитарного законодательства к размещению не соблюдаются: документы о системе водоподготовки и о типе водообмена бассейна отсутствуют, сведения об обеззараживании бассейна не предоставлены. Контроль за качеством, температурой воды бассейна, параметрами микроклимата, воздуха не осуществляется.

Согласно ст.11 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно ст.24 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, должны осуществляться санитарно-противоэпидемические профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта н отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Установленные нарушения санитарных правил и норм создают угрозу жизни и здоровья людей.

Таким образом, суд считает вину Общества доказанной, а его действия квалифицирует по ст.6.4 КоАП РФ как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации и общественных помещений, зданий, сооружений.

Доводы защиты о том, что проверка была проведена с нарушением положений ФЗ № 294, суд отвергает как необоснованные, поскольку в данном случае проверка юридического лица не проводилась, а было возбуждено дело об административном правонарушении, в ходе которого все процессуальные действия были совершены в рамках КоАП РФ.

Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось обращение жильцов дома.

Довод защиты о том, что нарушены сроки составления протокола об административном правонарушении также не обоснованы и не влияют на признание протокола недопустимым доказательством по делу, поскольку сроки составления протокола об Ап не являются пресекательными.

При рассмотрении вопроса о назначении Обществу административного наказания суд учитывает требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положения части 2 статьи 4.1 данного Кодекса, а также фактические обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения.

С учетом выявленных конкретных нарушений в области санитарных правил при обслуживании населения, суд полагает необходимым назначить наказание только в виде административного приостановления деятельности.

Руководствуясь ст.ст.6.4, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

ООО «ЕвроРусьАльянс» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности в виде эксплуатации предприятия – клуб здоровья «Банька банная» по адресу: г. Санкт- Петербург, ул. Сестрорецкая, д.3, лит.А, пом. 5Н, на срок 60 (шестьдесят) суток.

Срок административного приостановления деятельности исчислять с 08 июля 2019 года.

Постановление может быть обжаловано в городской суд Санкт-Петербурга в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.

Судья Л.В.Васильева