ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-744/2021 от 21.04.2021 Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 5-744/2021

61RS0007-01-2021-000382-47

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 апреля 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судья Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону Щедрина Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об АП в отношении Трубникова В.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

В Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам ДД.ММ.ГГГГ поступило поручение Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее информацию Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия по вопросу нарушений, допущенных экспертом Трубниковым В.В. при составлении акта государственной историко-культурной экспертизы. Трубников В.В., являясь аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы, выполнил акт государственной историко-культурной экспертизы от 17.06.2020 года документации, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных и иных работ: «Отчет « Реконструкция газопровода, земельный участок расположен <адрес> инв. » (далее Акт ГИКЭ). При анализе сведений содержавшихся в Акте ГИКЭ от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительной информации, представленной региональным органом охраны, выявлены факты нарушения требований проведения ГИКЭ, установленных законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия. Из выводов Акта ГИКЭ следует, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации (далее ЕГРОКН), выявленные объекты культурного наследия, объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия.

Вместе с тем,при проведении археологических разведок, нарушен порядок проведения археологических полевых работ, утвержденный постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 20.06.2018 № 32, согласно которому: места проведения археологических разведок фиксируются на карте в масштабе не менее 1:200000. При маршрутной разведке на карте документируется фактический маршрут обследования и все объекты археологического наследия на нем и вблизи него. Объекты археологического наследия на карте нумеруются, расшифровка номеров дается в легенде к карте; необходимо нанесение на планы границ обследованных земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, заложенных в ходе разведок шурфов, зачисток, зондажей, мест бурений и установленных границ объекта археологического наследия; необходима фотофиксация мест закладки шурфов № № 1 и 2 до начала работ; все разведочные шурфы, зачистки, зондажи и места бурения должны быть нанесены на план исследуемого объекта археологического наследия, по возможности в масштабе, документированы, в том числе фотографически и зафиксированы дневниковыми записями. Для каждого шурфа, места зачистки, зондажа и точки бурения необходимо определить географические координаты. Обязательно составление пластовых или послойных планов и профилей бортов всех шурфов, стратиграфии зачисток и зондажей (в масштабе не менее чем 1:20; фотофиксация места закладки шурфа, зондажа и бурения полностью раскопанного шурфа или зондажа и их же после засыпки должна быть выполнена с одного ракурса и с включением окружающего пейзажа. Данные фотофиксации должны Тыть занесены в полевой дневник.

Данные требования в «Отчет «Реконструкция газопровода. Земельный участок расположен <адрес>. Инв. » (далее - Отчет) не отражены.

Кроме того, в заявлении заказчика указано, что протяженность объекта реконструкции 70 м., в то время как в Отчете и ГИКЭ - 107 метров. Также на странице 7 Отчета указано что «в зоне предполагаемой реконструкции автомобильной дороги где, по библиографическим данным известно к настоящему времени 11 археологических объектов, датируемых в пределах от III тысячелетия до н.э. до середины XIX века н.э. Ряд памятников и выявленных объектов археологии находятся в зоне предполагаемого строительства и (или) в непосредственной близости от него».

Учитывая, что в заявлении, ГИКЭ и в Отчете объектом реконструкции является газопровод, во-первых, было необходимо уточнить как данный объект соотносится фразой в Отчете «в зоне предполагаемой реконструкции автомобильной дороги», во вторых, обозначить на картографическом материале Отчета памятники и выявленные объекты археологии, находящиеся в зоне предполагаемого строительства и (или) в - посредственной близости от него.

Следовательно, при проведении ГИКЭ 17.06.2020 года не соблюдены принципы проведения ГИКЭ, установленные ст. 29 Федерального закона № 73-ФЗ, а также требования к порядку проведения государственной историко-культурной экспертизы, установленные Положением, что влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законодательством об охране культурного наследия. В связи с чем, выводы экспертизы, содержащиеся в Акте ГИКЭ от 17.06.2020 года являются необоснованными и не соответствующими принципам проведения экспертизы, а именно научной обоснованности и законности, а также достоверности и полноты информации, установленных ст. 29 Федерального закона № 73-ФЗ.

Кроме того, Акт ГИКЕ от 17.06.2020 года заверен Трубниковым В.В. собственноручно, в то время как в соответствии с п. 22 Положения об экспертизе эксперт подписывает заключение усиленной квалифицированной электронной подписью.

Таким образом, как следует из протокола об административном правонарушении, экспертом Трубниковым В.В., при составлении Акта ГИКЭ от 17.06.2020 года нарушены принципы проведения государственной историко-культурной экспертизы в части научной обоснованности и законности, а также достоверности и полноты информации, что является нарушением ст. 29 Федерального закона № 73-ФЗ, а также требований ст. 28 Федерального закона № 73-ФЗ, п. 17 Положения об экспертизе в части соблюдения принципов проведения экспертизы, установленной ст.29 Федерального закона № 73-ФЗ, п. 22 Положения об экспертизы, в части отсутствия усиленной квалифицированной подписи в заключении экспертизы, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об АП.

Трубников В.В. в судебное заседание явился, просил производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об АП.

Представитель административного органа Управления Минкультуры России по ЮФО и СКФО – Жихарко И.А. в судебное заседание явилась, полагала, что в действиях Трубникова В.В. имеется составл административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об АП обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправное деяние; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие или бездействие, за совершение которого административным законодательством установлена ответственность.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об АП предусмотрена за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, которые регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который гарантирует в Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Из положений ст. 28 Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что государственная историко-культурная экспертиза проводится для определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Историко-культурная экспертиза проводится на основе принципов: научной обоснованности, объективности и законности; презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности; соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия; достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу; независимости экспертов; гласности (ст. 29 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

В ст. 30 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано, что земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 года № 569 утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе.

Указанное положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень предоставляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках ГИКЭ, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.

Заключение ГИКЭ является основанием для принятия уполномоченным органом охраны объекта культурного наследия решения о согласовании /отказе в согласовании проектной документации для проведения работ по сохранению.

Трубников В.В. является аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы, что подтверждается приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ.

В материалы дела представлен отчет «Отчет. Реконструкция газопровода. Земельный участок расположен <адрес>. Инв. » об археологических разведках, выполненный ООО «Археолог» по заказу ООО «АО «Предгорныйрайгаз»», согласно выводам которого, земельный участок по проекту «Реконструкция газопровода. Земельный участок расположен <адрес>. Инв. » расположен в 6.5 км. на СЗ от здания Администрации ст. суворовской, в 20 м. от реки Кумы и представляет собой существующий газопровод. Ранее археологические обследования данного участка не проводились. На момент осмотра грунт на участке не нарушен, рельеф спокойный, расположен на территории существующего газопровода. По архивным данным, объекты культурного наследия, включенные в реестр, а также выявленные объекты культурного наследия на обследуемом земельном участке не значатся, в результате проведения археологического обследования с применением методики постановке разведочных шурфов, объекты, обладающие признаками культурного наследия, в границах земельного участка под указанный объект не обнаружены.

Акт государственной экспертизы документации, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ (статья 30 -Ф3) выполняется в соответствии с целями, указанными в статье 29 Федерального закона -Ф3, а именно: определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. В настоящем случае, экспертом проведена историко-культурная экспертиза документации, предоставленной ООО «Археолог» (<адрес>), с учетом принципов проведения государственной историко-культурной экспертизы в части научной обоснованности, объективности и законности, достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу.

Согласно пункту 10 ст. 45.1 Федерального закона 73-ФЗ «Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ», и, соответственно, не входит в обязанности региональных органов охраны объектов культурного наследия.

«Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной документации», утв. Постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук РАН от ДД.ММ.ГГГГ, является нормативно­методическим документом, в связи с чем, суд находит обоснованным довод Трубникова В.В. о несостоятельности выводов о несоответствии вышеуказанного акта государственной историко-культурной экспертизы Законодательству Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия, в части нарушения пунктов «Положения о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной документации» от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в ходе проведенного археологического обследования участка проектируемого газопровода специалистами ООО «Археолог» (<адрес>), объекты археологического наследия, внесенные в ЕГРОКН, выявленные объекты археологического наследия, а также объекты, обладающие признаками объекта археологического явления не выявлены. Протяженность проектируемого объекта в 107 м в отчете ООО «Археолог» (<адрес>) и акте ГИКЭ, указана на основании представленных заказчиком разработчику документации данных, топоплана и ПЗУ, и соответствует проектной протяженности.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ Управления министерства культуры РФ по ЮФО и СКФО в Министерство культуры РФ, выявлен ряд нарушений законодательства РФ в области охраны объектов культурного наследия в части проведения экспертами археологических полевых работ. Вместе с тем, как следует из представленных документов, экспертом проводилась экспертиза документации, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных и иных работ. Полевых археологических работ не проводилось.

В п. 22 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, а также эксперты, индивидуально проводившие экспертизу одного объекта экспертизы, подписывают заключение экспертизы усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно п. 15 Акта ГИКЭ от ДД.ММ.ГГГГ, последний был оформлен в электронном виде и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. Также, помимо электронной, в акте поставлена собственноручная подпись на бумажном варианте.

По смыслу норм права, закрепленных Кодексом РФ об АП, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документов, в котором приводятся основания привлечения лица к административной ответственности,

Изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства иными представленными в материалы дела доказательствами не подтверждены.

На основании ст. 24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу положений ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об АП, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП указано, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Трубникова В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об АП, в связи с чем, дело об административном правонарушении подлежит прекращению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 24.5 Кодекса РФ об АП,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об АП в отношении Трубникова В.В. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП.

На постановление может быть подана жалоба в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента получения или вручения настоящего постановления.

Судья:

Дело № 5-744/2021

61RS0007-01-2021-000382-47