ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-743/202219МА от 19.05.2022 Фрунзенского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД: 78RS0023-01-2022-004160-66

Дело № 5-743/202219 мая 2022 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга Кабанова И.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, в отношении

Т.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ, уроженца города , зарегистрированного и проживающего по адресу:

УСТАНОВИЛ:

В отношении Т.Д.Е. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 14 часов 30 минут Т.Д.Е. находясь , осуществил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в ДНР и JIHP, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которые используются на основании решения Президента Российской Федерации и с согласия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от 22.02.2022 № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

На основании статьи 10 Федерального закона «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе следующих задач: отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.

Согласно пункту 12 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25.12.2014 № Пр-2976, к основным внешним военным опасностям относятся:

- наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока;

- дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности;

- развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию;

- создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции «глобального удара», намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

- территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

- нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений;

- применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, в нарушение Устава Организации Объединенных Наций (ООН) и других норм международного права;

- наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками;

- наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира;

- распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий;

- растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков;

-использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности;

- установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов, в том числе в результате свержения легитимных органов государственной власти, политика которых угрожает интересам Российской Федерации;

- подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации.

Пунктом 13 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25.12.2014 № Пр-2976, установлено, что основными внутренними военными опасностями являются:

- деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации;

- деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

- деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества;

- провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды.

Из содержания пункта 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400, следует, что продолжается эскалация напряженности в зонах конфликтов на постсоветском пространстве, а ослабление систем глобальной и региональной безопасности создает условия для распространения международного терроризма и экстремизма.

В силу пункта 5 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344, экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, сохранению основ конституционного строя Российской Федерации, а также межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному единению, политической и социальной стабильности.

Президент Российской Федерации 24 февраля 2022 года принял решение о проведении специальной военной операции по защите JIHP и ДНР, целью которой является защита людей, демилитаризация и денацификация Украины, а также привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации.

Ранее главы ДНР и JIHP обратились к Президенту Российской Федерации с просьбой об оказании помощи. Совет Федерации дал разрешение на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами страны (постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22.02.2022 № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»).

Таким образом, целью использования Вооруженных сил Российской Федерации является защита интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержание международного мира и безопасности.

Федеральным законом от 04.03.2022 № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (дата опубликования на официальном Интернет-пор-(www.pravo.gov.ru): 04.03.2022, № опубликования: 0001202203040006) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 20.3.3, согласно части 1 которой установлена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Данный федеральный закон был официально опубликован и широко освещен в сети Интернет и средствах массовой информации.

Таким образом, у граждан имелась возможность покинуть место нахождения по вышеуказанному адресу и отказаться от действий, ответственность за которые установлена статьей 20.3.3 КоАП РФ.

Согласно статье 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, со-противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Т.Д.Е.ДД.ММ.ГГГГ около 14 часов 30 минут, находясь у , в целях выражения личного мнения о специальной военной операции, проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации по защите JIHP и ДНР, по заранее спланированному умыслу пытался осуществить публичные действия по демонстрированию окружающим государственного флага р. Украины, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Согласно монографии ФИО1 «Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе», (Екатеринбург, 2004 год, изд-во Уральского государственного педагогического университета, 293 с., ISBN 5-7186-0032-5), дискредитация - это лишение доверия, подрыв, умаление авторитета (стр. 21). Протестная тактика - это способ дискредитации оппонента, который основан на экспликации решительного личного, группового или общенародного возражения против его действий, направленных вразрез с общественными интересами. Протест предполагает наличие дискредитируемого лица или группы лиц. Возражение может быть введено в виде системы доводов, может предъявляться без подробного обоснования, а может и вообще не иметь обоснования. Образ врага и одновременно протест часто манифестируются уже в заголовках и подзаголовках публикаций (стр. 148). К типам возражений относятся: групповое возражение; групповое возражение против действий, соотносимых с действиями неопределенного оппонента, других властных структур, без эксплицитного обоснования протестной позиции (негативные факты российской жизни манифестируются как не вызывающие сомнения, как аксиомы); личное возражение с обоснованием протестной позиции «я - против!»; введение «голоса масс», общенародного возражения - «народ против!» (стр. 148-150). Лозунговая, призывная тактика - это тактика близка к предыдущим: несколько смыслов (образ врага, образ защитника, протест и призыв) и часто сочетаются в рамках одного текста или даже одного текстового фрагмента. Лозунги всегда служили для того, чтобы в краткой и афористической форме реализовать воздействующий на эмоции эффект (стр.151). Коммуникативная стратегия «есть способ реализации замысла, она предполагает отбор фактов и их подачу в определенном освещении с целью воздействия на интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферу; это «план комплексного речевого воздействия, который осуществляет говорящий для «обработки» партнера...своего рода «насилие» над адресатом, направленное на изменение его модели мира, на трансформацию его концептуального сознания» (стр. 10). Автор текста с дискредитирующей направленностью хочет добиться реакции согласия с индуцируемым ему умозаключением (стр. 22). Под тактикой создания образа врага может пониматься объявление человека врагом нации, народа, России, создания образа врага в виде криминала, рвущегося к власти (стр. 141, 145), под тактикой разоблачения лица оппонента и его команды - прямое указание на истинное, с точки зрения автора, положение вещей, открытое и недвусмысленное выявление подлинного лица оппонента (или власти), вскрытие его истинных, с точки зрения автора текста, намерений, или эксплицированные второго плана его действий или высказываний (стр. 142). Суть тактики создания образа мнимого защитника общественных интересов - прямое противопоставление дискредитируемого лица, человека, который «пускает пыль в глаза», тем людям, которые действительно работают на общее благо (стр. 147). Тактика создания образа убийцы - это тактика является достаточно жесткой и базируется на повторе лексических средств со значением «лишение жизни», в том числе метафор, которые индуцируют в сознании адресата логические связки типа: «убийца - это преступник, которому не место среди обычных людей», «убийство должно иметь следствием наказание за преступление» (стр. 187). Бездоказательное умаление авторитета и наклеивание ярлыков - это тактика, которая в большинстве случаев реализуется посредством использования инвективной или близкой к инвективной лексики и фразеологии, то есть таких слов и выражений, которые содержат в своей семантике экспликацию намерения унизить, оскорбить, опозорить другого человека (стр. 124). К бездоказательным способам умаления авторитета, игры на понижение относится и наклеивание ярлыков. Ярлык - это «шаблонная, стандартная (обычно отрицательная), очень краткая характеристика, оценка кого-чего-нибудь (Словарь ФИО2). Существует два вида использования ярлыков. Это наклеивание ярлыка без объяснений и подведение читателя к суждению, манифестированному ярлыком, своеобразное объяснение наименования (стр. 125-126).

Распространение информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в войне, а не в специальной военной операции, вызывает большой общественный резонанс среди населения Российской Федерации и мирового сообщества, направлено на манипулирование общественным мнением, создание обстановки социальной напряженности, а с точки зрения граждан, среди которых пропагандируются такие убеждения, провоцирует формирование негативного отношения к использованию на территории Украины Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Сведения о войне, а не в специальной военной операции, преподнесены без достоверных доказательств как не вызывающие сомнения, содержат прямое указание на истинное, с точки зрения распространителя сведений, положение вещей и подлинного характера, с точки зрения распространителя сведений, действий Вооруженных Сил Российской, вскрытие истинных, с точки зрения распространителя, целей и задач последних, реализуемых на территории Украины и направленных вразрез с озвученными российским государством в официальных источниках данных.

С точки зрения граждан, среди которых пропагандируются такие убеждения, указанное поведение распространителя информации, провоцирует формирование недоверия и негативного отношения к военнослужащим (индивидуальным субъектам права, осуществляющим определенные социально необходимые функции, в том числе во исполнение требований статьи 10 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»), характеру, целям и задачам их деятельности за пределами территории Российской Федерации - на Украине. Своими действиями Т.Д.Е. умышленно, с целью подрыва авторитета среди граждан имиджа и доверия к использованию Вооруженных сил Российской Федерации, дискредитировала характер, цели и задачи по использованию Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и сами Вооруженные силы Российской Федерации, которые используются за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Т.Д.Е. в судебное заседание явился, вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что он со своим другом приехал на мототрек посмотреть тренировку спортсменом, припарковал машину, после того как тренировка закончилась, они направились к припаркованному ранее автомобилю, где увидели сотрудников полиции стоящих рядом с его транспортным средством, после чего на Т.Д.Е. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, также Т.Д.Е. пояснил, что флажок Украины стоит в машине более 10 лет, как дань уважения этой стране, так как он до 17 лет проживал в Украине, его отец и дед родом оттуда.

Выслушав Т.Д.Е. исследовав представленные материалы дела, суд приходи к следующему выводу:

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственности и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичныепризывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В качестве доказательств вины Т.Д.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, в деле представлены: протоколоб административном правонарушении № 005399 от 10.04.2022 года, рапорта и объяснения сотрудников полиции; фотографии и иные доказательства.

Проанализировав указанные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Т.Д.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ по следующим основаниям.

Объективная сторона вменяемого нарушения заключается в осуществлении публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

При этом под дискредитацией следует понимать умышленные действия, направленные на подрыв доверия и умаление авторитета по вопросу использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Обстоятельства произошедшего, отраженные в представленных материалах дела, не содержат совокупности признаков, позволяющих установить в действиях Т.Д.Е. состав правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.

Исходя из описания события правонарушения, содержащегося в протоколе об административном правонарушении, суд не усматривает действий, направленных на дискредитацию или умаление авторитета Вооруженных Сил РФ, то есть направленных на лишение граждан доверия к Вооруженным Силам РФ или подрыв их авторитета.

Размещение внутри транспортного средства флага Украины, бесспорно не свидетельствуют о совершении Т.Д.Е. именно действий, направленных на дискредитацию или умаление авторитета Вооруженных Сил РФ, то есть направленных на лишение граждан доверия к Вооруженным Силам РФ или подрыв их авторитета, не являются безусловным доказательством совершения правонарушения, ответственность за которое наступает по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Таким образом, каких-либо объективных данных, свидетельствующих о наличии в действиях Т.Д.Е. состава административного правонарушения представленные материалы дела не содержат, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 20.3.3, 24.5 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, в отношении Т.Д.Е. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Санкт-Петербургский городской суд со дня вручения или получения копии постановления суда.

Судья И.А. Кабанова