ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-74/19 от 11.03.2019 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 5-74/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кингисепп 11 марта 2019 года

Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В.,

с участием с участием должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении – старшего государственного инспектора отдела государственного надзора в области карантина растений, семенного надзора, качества и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям Чернова А.А.,

представителя Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской области – Слепцовой Е.Н., действующей на основании доверенности,

законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – генерального директора ОАО «Лесной Терминал «Фактор» Махонько А.В.,

защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Павлова А.Н., действующего на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Лесной терминал «Фактор» <данные изъяты>, юридический адрес: Ленинградская область, Кингисеппский район, поселок Усть-Луга, квартал Судоверфь, фактический адрес: Ленинградская область, Кингисеппский район, Усть-Лужская волость, д. Краколье,

У С Т А Н О В И Л:

С учетом внесенных ДД.ММ.ГГГГ исправлений в протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,

при проведении внеплановой проверки во исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ/ и приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ОАО «Лесной Терминал «Фактор», ДД.ММ.ГГГГ 15:00 на терминале, предназначенном для отгрузки лесоматериалов, с причалов которого осуществлялась отгрузка и зерновой продукции установлены:

- нарушения пункта 12 II Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, пункта 10 части 1 статьи 32 Федерального закона № 206-ФЗ, карантинные, фитосанитарные обследования складских помещений ОАО «Лесной Терминал «Фактор» не проводит;

- во время проведении проверки установлено отсутствие входных дверей складского помещения, что не обеспечивает предотвращение попадания в зерно атмосферных осадков и посторонних предметов;

- выгрузка зерновой продукции из ж/д вагона осуществляется ОАО «Лесной Терминал «Фактор» в крытую выгрузочную площадку, не имеющую твердого покрытия (бетон, асфальт). В связи с тем, что на данный терминал поступает зерно из зон распространения карантинных сорных растений (Воронежская, Орловская, Пензенская, Липецкая областей), существует вероятность поступления с семенами карантинных сорняков и попадания семян в почву, что влечет за собой угрозу распространения карантинных объектов на подкарантинном объекте. На терминале имели место случаи обнаружения карантинного объекта – амброзии полыннолистной, входящей в Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 158.

Допущенные ОАО «Лесной Терминал «Фактор» нарушения, а также дальнейшая его деятельность по отгрузке зерновой продукции в указанных условиях, влекут угрозу засорения подкарантинного объекта карантинными объектами.

Своими действиями ОАО «Лесной Терминал «Фактор» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 10.3 КоАП РФ.

Должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении – старший государственный инспектор отдела государственного надзора в области карантина растений, семенного надзора, качества и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям Чернов А.А. полагает, что протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении объективно подтверждают вину Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 10.3 КоАП РФ.

Представитель Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской области – Слепцова Е.Н., действующая на основании доверенности, обратила внимание, что на данный терминал поступает зерно из зон распространения карантинных сорных растений (Воронежская, Орловская, Пензенская, Липецкая областей), существует вероятность поступления с семенами карантинных сорняков и попадания семян в почву, что влечет за собой угрозу распространения карантинных объектов на подкарантинном объекте. На терминале имели место случаи обнаружения карантинного объекта – амброзии полыннолистной, входящей в Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 158. Допущенные Обществом нарушения, а также дальнейшая его деятельность по отгрузке зерновой продукции в указанных условиях, влекут угрозу засорения подкарантинного объекта карантинными объектами.

Законный представитель юридического лица, ОАО «Лесной Терминал «Фактор» - генеральный директор Общества вину в совершении административного правонарушения не признал. Указывая в обоснование своей позиции, что замечания, высказанные в ходе проверки, были незамедлительно устранены. ОАО «Лесной Терминал «Фактор» осуществляет деятельность по перевалке зерна на экспорт и весь груз сопровождается документами, подтверждающими соответствие груза фитосанитарным требованиям, что свидетельствует о невозможности заражения подкарантинного объекта. Отметил, что среднесписочная численность работников предприятия составляет 151 человек, в основном жители <адрес>. В 2018 году Обществом уплачены налоги на общую сумму 49.065.067, 97 рублей, в том числе в социальные фонды в сумме 23.065.067, 01 рубль. Приостановление деятельности Общества может повлечь за собой потерю рабочих мест, снижение налоговых поступлений в бюджет, возможных убытков и штрафных санкций, вызванных невыполнением договорных обязательств перед контрагентами.

Защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Павлов А.Н., действующий на основании доверенности, указал, что в протоколе об административное правонарушении указана дата совершения правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ, в то время как фотографии выявленных нарушений зафиксированы ДД.ММ.ГГГГ. Протокол об административном правонарушении составлен ранее срока, указанного в предписании должностного лица, для устранения нарушения правил и норм обеспечения карантина растений. То есть, с учетом вынесенного ДД.ММ.ГГГГ определения об исправлении описки, достоверно дата совершения административного правонарушения не установлена. При вручении определения об описки ДД.ММ.ГГГГ, представителю Общества права не разъяснялись, объяснений не принимались. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Лесной Терминал «Фактор» вменялось отсутствие твердого покрытия на ж/д путях к крытой выгрузной площадке. Обществом произведена укладка бетонных плит вдоль ж/д путей. Непосредственно же площадка, где происходит погрузка-выгрузка имеет твердое покрытие. Технология выгрузки с помощью конвейеров не предусматривает выгрузку непосредственно на площадку, что исключает попадание в зерно посторонних предметов. Обществом произведен ремонт ворот склада, ворота установлены на место; обеспечена целостного твердого покрытия вдоль ж/д путей погрузочно-разгрузочной площадки; вынесен приказ о назначении лица, ответственного за проведение систематических обследований подкарантинных объектов на территории предприятия, составлен план проведения систематических обследований подкаратинного объекта, ведется журнал проведения обследований с составлением актов обследования. Также отметил, что ОАО «Лесной Терминал «Фактор» осуществляет деятельность по перевалке зерна на экспорт и весь груз сопровождается документами, подтверждающими соответствие груза фитосанитарным требованиям, что свидетельствует о невозможности заражения подкарантинного объекта. Отметил, что среднесписочная численность работников предприятия составляет 151 человек, в основном жители <адрес>. В 2018 году Обществом уплачены налоги на общую сумму 49.065.067, 97 рублей, в том числе в социальные фонды в сумме 23.065.067, 01 рубль. Приостановление деятельности Общества может повлечь за собой потерю рабочих мест, снижение налоговых поступлений в бюджет, возможных убытков и штрафных санкций, вызванных невыполнением договорных обязательств перед контрагентами.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Административным правонарушением, предусмотренным ст. 10.3 КоАП РФ, влекущим наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, признается нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).

Целями Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" являются обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов.

Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования в области карантина растений, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также основные права и обязанности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российских юридических лиц, иностранных организаций (далее - граждане, юридические лица) в области карантина растений.

В соответствии с требованиями ст. 32 ФЗ № 206-ФЗ от 21.07.2014 граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны: 1) выполнять карантинные фитосанитарные требования; 2) извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; 3) обеспечивать необходимые условия для своевременного осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора); 4) выделять для хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов помещения, соответствующие карантинным фитосанитарным требованиям; 5) не допускать очистку транспортных средств и контейнеров с подкарантинной продукцией, других подкарантинных объектов в пути следования, а также в местах, не предназначенных для этого; 6) обеспечивать надлежащее хранение подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; 7) выделять транспортные средства, специально оборудованные причалы, площадки, помещения для проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания, очистки, дегазации подкарантинной продукции, подкарантинных объектов; 8) извещать немедленно, в том числе в электронной форме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; 9) осуществлять перевозку подкарантинной продукции с применением мер, исключающих возможность ее потерь и возможность заражения и (или) засорения территории Российской Федерации карантинными объектами; 10) выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Согласно п. 30 Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 157, выгрузка зерна, семян зернобобовых и масличных культур, продуктов их переработки из транспортных средств допускается только на площадки с твердым покрытием (бетон, асфальт).

Пунктом 12 Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 159 предусмотрено, что собственники (пользователи) подкарантинных объектов обязаны проводить обследование подкарантинных объектов на наличие карантинных объектов и в случае их выявления информировать об этом уполномоченный орган государства-члена, на территории которого находятся такие подкарантинные объекты.

В ходе судебного заседания установлено и подтверждено материалами дела об административном правонарушении, что в соответствии с требованиями п. 3 ч.2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО «Лесной Терминал «Фактор» в целях проверки выполнения ОАО «Лесной Терминал «Фактор» обязательных требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений; контроля за выполнением ОАО «Лесной Терминал «Фактор» требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» (л.д.14-20).

В ходе, проводимой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, внеплановой проверки должностными лицами Росельхознадзора установлено, что ДД.ММ.ГГГГ 15:00 на терминале, предназначенном для отгрузки лесоматериалов, с причалов которого осуществлялась отгрузка и зерновой продукции установлено:

-, карантинные, фитосанитарные обследования складских помещений ОАО «Лесной Терминал «Фактор» не проводит;

- отсутствие входных дверей складского помещения, что не обеспечивает предотвращение попадания в зерно атмосферных осадков и посторонних предметов;

- выгрузка зерновой продукции из ж/д вагона осуществляется ОАО «Лесной Терминал «Фактор» в крытую выгрузочную площадку, не имеющую твердого покрытия (бетон, асфальт). В связи с тем, что на данный терминал поступает зерно из зон распространения карантинных сорных растений (Воронежская, Орловская, Пензенская, Липецкая областей), существует вероятность поступления с семенами карантинных сорняков и попадания семян в почву, что влечет за собой угрозу распространения карантинных объектов на подкарантинном объекте. На терминале имели место случаи обнаружения карантинного объекта – амброзии полыннолистной, входящей в Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 158.

Вместе с тем, из выявленных нарушений подлежит исключение указание на случаи обнаружения карантинного объекта – амброзии полыннолистной, входящей в Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 158. Поскольку в рамках проводимой проверки, какие-либо отборы образцов карантинного объекта и последующие исследования не проводились. Протокол исследования – Заключение карантинной экспертизы, представленный в материалы дела имеет отношение к более ранней дате, чем проводимая проверка – ДД.ММ.ГГГГ. В акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Россельхознадзора указано о вероятности поступления зерна с семенами карантинных сорняков.

За нарушение пункта 12 Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 159 Общество ответственности не подлежит. Ввиду того, что за нарушение данного пункта Правил Общество привлечено постановлением от ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности по ст. 10. 3 КоАП РФ.

Таким образом, исследовав и оценив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что вина ОАО «Лесной Терминал «Фактор», заключающаяся в отсутствии входных дверей складского помещения, что не обеспечивает предотвращение попадания в зерно атмосферных осадков и посторонних предметов; выгрузке зерновой продукции из ж/д вагона в крытую выгрузочную площадку, не имеющую твердого покрытия (бетон, асфальт), доказана, и подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Довод защитника о том, что протокол об административном правонарушении составлен ранее, чем указан срок исполнения в предписании об устранении нарушений правил и норм обеспечения карантина растений № от ДД.ММ.ГГГГ, нахожу несостоятельным по следующим основаниям.

В силу п. 2 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

По результатам внеплановой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения правил и норм обеспечения карантина растений, был составлен протокол об административном правонарушении.

Согласно ч.1 ст. 29.13 КоАП РФ, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Предусмотренное данной нормой представление выносится по обстоятельствам, относящимся к нарушению требований законодательства, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность, в отношении лица, его совершившего.

В силу ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Из положений п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ следует, что повторное совершение административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Постановление считается исполненным со дня оплаты административного штрафа.

В материалах дела имеется постановление заместителя начальника отдела государственного надзора в области карантина растений, семенного надзора, качества и безопасности зерна ФИО1 Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям ФИО6 за № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом сведений, что Обществом уплачен административный штраф, не имеется.

Следовательно, на момент совершения административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Лесной Терминал «Фактор» не считалось подвергнутым административному наказанию по ст. 10.3 КоАП РФ.

То есть, обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с положениями ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Отсутствие действующих административных правонарушений в отношении подкарантинной продукции, согласно положению ст. 4.2 КоАП РФ, признаю обстоятельством, смягчающим ответственность юридического лица.

В ходе проводимой проверки, Обществом приняты меры к устранению выявленных нарушений – отремонтированы и установлены ворота склада; назначено ответственное лицо за проведение систематических обследований подкарантинных объектов на территории предприятия и утвержден план проведения систематических обследований подкарантинных объектов на территории предприятия; обеспечена целостность твердого покрытия вдоль ж/д путей погрузочно-разгрузочной площадки.

В соответствии с нормами ст. 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ч.1).

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса (ч.2)

В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется (ч.3).

С учетом наличия смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств; при отсутствии возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, и при отсутствии имущественного ущерба; а также того обстоятельства, что Обществом незамедлительно приняты меры к устранению выявленных нарушений, нахожу возможным, заменить наказание, предусмотренное санкцией статье 10.3 КоАП РФ, на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо – Открытое акционерное общество «Лесной Терминал «Фактор» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд.

Судья: Н.В. Штурманова