ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-74/19 от 10.07.2019 Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 5-74/2019

УИД 74RS0031-01-2019-002898-85

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

10 июля 2019 года судья Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области ФИО1,

при секретаре Пестряковой К.А.,

с участием представителя ООО «ОСК» - ФИО2,

главного государственного инспектора труда ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Объединенная сервисная компания»,

УСТАНОВИЛ:

<дата обезличена> года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО3 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Объединенная сервисная компания» (далее по тексту - ООО «ОСК») составлен протокол № <номер обезличен> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а также протокол № <номер обезличен> о временном запрете деятельности – Строительно-монтажных работ по Проекту производства работ (ППР) № <номер обезличен> на ремонт футеровки 3-го разряда воздухонагревателя № <номер обезличен> доменного цеха ПАО «ММК» <адрес обезличен> на основании договора субподряда № <номер обезличен> от <дата обезличена>. (л.д. 4-7, 8-9)

Определением от <дата обезличена> года протокол № <номер обезличен> об административном правонарушении в отношении ООО «ОСК» направлен на рассмотрение по подведомственности в Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска (л.д. 3)

При проведении плановой проверки в ООО "ОСК" по распоряжению № <номер обезличен> от <дата обезличена><дата обезличена> года установлено нарушение норм действующего трудового законодательства по месту осуществления фактической деятельности предприятия – <адрес обезличен>, выразившееся в следующем:

В соответствие с договором субподряда № <номер обезличен> от <дата обезличена> ООО "ОСК", в лице директора ФИО4, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Подрядчик», с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "М-климат" (ООО "М-климат"), в лице директора М.Ю. Ниренбург, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Субподрядчик», с другой стороны, заключили договор о нижеследующем: 1.1. Подрядчик поручает, а Субподрядчик принимает на себя выполнение монтажных, демонтажных работ, работ по ремонту и реконструкции агрегатов и оборудования, зданий и сооружений ПАО «ММК» (далее по тексту - Заказчик).

На 16.00 часов <дата обезличена> установлено, что работники ООО "М-климат" в количестве 10 работников (огнеупорщики) под руководством представителя ООО "М-климат" ФИО5 ведут строительно-монтажные работы (далее – СМР) по ремонту футеровки 3-го разряда воздухонагревателя №<номер обезличен> доменного цеха ПАО "ММК", при выполнении которых имеются следующие опасные и вредные производственные факторы:

1) движущиеся машины и механизмы, подвижные части технологического оборудования, передвигающихся заготовок и строительных материалов;

2) падающие предметы и материалы, самопроизвольно обрушающиеся конструкции зданий и сооружений, оборудования,

3) расположение рабочих мест вблизи перепада по высоте 1,8 м и более на расстоянии ближе 2 м от границы перепада по высоте в условиях отсутствия защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений менее 1,1 м, а также при выполнении работ на высоте более 1,8 м при нахождении непосредственно на элементах конструкции или оборудования;

4) повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

5) повышенная температура воздуха рабочей зоны;

6) повышенные уровни шума и вибрации на рабочих местах;

9) повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

10) токсичные и раздражающие химические вещества, проникающие в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки;

11) физические перегрузки;

12) нервно-психические перегрузки;

При выполнении СМР работниками ООО "М-климат" допущены следующие нарушения безопасности строительного производства:

В нарушение требований ст. 211, 212, 225 ТК РФ, п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29, руководитель работ ООО "М-климат" ФИО5 на месте выполнения СМР не предъявил удостоверение о проведении ему обучения и проверки знаний по охране труда в объеме должностных обязанностей. До <номер обезличен> вышеуказанные сведения (удостоверение, протокол проверки знаний) на требование генподрядчика ООО "ОСК" и представителя надзорного органа не представлены.

В нарушение требований ст. 212, 225 ТК РФ, п. 2.1, 2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29, с 02.07.2019 по 04.07.2019 представителями ООО "М-климат" не представлены сведения (документы), подтверждающие проведение вводного, первичного инструктажа по охране труда, обучения и проверки знаний требований охраны труда работникам, привлеченным ООО "М-климат" к СМР на объекте ПАО "ММК" по профессии огнеупорщик.

В нарушение требований ст. 67, 212, 225 ТК РФ, с 02.07.2019 по 04.07.2019 представителями ООО "М-климат" не представлены копии трудовых договоров работников (или иных договоров) и сведения (документы), подтверждающие наличие специального обучения по профессии "огнеупорщик", позволяющего работникам исполнять свои обязанности по нарядам-допускам (работ повышенной опасности и связанные с вредными производственными факторами), привлеченным ООО "М-климат" к СМР на объекте ПАО "ММК".

В нарушение требований ст. 211, 212 ТК РФ, п. 8, 14 Правил по охране труда в строительстве, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2015 г. N 336н, Проект производства работ (ППР) №18 на ремонт футеровки 3-го разряда воздухонагревателя №27 доменного цеха ПАО "ММК" не утвержден представителем ООО "М-климат".

ППР №18 имеет ссылки на недействующие нормативные акты по охране труда,

имеет отметки согласовывающих лиц на устранение выявленных недостатков в содержании ППР,

раздел 8 ППР "Мероприятия по охране труда и промышленной безопасности" не содержит конкретных проектных решения по безопасности труда, определяющие технические средства и методы работ, обеспечивающие выполнение нормативных требований безопасности труда – устройства, предназначенные для организации рабочих мест при производстве строительно-монтажных работ на высоте (далее - средства подмащивания), предназначенные для выполнения данного вида работ или отдельной операции; пути и средства подъема работников на рабочие места при условии их нахождения до 36 метров от уровня земли. В разделе 8 ППР имеются лишь извлечения из норм и правил безопасности труда, которые рекомендуется приводить только в качестве обоснования для разработки соответствующих решений.

В нарушение требований ст. 212, 211 ТК РФ, п. 16 Правил по охране труда в строительстве, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2015 г. N 336н, работники субподрядной ООО "М-климат" допущены генподрядной организацией ООО "ОСК" к СМР на объекте по договору субподряда № ОСК3317 от 23.01.2019 без оформленного акта-допуска для производства строительно-монтажных работ на территории действующего производственного объекта, рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением N 1 к Правилам.

В нарушение требований ст. 212, 211 ТК РФ, п. 16 Правил по охране труда в строительстве, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2015 г. N 336н, работники субподрядной организации ООО "М-климат" допущены генподрядной организацией ООО "ОСК" к СМР на объекте по договору субподряда № ОСК3317 от 23.01.2019 без оформления и согласования мероприятий по безопасности наряда-допуска на производство работ в местах действия вредных и (или) опасных производственных факторов, рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением N 2 к Правилам. Имеющийся наряд-допуск № <номер обезличен> от <дата обезличена> выданный работникам ООО "М-климат" представителями доменного цеха ПАО "ММК", предусмотрен Приказом Ростехнадзора от 18.01.2012 N 44, имеет цель защиту работников от опасных и вредных факторов действующего доменного цеха, не обеспечивает мероприятия по безопасности СМР внутри воздухонагревателя №<номер обезличен>, в наряд-допуск № <номер обезличен> не включены работники (не проведен целевой инструктаж по безопасности), задействованные в СМР по ремонту футеровки 3-го разряда воздухонагревателя №<номер обезличен> доменного цеха ПАО "ММК".

В нарушение требований ст. 212 ТК РФ, п. 20 – 23 Правил по охране труда в строительстве, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2015 г. N 336н, работники ООО "М-климат" допущены к выполнению работ повышенной опасности по ведению СМР на действующем объекте ПАО "ММК" без оформления наряда-допуска, определяющим содержание, место, время и условия производства работ, необходимые меры безопасности, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность работ. Целевой инструктаж по безопасности труда работникам не проведен.

При выполнении СМР на действующем оборудовании доменного цеха ПАО "ММК" имеется опасность отравления промышленными газами, сопутствующими производственному процессу доменного производства (газоопасные работы).

В соответствие с п. 1849 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов", утв. Приказ Ростехнадзора от 30.12.2013 N 656, работы, выполняемые в этих местах, при условии отсутствия газовыделений относятся к III группе и проводятся без оформления наряда-допуска.

Работники, находящиеся в местах III группы газоопасности, должны применять индивидуальные газоанализаторы.

Места III группы газоопасности, где наиболее вероятно появление опасных веществ, оборудуются автоматическими газоанализаторами. Работы, проводимые с участием работников сторонних организаций или персонала других цехов, производятся по наряду-допуску под наблюдением газоспасателей или членов ДГСД.

Вблизи газоопасных мест III группы должны быть размещены шкафы с изолирующей газозащитной аппаратурой, используемой работниками в случае, если содержание опасных веществ в воздухе рабочей зоны превысит ПДК.

В нарушение требований ст. 211, 212 ТК РФ, вышеуказанные требования промышленной безопасности при выполнении СМР по ремонту футеровки 3-го разряда воздухонагревателя №<номер обезличен> доменного цеха ПАО "ММК" работниками субподрядной организации ООО "М-климат" не выполняются.

В соответствие с п. 4.1.5 Договора возмездного оказания услуг по сервису оборудования № <номер обезличен> от <дата обезличена> между ПАО "ММК" (Заказчик) и ООО "ОСК" (Исполнитель), Исполнитель обязан при выполнении обязательств по договору руководствоваться в том числе локальными актами ПАО "ММК".

Согласно Распоряжению ПАО "ММК" № <номер обезличен> от <дата обезличена> Руководителям структурных подразделений ПАО "ММК", Директорам обществ Группы ПАО «ММК», Директору ООО «ОСК», предписано:

«В связи с высоким показателем травматизма на объектах строительства и реконструкции на территории ПАО «ММК», а также нарушений Правил по охране труда в строительстве и требований Трудового Кодекса РФ, считаю, что работа по допуску, по организации и контролю соблюдения требований подрядными и субподрядными организациями в обществах группы организована не должным образом.

Считаю необходимым, провести проверку по организации допуска, привлекаемыми Вами подрядными и субподрядными организациями на территории ПАО «ММК», в рамках соблюдения требований законодательства РФ и локальных нормативных актов ПАО «ММК» в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. При осуществлении допуска считать обязательными требования:

1.1 При оформлении пропусков работникам исполнителя (подрядчика) на территорию организации указывать в сопроводительных документах (служебной записке) фактическое место работы (организацию) работников, привлекаемых для выполнения работ на территории предприятия.

1.2 При прохождении вводного инструктажа по охране труда заказчику истребовать, а исполнителю (подрядчику) предоставлять уполномоченным работникам организации-заказчика трудовые договоры или заверенные копии трудовых книжек работников, привлекаемых исполнителем (подрядчиком) для выполнения работ на территории организации, а также документы, подтверждающие наличие специального обучения, позволяющего работнику исполнять свои обязанности при производстве работ повышенной опасности и связанные с вредными производственными факторами.

В соответствие с п. 2. Правил по охране труда в строительстве, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2015 г. N 336н, работодатель (лицо, осуществляющее строительство) должен обеспечить безопасность строительного производства и безопасную эксплуатацию технологического оборудования, используемого в строительном производстве, соответствие строительного производства требованиям законодательства Российской Федерации об охране труда и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, а также контроль за соблюдением требований Правил.»

В соответствие с п. 17. Правил по охране труда в строительстве, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2015 г. N 336н, при выполнении строительного производства на территории действующих производственных объектов работодатель обязан совместно со всеми привлекаемыми им по договорам юридическими и физическими лицами, соответствующими требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации, участвующими в строительном производстве (далее - участники строительного производства): 3) обеспечивать выполнение общих мероприятий охраны труда и координацию действий участников строительного производства по реализации мероприятий, обеспечивающих безопасность производства работ, согласно акту-допуску и графику выполнения совместных работ.

В соответствие с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

В нарушение требований ст. 211, 212 ТК РФ, ст. 52 ГрК РФ, администрация, ответственные должностные лица генподрядной организации ООО "ОСК" не выполнили требования локального акта – Распоряжения ПАО "ММК" № ДПБ-35/0306 от 11.03.2019: при осуществлении допуска работников ООО "М-климат" на объект капитального строительства ПАО "ММК" к строительно-монтажным работам, на выполнение которых требуется членство в СРО строителей, не обеспечили получение от Подрядчика копий трудовых договоров привлекаемых к СМР работников, а также документы, подтверждающие наличие специального обучения, позволяющего работникам исполнять свои обязанности при производстве работ повышенной опасности и связанные с вредными производственными факторами, не обеспечили контроль и безопасность производства работ.

Вышеуказанные нарушения допущены администрацией, ответственными должностными лицами генподрядной организации ООО "ОСК", создают угрозу жизни и здоровью работникам ООО "М-климат", привлеченным к СМР на объекте (в том числе работникам ООО "ОСК", ПАО "ММК" и иным лицам), являются административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ – Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

Ранее (в течении 1 года) при проведении иных контрольно-надзорных мероприятий ООО "ОСК" неоднократно привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в связи с невыполнением требований ст. 212 ТК РФ – необеспечение контроля и безопасности производства работ. Постановление № <номер обезличен> и № <номер обезличен> от <дата обезличена> вступили в законную силу <дата обезличена>

Таким образом, ООО "ОСК" совершило аналогичное административное правонарушение, выразившегося в невыполнении требований ст. 212 ТК РФ, а именно: необеспечение контроля и безопасности производства работ, то есть совершило административное правонарушение, предусмотреное ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Законный представитель ООО «ОСК» - директор ФИО4 извещен, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил. Дело рассмотрено в отсутствие законного представителя Общества в соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ООО «ОСК» ФИО2, действующая на основании доверенности от <дата обезличена> года, пояснила, что Общество вину в совершении административного правонарушения признает, ими принимаются все меры по устранению выявленных нарушений, Обществом издан приказ от <номер обезличен><номер обезличен> о временно запрете деятельности подрядной организации ООО «М-Климат», проведено совещание по вопросам устранения выявленных нарушений. Просила назначить наказание в виде минимального штрафа, поскольку наказание в виде приостановления деятельности повлечет за собой сбой в ритмичной работе предприятия, срыв графиков ремонтов и обслуживания агрегатов и оборудования ПАО «ММК», финансово-экономическим потерям.

В судебном заседании главный государственный инспектор Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО3 поддержал доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, на назначении наказания в виде приостановления деятельности не настаивал, однако просил учесть, что ранее Общество привлекалось за аналогичное правонарушение.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствие с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии с положениями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Виновность ООО «ОСК» нашла подтверждения в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении. Кроме признания вины представителем ООО «ОСК», подтверждается следующими доказательствами.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от <номер обезличен> г. N<дата обезличена> лицами Государственной инспекции труда в Челябинской области в отношении ООО «ОСК» была проведена плановая выездная проверка, в рамках которой установлен ряд нарушений (л.д. 10-15).

По данному факту <дата обезличена> года должностным лицом Государственной инспекции труда в Челябинской области в отношении ООО «ОСК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, виновность ООО «ОСК» подтверждается договором субподряда № <номер обезличен> от <дата обезличена>. (л.д. 16-19), заказом на выполнение работ в подразделениях ПАО «ММК» в <дата обезличена> года (л.д. 20-21), приказом о назначении ответственных № <номер обезличен> от <дата обезличена>., проектом производства работ № <номер обезличен> (л.д. 23-36), нарядом-допуском (л.д. 37-39), планом организации и проведения газоопасных работ (л.д. 40-42), договором возмездного оказания услуг (л.д. 42-47), информационным письмом об организации работ (л.д. 48), обращением к работодателям Челябинской области, информационное письмо (л.д. 49,50).

Ранее (в течении 1 года) ООО "ОСК" неоднократно привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в связи с невыполнением требований ст. 212 ТК РФ – необеспечение контроля и безопасности производства работ. Постановление № <номер обезличен> и № <номер обезличен> от <дата обезличена> вступили в законную силу <дата обезличена>. (л.д. 51-53, 54-55)

На основании указанных доказательств, суд считает, что вина ООО «ОСК» установлена и в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административном правонарушении.

Нарушений норм действующего законодательства, влекущих прекращение производства по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, а также неустранимых сомнений в виновности ОАО «ОСК» в судебном заседании не установлено.

При назначении наказания, учитывая характер совершенного правонарушения, все обстоятельства по делу, а также что обществом принимаются меры для устранения нарушений, издан приказ от <дата обезличена><номер обезличен> о временно запрете деятельности подрядной организации ООО «М-Климат», судья считает возможным назначить административное наказание в виде штрафа, установленного ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ - в размере 100 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 29.9- 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать общество с ограниченной ответственностью «Объединенная сервисная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 745501001, юридический адрес: <адрес обезличен>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Реквизиты перечисления штрафа ИНН <***>, КПП 745301001 Управление Федерального казначейства по Челябинской области (Государственная инспекция труда в Челябинской области), р/счет <***>, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области, г. Челябинск БИК 047501001, КБК 15011690040046000140, ОКТМО 75701000.

Разъяснить о том, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Копия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, направляется судье, вынесшему постановление.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с вышеуказанного срока, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии со ст.20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в вышеуказанный срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5.1 КоАП РФ, в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.

Судья: