ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-746/20 от 08.07.2020 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5- 746\2020

Полный текст изготовлен

08.07.2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

8 июля 2020 <...>

Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Макарова И.С., рассмотрев административный материал в отношении

ФИО4, 22<данные изъяты>

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Пограничным управлением ФСБ России по западному арктическому району в суд представлен материал об административном правонарушении в отношении ФИО4 по ч.2 ст.8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 31.01.2020 ФИО4 в нарушение ч. 3 ст. 10, ч. 1 ст. 15 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п.14.5.5 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденный приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414 осуществил рыболовство ценных видов водных биоресурсов в части приемки, хранения и транспортировки в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых запрещена; имел в местах добычи части водных биологических ресурсов, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена.

Допущенные ФИО4 нарушения влекут административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебное заседание ФИО4 не явился, извещен надлежащим образом, согласен на рассмотрение дела в его отсутствии.

Защитник Ситкевич О.С. в судебном заседании вину ФИО4 в совершенном правонарушении не признала, пояснив, что он не осуществлял промышленное рыболовство как это изложено в понятии ФЗ № 166 «О рыболовстве», а любительское рыболовство не содержит запрета на транспортировку. Кроме того ФИО4 не осуществлял добычу лосося, указанные ВБР были найдены им на берегу. Просила прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения. Также просила учесть, что ранее ФИО4 за совершение однородных административных правонарушений не привлекался, имеет на иждивении <данные изъяты>.

Представитель административного органа Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району ФИО5 пояснила, что в действиях ФИО4, выразившихся в приемке, хранении и транспортировке запрещенных к вылову ВБР, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, видеоматериалы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства, необходимо учитывать, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) регулируются, в том числе Федеральными законами: от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Согласно статьям 34, 35 Федерального закона от 24 мая 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 9, 10, 10.1 статьи 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» под рыболовством понимается не только деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, но и в предусмотренных данным Законом случаях деятельность по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Промышленное рыболовство - это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

Прибрежное рыболовство - это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, транспортировке, хранению уловов водных биологических ресурсов, а также рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрено настоящим Федеральным законом, и выгрузке уловов водных биоресурсов в живом, свежем или охлажденном виде в морские порты РФ, в иные места выгрузки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 16 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» граждане могут осуществлять, как промышленное, так и прибрежное рыболовство.

Рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена. В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования может устанавливаться запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов (часть 1 статьи 15, пункт 1 части 1 статьи 26 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).

В силу статьи 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Правила рыболовства, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

В Баренцевом море действуют Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 №414 (далее Правила рыболовства).

Согласно пункту 14.5.5 Правил рыболовства гражданам при осуществлении рыболовства запрещается иметь на рыболовных (рыбопромысловых) участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыболовных (рыбопромысловых) участков), орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено, а также водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена, или их части.

В соответствии с пп. 14.2, 19, 30 г, 67.6, 76 Правил рыболовства, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам запрещается: добыча (вылов) анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых осуществляется в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», за пределами рыболовных (рыбопромысловых) участков, за исключением рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, учебных и культурно-просветительских целях, а также в целях аквакультуры (рыбоводства); в течение года запрещается добыча (вылов) лосося атлантического (семги), в том числе без путевок.

При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 29.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», перечень анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых осуществляется в соответствии с настоящей статьей, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

В соответствии с Перечнем анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых осуществляется в соответствии со статьей 29.1. Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», утв. приказом Федерального агентства по рыболовству от 26 февраля 2009 г. № 147 к указанным видам ВБР относятся горбуша и лосось атлантический.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что в период с 17:00 до 20:00 15.07.2019 в ходе осуществления сотрудниками оперативного отдела Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району оперативно-розыскных мероприятий на участке ответственности пограничного поста в <адрес>, при проверке полученной оперативной информации о незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов в акватории Белого моря, в районе губы <адрес> обнаружены граждане ФИО4 и ФИО1 осуществившие перегрузку, хранение и транспортировку посредством автомобиля марки <данные изъяты> грз от побережья губы <адрес> до точки на местности с координатами <данные изъяты> (район автодороги от губы <адрес> до пересечения с автодорогой <адрес>) 123 экземпляров горбуши, 8 экземпляров семги (атлантического лосося) и 2 экземпляра кумжи. Документы, подтверждающих законность нахождения указанных водных биологических ресурсов, у лиц отсутствовали.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела:

протоколом об административном правонарушении № 2109/2527-19 от 31.01.2020;

протоколом обследования от 15.07.2019, согласно которому при обследовании автомобиля <данные изъяты> грз под управлением ФИО6, в задней части автомобиля обнаружены 129 экз. горбуши, 8 экз. атлантической лососи и 2 экз. кумжи;

объяснением ФИО4 и ФИО1 согласно которым 14.07.2019 они приехали на рыбалку на побережье губы <адрес>. 15.07.2019 на берегу ими были обнаружены мешки с рыбой, предположительно горбуша. Мешки перенесли в автомобиль и поехали в сторону <адрес>, где по дороге были задержаны сотрудниками пограничного управления;

согласно заключения эксперта-ихтиолога от 18.12.2019, представленные 123 экз. ВБР принадлежит горбуше вес в сырце составил 183,071 кг, 8 экз. ВБР принадлежит атлантическому лососю вес в сырце составил 19,592 кг, 2 экз. ВБР принадлежит кумже вес в сырце составил 2,085 кг.;

из объяснений сотрудника пограничного управления ФИО2 следует, что 15.07.2019 осуществлялось ОРМ «<данные изъяты>», были установлены два гражданина, которые осуществили перегрузку мешков с ВБР, находящихся на берегу, в автомобиль <данные изъяты> грз В ходе осмотра автомобиля <данные изъяты> грз под управлением ФИО6, пассажир ФИО1 в задней части автомобиля обнаружены 129 экз. горбуши, 8 экз. атлантической лососи и 2 экз. кумжи. Каких либо документов на право добычи у граждан не оказалось;

согласно ответу ФГБНУ «1», акватория <адрес> является миграционным путем к местам нереста в реки Мурманской области горбуши в срок с начала июня по конец августа и атлантического лосося с конца мая до конца декабря.

Перечисленные доказательства соответствуют требованиям части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, анализ которых в совокупности с приведенными правовыми нормами позволяет сделать вывод о том, что в период с 17:00 до 20:00 15.07.2019 гражданин РФ ФИО4, действуя совместно с гражданином ФИО1 на побережье губы <адрес> (внутренние морские воды РФ) осуществил перегрузку, хранение и, с использованием транспортного средства <данные изъяты>, грз транспортировку до точки на местности с координатами <данные изъяты> (район автодороги от губы <адрес> до пересечения с автодорогой <адрес>) 123 экземпляров горбуши, 8 экземпляров семги (атлантического лосося) и 2 экземпляра кумжи; имел водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена, чем допустил нарушение ч. 3 ст. 10, ч. 1 ст. 15 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пунктов 14.5.5 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденный приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414, а именно: осуществил рыболовство ценных видов водных биоресурсов в части перегрузки, хранения и транспортировки в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых запрещена; имел в местах добычи части водных биологических ресурсов, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена.

При этом, действия лица по смыслу пунктов 9, 10, 16 статьи 1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в их взаимосвязи с количеством водного биологического ресурса, свидетельствуют об осуществлении ФИО4 рыболовства в части приемки, хранения и транспортировки в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Доводы защитника, об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, противоречат установленным обстоятельствам, не опровергают и не ставят под сомнения факт осуществления ФИО4 приемки, хранения и транспортировки горбуши и лосося атлантического, поскольку его противоправные действия были пресечены сотрудниками пограничной службы.

Отсутствие разрешительных документов или иных правоустанавливающих документов на уловы водных биоресурсов свидетельствует об их незаконной добыче и незаконности владении ими лицом, у которого данные водные биоресурсы обнаружены.

Совершив действия по приемке, хранению и транспортировке водных биоресурсов, ФИО4 разрешительных документов подтверждающих законность добычи (вылова), хранения и транспортировки краба не представил.

Таким образом, указанными действиями ФИО4 совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с санкцией части 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях кратность, применяемая к исчислению суммы административного штрафа, определяется для граждан от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения,

В соответствии с заключением эксперта-ихтиолога от 18.12.2019, предметом административного правонарушения являются: 183,071 кг горбуши, 19,592 кг атлантического лосося.

Подлежит исключения из предмета административного правонарушения 2,085 кг кумжи, поскольку указанный ВБР не входит в Перечень анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых осуществляется в соответствии со статьей 29.1. Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», утв. приказом Федерального агентства по рыболовству от 26 февраля 2009 г. № 147.

Согласно заключению эксперта ФИО3 № 333 от 03.12.2019 рыночная стоимость 1 килограмма водных биологических ресурсов в виде горбуши составляет 45 рублей 50 копеек, лосось атлантический составляет 204 рубля 10 копеек.

Однократная стоимость водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, составляет 12351 рубль 24 копейки.

Основаниями для разрешения судьей вопроса о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 либо частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, являются указание на наличие имущественного ущерба в протоколе об административном правонарушении либо постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, а также отсутствие возражений лица, в отношении которого ведется производство по делу, и разрешаемого в суде спора о возмещении имущественного ущерба.

В судебном заседании защитник вину в совершении инкриминируемого правонарушения не признала, возмещать ущерб отказалась.

Спор о возмещении имущественного ущерба подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, материальное положение, имеет на иждивении <данные изъяты>, ФИО4 ранее к административной ответственности не привлекался, полагаю возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

При производстве по делу административным органом процессуальных нарушений не допущено.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный
ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек.

В силу части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 8.17 ч.2, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО4 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 6100 рублей без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.

Изъятые водные биологические ресурсы на основании протокола от 15.07.2020 (л.д.18) и переданные на хранение на основании акта от 29.11.2019 (л.д.38): горбушу 180,900 кг, лосось атлантический 19,360 кг, кумжу 2,060 кг уничтожить.

Изъятый автомобиль <данные изъяты>, грз на основании протокола от 15.07.2019(л.д.18) вернуть законному владельцу ФИО4.

В соответствии с п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ исполнение постановления о наложении административного штрафа должно быть произведено лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности по следующим реквизитам:

ИНН: <***>; КПП: 519001001; Лицевой счет 04491Y00970;

УФК по Мурманской области (ПУ ФСБ России по западному арктическому району); расчетный счет: <***>;

БИК: 044705001; Банк – Отделение Мурманск, г. Мурманск

ОКТМО: 47701000; КБК: 189 1 16 13000 01 7000 140.

Квитанция об уплате штрафа подлежит предъявлению в Октябрьский районный суд города Мурманска.

Разъяснить правонарушителю, что неуплата штрафа в установленный срок влечет административную ответственность на основании ст. 20.25 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в двукратном размере не уплаченного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вручения (получения) копии постановления.

Судья И.С. Макарова