Дело №5-748/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
06 октября 2017 года г.Хабаровск
Резолютивная часть решения оглашена 03.10.2017.
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Митчина Л.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» (ИНН №, КПП №, ОГРН №, зарегистрированное по адресу: <адрес>),
установил:
ДД.ММ.ГГГГ на основании электронного обращения гражданина о нарушении при проведении работ по рекультивации после ремонта участка 340-302 км трубопровода обособленного подразделения «Управление магистральных нефтегазопроводов» (в зоне обслуживания цеха № расположенного в <адрес>) по факту утечки нефти в окружающую среду в районе 323 км нефтепровода «Оха — Комсомольск-на-Амуре» в ноябре ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ№) и о попадании нефтесодержащей жидкости из 1 магистрального нефтепровода «Оха - Комсомольск-на-Амуре», Департаментом Росприроднадзора было проведено было проведено, обследование (осмотр) земельного участка в водоохраной зоне ручья Безымянный, притока реки Сомон расположенного на 323,7 км магистрального трубопровода нефтепровода «Оха - Комсомольск-на-Амуре»; произведен отбор проб почвы по месту прорыва нефтепровода в котловане трубопровода и сформированного русла ручья Безымянный, в ходе которого установлено, что ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», в нарушение ч.2 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ, ч.2 ст.46 Федерального закона №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» п.3.2.2 Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ допущена порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, а именно: на указанном земельном участке, арендуемом под трубопровод, в результате прорыва нефтепровода «Оха – Комсомольск-на-Амуре» почва была загрязнена нефтепродуктами. Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ концентрация нефтепродуктов в пробе грунта № (загрязненный грунт, N 51°29"15,5" Е 140 3240,0") в 22,01 раз больше концентрации нефтепродуктов в фоновой пробе. Концентрация нефтепродуктов в пробе грунта № (загрязненный грунт, N 51°29"12,1" Е 140°32f35,7") в 19,76 раз превышает фоновое значение, пробе № (загрязненный грунт, N 51°29"12,7" Е 140°32"36,9") в 2,11 раз. ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» организовало работы по ликвидации загрязнения собственными силами с привлечением ПАСФ Сахалинского центра «Экопас» - филиала ОА «ЦАСЭО», действующего на договорной основе.
При рассмотрении дела должностное лицо административного органа ФИО2 настаивает на виновности привлекаемого лица на основании доказательств, представленных административном органом.
Юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещавшееся о времени и месте рассмотрения дела, явку своего законного представителя в судебное заседание не обеспечило. Судья с учетом положений ст.ст.25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося лица с участием защитника.
Защитник ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» ФИО3 просит производство по делу прекратить по доводам, указанным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, из которых следует, что авария носит непредвиденный характер, в связи с чем, квалификация по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ является не правильной, а в действиях привлекаемого лица отсутствует состав инкриминируемого правонарушения; административным органом не доказана порча земель или уничтожение плодородного слоя; протокол со составлен за пределами срока, установленного действующим законодательством. Устно просит принять во внимание, что все необходимые работы по устранению последствий аварии привлекаемое лицо провело, что подтверждается сведениями, указанными в рассматриваемом протоколе.
Изучив представленные материалы, принимая во внимание мнение должностного лица административного органа и защитника, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ установлена ответственность, в том числе, за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами.
В силу ч.3 ст.13 Земельного кодекса РФ мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 12 Земельного кодекса РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (ч.2 ст.13 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В силу ст.1 Закона №7-ФЗ, земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле являются компонентами природной среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ).
В силу ч.2 ст.39 Закона №7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки установлены ст.46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой: размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ДФО в отношении ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.6 ч.2 КоАП РФ.
Согласно протоколу осмотра государственных инспекторов Департамента Росприроднадзора по ДФО от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе обследования земельного участка в месте прорыва нефтепровода «Оха – Комсомольск-на-Амуре», было установлено, что на месте аварии вырыт котлован глубиной 3-4 метра, площадью 0,1107га. Котлован вырыт на случай временного размещения загрязненного грунта и иных отходов производства и потребления. На момент осмотра, в котловане обнаружены полиэтиленовые мешки с отходами производства и потребления с пластиковыми мешками из-под НСЖ, отработанной рабочей формой и бонами. Дно и края котлована засыпаны нефтесорбентом. На грунте, при визуальном осмотре, признаков загрязнения нефтепродуктами не обнаружено. При визуальном осмотре ручья Безымянный, впадающего в ручей Малый Сомон, затем в <адрес>, радужной пленки не установлено. В 3-4 км от нефтепровода на <адрес> обнаружено 5 нитей боновых заграждений, которые удерживают коричневую пленку с запахом нефтепродуктов, после боновых заграждений, вода покрыта радужной пленкой.
Согласно протоколу взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ, государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды по ДФО совместно с ведущим инженером отдела ООП и НН ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО», в рамках проводимого Департаментом Росприроднадзора по ДФО административного расследования в отношении ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», произведен отбор проб на содержание нефтепродуктов в ручье Безымянный в районе водоохранной зоны, в реке Сомон, ручье Малый Сомон, расположенном на 322 км магистрального трубопровода нефтепровода «Оха – Комсомольск-на-Амуре».
Согласно экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» № от ДД.ММ.ГГГГ, концентрация нефтепродуктов в пробе грунта № (загрязненный грунт, N 51°29"15,5" Е 140 3240,0") в 22,01 раз больше концентрации нефтепродуктов в фоновой пробе. Концентрация нефтепродуктов в пробе грунта № (загрязненный грунт, N 51°29"12,1" Е 140°32f35,7") в 19,76 раз превышает фоновое значение, пробе № (загрязненный грунт, N 51°29"12,7" Е 140°32"36,9") в 2,11 раз, что свидетельствует о загрязнении контрольного участка нефтепродуктами.
Факт порчи земель в результате несоблюдения правил обращения с опасными для здоровья и окружающей среды веществами и виновность ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» в инкриминируемом ему правонарушении подтверждаются помимо вышеизложенного также протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования контролирующим органом, расположенным по адресу: <адрес>.
Указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона и являются достаточными для обоснования вывода о виновности ООО «РН-Сахалинморнефтегаз».
Материалы проверки составлены в соответствии с требованиями КоАП РФ надлежащими должностными лицами и оснований для признания их недопустимыми доказательствами не имеется.
Довод о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков, установленных действующим законодательством, судья отклоняет, так как согласно разъяснениям, данным в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Судья квалифицирует действия ООО «Сахалинморнефтегаз» по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ - порча земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами.
Довод защитника привлекаемого лица относительно неправильной квалификации инкриминируемого деяния и отсутствии в действиях привлекаемого лица состава инкриминируемого правонарушения судья расценивает как способ защиты, так как доводы защитника опровергаются материалами дела, изученными в судебном заседании.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, данные о юридическом лице, его финансовое и имущественное положение.
Основания для прекращения производства по делу, а также для признания деяния малозначительным и освобождения ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» от административной ответственности с учетом характера правонарушения не имеется.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, из материалов дела не установлено.
К смягчающим обстоятельствам судья относит предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения.
С учетом изложенного, судья приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде административного штрафа.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
признать Общество с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: л/с № администратора доходов, ИНН №, КПП №, УФК по <адрес> (Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу), р/с №, наименование банка: ОТДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСК, БИК №, ОКТМО №, КБК №, назначение платежа: Штраф согласно постановлению от ___ № ___ (указывается дата и номер постановления о назначении административного наказания).
Разъяснить, что соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. По истечении указанного срока, в случае непредставления в суд по месту рассмотрения дела сведений, подтверждающих уплату штрафа, в соответствии с ч.5 ст.32.2 КоАП РФ постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в принудительном порядке, и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, за которое для юридического лица предусмотрено наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания, в том числе, в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, либо с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть отсрочена судьей, вынесшими постановление, на срок до одного месяца, либо рассрочена на срок до трех месяцев.
Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес>, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, изготовленного в мотивированном виде.
Судья (подпись) Л.А. Митчина
Копия верна. Л.А. Митчина