Дело № 5-749/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 июня 2021 года г. Севастополь
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Истягина Н.М., рассмотрев в помещении Ленинского районного суда города Севастополя (299011, <...>) материалы дела об административном правонарушении в отношении:
Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя, (ИНН №, ОГРН №, дата присвоения ОГРН: ДД.ММ.ГГГГ), юридический адрес: <адрес>, фактический: <адрес>, <адрес>, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 7.13 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой проверки Управлением Минкультуры России по ЮФО и СКФО проведен осмотр объекта культурного наследия «Петропавловский собор», (далее – Объект охраны) внесенного в Единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, в отношении Объекта охраны установлено ненадлежащее исполнение Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя требований ст. 9.1 и подп. 14 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федерального закона №73-ФЗ), в части неисполнения обязанности по обследованию и фотофиксации один раз в пять лет состояния объекта культурного наследия, ст. 35.1, ст. 47.3 Федерального закона № 73 – ФЗ, в части размещения наружной рекламе на Объекте охраны, ст. 40, 45 Федерального закона № 73 – ФЗ, в части проведения работ на Объекте охраны, под. 6 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73 – ФЗ, в части соблюдения требований, к содержанию и использованию Объекта, выразившиеся в складировании камней в границах территории Объекта. Данные нарушения выразились в неисполнении ст.ст. 3.1, 9.1, 33, 40, 45, ст. 47.3 47.3, 47.6, Федерального закона № 73-ФЗ, тем самым Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
В судебном заседании представители Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя ФИО1, ФИО2 возражал против привлечения к административной ответственности в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Представитель Управлением Минкультуры России по ЮФО и СКФО настаивал на законности вынесенного протокола и наличия в действиях привлекаемого юридического лица состава вменяемого административного правонарушения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, пояснения лица привлекаемого к административной ответственности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности, судья приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 29.12.2020 № 1770 «Об утверждении ежегодного сводного плана проведения Министерством культуры Российской Федерации и его территориальными органами плановых проверок на 2021 год», положения о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации (утв. приказом Министерства культуры Российской Федерации от 07.02.2019 № 121), распоряжения руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам от 23.03.2021 № 58-р проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия (далее – ОКН) (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – РФ) за период с 21.03.2019 по 31.03.2021.
В соответствии с Указом Губернатора города Севастополя от 25.08.2015 № 81-УГ было образовано Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя. Постановлением Правительства Севастополя от 31.08.2015 № 840-ПП утверждено положение об Управлении охраны объектов культурного наследия города Севастополя.
Согласно данному Положению, Управление охраны объектов культурного наследия является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения и федерального государственного надзора за счет субвенций из федерального бюджета. Целью деятельности исполнительного органа является государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Севастополя.
К основным задачам деятельности Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя относится осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством РФ): государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения; федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.
В результате проверки должностными лицами Управления выявлены нарушения требований Федерального закона № 73-ФЗ (акт проверки от 22.04.2021 № 54), выразившиеся в неэффективной деятельности по государственной охране, ненадлежащему государственному контролю и надзору Севнаследием за состоянием объекта культурного наследия федерального значения «Петропавловский собор».
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия регулируются Федеральным законом № 73-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов РФ законами субъектов РФ в области государственной охраны объекта культурного наследи.
Согласно п. 1 ст. 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ РФ передает органам государственной власти субъекта РФ осуществление следующих полномочий в отношении ОКН (за исключением отдельных объекта культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством РФ): государственная охрана ОКН федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, ОКН, включенные в реестр, выявленные объекта культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объекта культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно подп. 11, 14, 15 п. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ государственная охрана объекта культурного наследия включает в себя: установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности; иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
Неисполнение, либо ненадлежащее исполнение органом охраны субъекта Российской Федерации требований ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, может повлечь за собой как причинение вреда объекта культурного наследия, так и полную его физическую утрату.
Статьей 27 Федерального закона № 73 – ФЗ установлено, что на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Информационные надписи и обозначения не устанавливаются на выявленные объекты культурного наследия, объекты археологического наследия, достопримечательные места, а также на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями.
Пунктом 2 вышеуказанной статьи предусмотрен, порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. 14 п. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ государственная охрана объекта культурного наследия включает в себя обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния объекта культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности.
Согласно п. 1 ст. 35.1 Федерального закона № 73 – ФЗ не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.
Согласно п. 2 вышеуказанной статьи, запрет или ограничение распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия, находящихся в границах территории достопримечательного места и включенных в реестр, а также требования к ее распространению устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, и вносятся в правила землепользования и застройки, разработанные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона № 73 - ФЗ, под сохранением ОКН понимаются направленные на обеспечение физической сохранности ОКН ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация ОКН, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление ОКН для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Согласно п. 1, 4 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению ОКН, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объекта культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объекта культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объекта культурного наследия за их проведением.
Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению ОКН, включенного в реестр или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объекта культурного наследия.
В представленных актах осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ б/н, от ДД.ММ.ГГГГ б/н на Объекте охраны не были зафиксированы следы работ по заполнению трещин на фасаде здания цементным раствором.
В соответствии с под. 6 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73 – ФЗ не использовать ОКН (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объекта культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ.
В ходе проведения плановой проверки Управлением, 21.04.2021 в рамках реализации п. 4 Постановления Правительства РФ № 740, совместно с представителями Управления 21.04.2021 проведен осмотр ОКН «Петропавловский собор», в ходе которого установлено следующее: ОКН «Петропавловский собор» (далее - Объект) внесен в Единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27.11.2015 № 22578-р.
В акте проверки от 22.04.2021 № 54, в разделе «Оценка мер, принимаемых Севнаследием по государственной охране объекта культурного наследия федерального значения «Петропавловский собор»» отражены нарушения Федерального закона № 73-ФЗ, выявленные при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
В отношении Объекта охраны установлено ненадлежащее исполнение Управлением требований ст. 9.1 и подп. 14 п. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, в части неисполнения обязанности по обследованию и фотофиксации один раз в пять лет состояния ОКН, ст. 35.1, ст. 47.3 Федерального закона № 73 – ФЗ, в части размещения наружной рекламе на Объекте, ст. 40, 45 Федерального закона № 73 – ФЗ, в части проведения работ на Объекте, под. 6 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73 – ФЗ, в части соблюдения требований, к содержанию и использованию Объекта, выразившиеся в складировании камней в границах территории Объекта.
Таким образом, собранные по настоящему делу доказательства, в их совокупности, позволяют сделать вывод, что Управлением, при осуществлении деятельности по реализации переданных полномочий РФ по государственной охране и федеральному государственному надзору в отношении объекта культурного наследия федерального значения, «Петропавловская крепость» нарушены требования федерального законодательства в сфере охраны объекта культурного наследия выразившиеся в неисполнении ст. ст. 3.1, 9.1, 33, 40, 45, ст. 47.3 47.3, 47.6, Федерального закона № 73-ФЗ, в чем усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Вина Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя в совершении вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отношении Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, данный протокол был подписан представителем лица, привлекаемого к административной ответственности с разъяснением ему процессуальных прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, положений ст. 51 Конституции РФ;
- актом плановой документарной проверки Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Объекта охраны в котором зафиксированы выявленные нарушения; заданием №-Ф на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ;
- актом осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сотрудниками Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя нарушений законодательств нарушений законодательства в области охраны объектов культурного наследия не выявлено;
- приказом об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия «Петропавловский собор», расположенного по адресу: <адрес>;
- приказом № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении охранного обязательства собственник или иного законного владельца объекта культурного наследия;
- актом осмотра технического состояния объекта культурного наследия (здания, строения) от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что нарушений, в том числе процессуальных, при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя допущено не было, и он соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.
Давая оценку исследованным в ходе рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу, что вина Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя в совершении данного административного правонарушения установлена и доказана, поскольку со стороны Управления были допущены нарушения требований ст. 9.1 и подп. 14 п. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, в части неисполнения обязанности по обследованию и фотофиксации один раз в пять лет состояния ОКН, ст. 35.1, ст. 47.3 Федерального закона № 73 – ФЗ, в части размещения наружной рекламе на Объекте, ст. 40, 45 Федерального закона № 73 – ФЗ, в части проведения работ на Объекте, под. 6 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73 – ФЗ, в части соблюдения требований, к содержанию и использованию Объекта, выразившиеся в складировании камней в границах территории Объекта.
Ссылка в письменных возражениях Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя на акт обследования и фотофиксации Объекта охраны №/Ф от ДД.ММ.ГГГГ не опровергает факт допущенного со стороны Управления положения подп.14 п.2 ст. 33 Закона №73-ФЗ обязывающего привлекаемое к административной ответственности лицо проводить один раз в пять лет обследование и фотофиксацию состояния объекта культурного наследия, учитывая, что такое обследование ранее проводилось ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы о том, что Управлению были вменены нарушения которые оно не совершало, основаны на ошибочном толковании возложенных на Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя функций государственного надзора за состоянием Объекта охраны, установленных ст.11 Федерального закона №73-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объекта культурного наследия понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области охраны объекта культурного наследия, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судья квалифицирует административное правонарушение совершенное Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя по ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ.
В своей совокупности собранные доказательства позволяют суду сделать вывод о виновности Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 Кодекса РФ об АП, по делу не установлено.
При определении административного наказания, суд принимает во внимание характер и высокую степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, связанного с нарушением требований законодательства об охране объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
С учетом, того, что судом не установлено негативных последствий для объекта культурного наследия в результате совершения Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя административного правонарушения, при назначении наказания суд считает возможным применить положения пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, и назначить наказание менее минимального размера установленного санкцией ст. 7.13 КоАП РФ.
Назначенный вид и размер наказания будет соответствовать задачам и целям административного законодательства, в том числе предупреждению совершения Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя новых правонарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.5, 29.9, 29.11, 30.1, 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя (ИНН №, ОГРН №), признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано направить в суд.
Оплату штрафа произвести по следующим реквизитам: получатель УФК по Ростовской области (Управление Министерства культуры Росси1ской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому Федеральным округам л/с <***>, код КБК 05411601071010013140 код ОКТМО 60701000, отделение г. Ростов-на Дону БАНКА РОССИИ/ УФК по Ростовской области г. Ростов-на-Дону, корреспондентский счет банка №10402810545370000050, ИНН <***>, КПП 616401001, БИК 046015001, номер банковского (казначейского) счета 03100643000000015800.
Постановление может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение 10 суток, со дня вручения или получения копии данного постановления, путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Судья Ленинского районного
суда города Севастополя Н.М. Истягина