№5-74/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
12 декабря 2017 года г. Сарапул УР
Судья Сарапульского районного суда Удмуртской Республики Мельникова А.Н., при секретаре Хазиевой Н.И.,
с участием представителя Агентства по государственной охране объектов культурного наследия УР ФИО1,
представителя юридического лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела к протоколу об административном правонарушении в отношении юридического лица
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «***», расположенного по адресу: ***
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «***» (далее - ООО «***) при осуществлении деятельности на территории Сарапульского района УР допустило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, совершенных в отношении выявленных объектов культурного наследия. В адрес Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (далее - Агентство) поступил акт государственной историко-культурной экспертизы земель, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ: земельные участки, предназначенные для проектирования и последующего строительства объекта «Обустройство Мазунинского участка недр» в Сарапульском районе от 07.07.2017г. Согласно акту экспертизы летом 2017г. в Сарапульском районе на земельном участке, предназначенном под проектирование и последующее строительство объекта «Обустройство Мазунинского участка недр» проводились археологические исследования. В результате проведенной в соответствии со ст.45.1 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации государственной историко-культурной экспертизы земельного участка с кадастровым номером 18:18:026001:291, предназначенном для проектирования и последующего строительства трассы нефтепровода по объекту «Обустройства Мазунинского участка недр», было выявлено два ранее неизвестных объекта археологического наследия - Мазунинское I и II селище (VIII до н.э. - V в. н.э. - начало XX в.). Культурный слой «Мазунинское I селище» частично разрушен, «Мазунинское II селище» попадает в границы строительства нефтепровода. Культурный слой «Мазунинского I селища» частично разрушен в результате проведения строительных работ по объекту «Обустройство Мазунинского участка недр» в Сарапульском районе. Согласно договору аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена от 18.07.2016г. № 30-юр, земельный участок с кадастровым номером 18:18:026001:291, площадью 44400 кв.м. предоставлен Администрацией Сарапульского района в аренду ООО «***» для строительства и обустройства коммуникаций к нефтепромысловым объектам на срок до 28 августа 2031г. ООО «***» в нарушение ст.ст.31,28,30,36 Федерального закона №73-ФЗ провело земляные, строительные работы без проведения государственной историко-культурной экспертизы (экспертиза земельного участка была проведена после проведения земляных работ, связанных с обустройством Мазунинского участка недр), что привело к разрушению части выявленного объекта археологического наследия «Мазунинское I селище». Выявленный объект археологического наследия «Мазунинское I селище» включен в перечень выявленных объектов культурного наследия приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики от 03.08.2017г. №108.
Представитель Агентства по государственной охране объектов культурного наследия УР ФИО1 в судебном заседании пояснила, что государственная историко-культурная экспертиза земельного участка проводится до проведения проектных, земляных, строительных, хозяйственных и иных работы. Работы, в результате которых был частично уничтожен выявленный объект культурного наследия, проведены до окончания государственной историко-культурный экспертизы. Для включения выявленного объекта в реестр объектов культурного наследия, у Агентства имеется год.
В судебном заседании представитель ООО «***» ФИО2 пояснила, что вину в совершении административного правонарушения признают. Действительно был снят частично верхний плодородный слой, в результате чего был уничтожен частично выявленный объект культурного наследия. Просит учесть что, ООО «***» впервые совершено административное правонарушение, оно относится к объектам малого предпринимательства. Просит заменить штраф на устное предупреждение либо установить его в размере ниже низшего.
Суду также представлены письменные пояснения ООО «***», из содержания которых следует, что земельный участок с кадастровым номером ***принадлежит ООО «***» на праве аренды с Администрацией МО «Сарапульский район», земельный участок был переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию - земли промышленности и иного специального назначения согласно Распоряжению Правительства УР №603-р от 22.05.2017г. Вид разрешенного использования земельного участка - размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их нефтепереработки, изготовление вещей промышленным способом. ООО «НПЦ ПрикамАхеология» были проведены научно-исследовательские работы (археологическая разведка) на указанном земельном участке, предназначенном для проектирования и последующего строительства нефтепровода в рамках проекта «Обустройство Мазунинского участка недр». Исследованная площадь участка составила 0,25 кв.м. В результате проведенного полевого обследования в трассе проектируемого нефтепровода, был выявлен ранее неизвестный объект историко-культурного наследия - «Мазунинское I селище», который в результате снятия плодородного слоя на данном земельном участке оказался частично разрушенным.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №73-ФЗ).
Согласно ст.3 Закона №73-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.2015г. №459-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу ст.5 названного Закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5 ст.5.1 Закона №73-ФЗ предусмотрено, что особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
В соответствии со ст.28 Закона №73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.31 Закона №73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Согласно ст.33 Закона №73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с ч.1 ст.36 Закона №73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Как установлено по делу об административном правонарушении, в адрес Агентства по государственной охране объектов культурного наследия УР поступил Акт государственной историко-культурной экспертизы земель, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ: на земляных участках, предназначенных для проектирования и последующего строительства объекта «Обустройство Мазунинского участка недр» в Сарапульском районе от 07.07.2017г. ООО «***» были организованы земляные, строительные работы, в результате которых культурный слой «Маузнинского I селища» частично разрушен, «Мазунинское II селище» попадает в границы строительного нефтепровода.
Факт проведения земляных работ на земельном участке с кадастровым номером ***представителем юридического лица (ООО «***»), не оспаривается.
Согласно п.2 ст.36 Закона №73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Пунктом 4 ст.36 Закона №73-ФЗ, в случае обнаружения в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик (застройщик) объекта капитального строительства, лицо, проводящее указанные работы, обязаны незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия. Региональный орган охраны объектов культурного наследия, которым получено такое заявление, организует работу по определению историко-культурной ценности такого объекта в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых находится обнаруженный объект культурного наследия.
Нормами п.11 ст.36 Закона №73-ФЗ предусмотрено, что археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
В судебном заседании установлено и представителем ООО «***» не оспаривался тот факт, что результаты экспертизы земельного участка была получены после проведения земляных работ, связанных с обустройством Мазунинского участка недр, что привело к разрушению выявленного объекта культурного наследия «Мазунинское I селище».
Суд полагает, что вина ООО «***» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, полностью подтверждается материалами дела, в том числе:
протоколом об административном правонарушении №8 от 14.09.2017г., согласно которому ООО «***» допущено нарушение законодательства об охране выявленных объектов культурного наследия, а именно: ООО «***» произвело земляные, строительные работы без проведения государственной историко-культурной экспертизы, что привело к разрушению части выявленного объекта археологического наследия «Мазунинское I селище»;
техническим отчетом о научно-исследовательских работах от 16.06.2017г., согласно которому в Сарапульском районе УР был выявлен объект историко-культурного наследия – Мазунинское селище и зафиксирован факт полного разрушения еще одного объекта историко-культурного наследия того же времени;
актом государственной историко-культурной экспертизы земель от 07.07.2017г., согласно которому проведение земляных, мелиоративных и хозяйственных работ в границах земельных участков, предназначенных под размещение объекта «Обустройство Мазунинского участка недр» в Сарапульском районе УР по результатам проведенного научно-исследовательского археологического обследования, невозможно;
договором аренды земельных участков от 18.07.2016г., из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 44400 кв.м предоставлен Администрацией Сарапульского района УР в аренду ООО «***» для строительства и обустройства коммуникаций к нефтепромысловым объектам на срок до 28.08.2031 г.;
приказом №108 от 03.08.2017г., перечнем выявленных объектов историко-культурного наследия, из которых следует, что выявленный объект историко-культурного наследия «Мазунинское селище I», расположенный в Сарапульском районе УР включен в Перечень выявленных объектов историко-культурного наследия;
приложением №2 к приказу, схемой, согласно которым определены границы выявленного объект историко-культурного наследия «Мазунинское селище I»;
выпиской из публичной карты Росреестра;
спутниковым снимком местности, на которой выявлен объект историко-культурного наследия «Мазунинское селище I»;
фотографиями с изображением объекта историко-культурного наследия «Мазунинское селище I»;
распоряжением Правительства УР от 22.05.2017г. №603-р о переводе земельного участка с кадастровым номером ***из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности;
договором на выполнение научно-исследовательских работ №11 от 21.07.2017г., из которого следует, что ООО «***» заключило договор с ООО «***» на проведение научно-исследовательских археологических работ;
календарным планом работ, из которого следует, что сроки полевых работ составили с 24-27 июля 2017 г., составление отчетной документации и передачи заказчику материалов работ с 28 июля по 15 августа 2017 г.;
справкой Агентства по государственной охране объектов культурного наследия УР от 17.04.2017 г. о наличии объектов культурного наследия.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как усматривается из материалов дела, в нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия, ООО «***» были проведены земляные работы на земельном участке с кадастровым номером ***, и в результате проведенных работ по обустройству проектируемого нефтепровода был выявлен ранее неизвестный объект культурного наследия «Мазунинское I селище», который в результате проведенных работ был частично разрушен.
Срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ не истек.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрено назначение административного наказания за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В соответствии с ч.3 ст.7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 ст.7.13 КоАП РФ, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Действия ООО «***» суд квалифицирует по ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.
При назначении наказания суд учитывает характер административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Отягчающих ответственность ООО «***» судом не установлено. Обстоятельством смягчающим, административную ответственность ООО «***», является признание вины, а также принятие мер к восстановлению нарушенного права - составление плана проведения спасательных археологических работ на выявленном объекте культурного наследия. Кроме того, суд учитывает, что ООО «***» является субъектом малого предпринимательства (справка Межрайонной ИФНС России №9 по УР от 24.10.2017г.).
Суд приходит к выводу о возможности и достаточности назначения за совершение данного правонарушения наказания ООО «***» в виде административного штрафа. Однако, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения и наступившие последствия, имущественное и финансовые положение лица, привлекаемого к административной ответственности, учитывая санкцию статьи, суд назначает его в размере менее минимального размера административного штрафа, снизив его до 50000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9., 29.10. КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «***», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель: УФК по Удмуртской республике (Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики) ИНН получателя 1831178683, КПП 183101001, код ОКТМО 94701000001, р/счет <***>, банк – отделение НБ Удмуртской Республики г. Ижевск, БИК 049401001, л/с <***> в УФК по Удмуртской Республике, КБК 8631 16 90040 04 0000 140.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Мельникова А.Н.
Копия верна. Судья - Мельникова А.Н.