Дело № 5-74/2021 копия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 сентября 2021 года пос. Ильинский
Судья Ильинского районного суда Пермского края Пономарицына Я.Ю.,
с участием представителей юридического лица - Управления земельных и имущественных отношений Ильинского городского округа - ФИО1, ФИО2,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении
Управления земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа (ИНН №, ОГРН №), расположенного по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
по результатам проведения заместителем начальника отдела государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края ФИО6 мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия установлено следующее, что управление земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа, осуществляет полномочия собственника объекта культурного наследия регионального значения «Дом И.Е. Серебренникова» (<адрес>) (далее - Объект) с 17 марта 2020 года. В ходе осмотра установлено, что состояние Объекта оценено, как неудовлетворительное, фрагментная утрата обшивки фасада, пожаром повреждены 1 и 2 этажи северного угла западного фасада Объекта. Коррозия покрытия крыши, расхождения фальцев, загибы свесов, фрагментарное отсутствие листов железа, фрагментарно утрачен резной декор. Наличники окон второго этажа, относящиеся к предмету охраны Объекта в месте пожара сильно повреждены и демонтированы. Оконные проемы, расположенные в углу здания, поврежденного пожаром - без заполнений. В помещениях второго этажа, пострадавших от пожара, наблюдается обрушение чердачного перекрытия. Прилегающая к Объекту территория не благоустроена, заросла деревьями и кустарниками, захламлена. Информационная надпись и обозначение на объекте культурного наследия отсутствует. В связи с чем управлением земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа работы по сохранению Объекта в порядке ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не проводились.
В ходе судебного заседания представители управления земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа Пермского края ФИО1, ФИО2 вину в совершенном административном правонарушении признали. При назначении наказания просили учесть, что административное правонарушение Управлением совершено впервые, также запрошены коммерческие предложения на подготовку информационной надписи и обозначения Объекта, на подготовку научно - проектной документации по сохранению Объекта, 29 сентября 2021 года состоится заседание Думы Ильинского городского округа, где будет решаться вопрос о выделении денежных средств на подготовку информационной надписи и обозначения Объекта. Кроме того, просили учесть финансовое положение Управления, указали, что бюджет Ильинского городского округа является высокодотационным, утвержден на 2021 год и плановый период с 2022-2023 года с дефицитом.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не направляли.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
В преамбуле к Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации» указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно статье 3 указанного Федерального закона одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
На основании пунктов 1, 3 статьи 27 Федерального закона № 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия
Согласно п.п. 1, 8 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Из системного толкования части 1 статьи 61 Закона № 73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Виновность юридического лица - управления земельных и имущественных отношений администрации Ильинского муниципального района Пермского края в совершении административного правонарушения, фабула которого изложена выше, подтверждается письменными материалами дела: протоколом об административном правонарушении № 79 от 11 августа 2021 года (л.д. 4-7); актом осмотра № 115 от 2 июля 2021 года, согласно которому в результате пожара повреждены 1 и 3 этажи северного угла западного фасада, следы копоти над оконным проемом 1 этажа восточного фасада, крыша покрыта черным листовым железом (коррозия на железе, расхождение фальцев, загибы свесов, фрагментарное отсутствие листов железа). Водосток неорганизованный. Северный и южный фасады завершены треугольными полуфронтонами с тройными лучковыми окнами в тимпане, обрамленные резными наличниками, фрагментарно утрачен резной декор. Наличники второго этажа, относящиеся к предмету охраны объекта культурного наследия, в месте пожара сильно повреждены и демонтированы. Оконные проемы защиты деревянными щитами. В помещениях 2-го этажа, пострадавших от пожара, наблюдается обрушение чердачного перекрытия. Прилегающая территория не благоустроена, заросла деревьями, кустарниками, захламлена. Информационная надпись и обозначение на объекте отсутствует (л.д. 9-11); фототаблицей к акту осмотра (л.д. 12-16); предписаниями об устранении выявленных нарушений от 2 июля 2021 года (л.д. 19-22); приказом Министерства культуры Российской Федерации № 53275-р от 16 ноября 2016 года о регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Дом И.Е. Серебренникова» кон. XIX в. (Пермский край) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д. 23-24); распоряжением Губернатора Пермского края от 5 декабря 2000 года № 713-р о государственном учете недвижимости памятников истории и культуры Пермского края регионального значения, согласно которому «Дом И.Е. Серебренникова» утвержден в списке недвижимых памятников истории и культуры регионального значения (л.д. 25-26); письмом и.о. начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 29 августа 2017 года (л.д. 27-28); актом технического состояния объекта культурного наследия от 31 июля 2017 года, согласно которому произведен технический осмотр объекта культурного наследия регионального значения «Дом И.Е. Серебренникова» (л.д. 30-31); приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края № СЭД-55-01-05-190 от 22 августа 2017 года об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Дом И.Е. Серебренникова» (л.д. 32); охранным обязательством собственника или законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «Дом И.Е. Серебренникова» (л.д. 33-37); паспортом объекта культурного наследия (л.д. 37-39); приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края № СЭД-55-01-05-284 от 8 июня 2018 года об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения - памятника «Дом И.Е. Серебренникова» (л.д. 40-41); приказом Министерства культуры Пермского края № СЭД-27-01-10-73 от 14 февраля 2017 года об утверждении границ территории предмета охраны, режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения - памятника «Дом И.Е. Серебренникова» (42-45); выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой Муниципальное образование «Ильинский муниципальный район» Пермского края является правообладателем здания по адресу: Пермский край, <адрес>, 1895 года завершения строительства, которое является объектом культурного наследия на основании Распоряжения Губернатора Пермской области № 713-р от 05.12.2000 г. (л.д. 46-50); выпиской из реестра муниципальной собственности муниципального образования Ильинский городской округ от 20 июля 2021 года, согласно которой объект культурного наследия регионального значения «Дом И.Е. Серебренникова» с кадастровым номером № находится в казне муниципального образования Ильинский городской округ (л.д. 51); справкой заместителя главы администрации городского округа по финансово-экономическим вопросам от 26 июля 2021 года о том, что управление земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа является главным распорядителем бюджетных средств (л.д. 52); решением Думы Ильинского городского округа № 68 от 4 декабря 2019 года об утверждении управления земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа (л.д. 53-54); решением Думы Ильинского городского округа № 40-276-6.0-01-07 от 25 марта 2020 года о внесении изменений в Положение об управлении земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа, утвержденное решением Думы Ильинского городского округа от 4 декабря 2019 года (л.д. 55-56); решением Думы Ильинского городского округа № 47-276-6.0-01-07 от 28 апреля 2021 года о внесении изменений в Положение об управлении земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа, утвержденное решением Думы Ильинского городского округа от 4 декабря 2019 года (л.д. 57-58); положением об управлении земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа, где в подразделе 2 п.п. 3.3.4 указано, что Управление осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, находящегося в составе муниципальной казны (л.д.59-78); выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 79-84).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Проанализировав и оценив каждое из данных имеющихся в материалах, соотносящихся между собой и взаимодополняющих доказательств, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а все доказательства в совокупности - достаточности для разрешения дела, позволяющей с достоверностью установить юридически значимые фактические обстоятельства дела, судья считает доказанной вину управления земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа Пермского края в полном объеме.
Согласно подпунктам. 1, 7 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Поскольку объектом правонарушения по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия, а объективной стороной является невыполнение или нарушение тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия, то управление земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа Пермского края, осуществляющее полномочие собственника, и лицо, принявшее на себя обязательства, является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения. Осуществляя полномочия собственника объекта культурного наследия, управление земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа Пермского края имело возможность для соблюдения требований сохранения, охраны и использования объекта культурного наследия, однако работы, направленные на сохранение Объекта, не были проведены, в связи с чем, состояние здания ухудшилось, произошел пожар, прилегающая территория у Объекта не благоустроена, что является нарушением законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Доказательств, подтверждающих отсутствие возможности выполнения мероприятий по сохранению объекта культурного наследия, указанных в охранном обязательстве, в материалы дела не представлено.
Не доверять собранным по делу доказательствам оснований не имеется, поскольку они получены с соблюдением требований закона, изложенные в составленных документах согласуются между собой и с фактическими данными, содержащимися в протоколе об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении соответствует п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, нарушений при его составлении не допущено.
Таким образом, все доказательства в совокупности достоверно указывают на то, что управление земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа Пермского края допустило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и его действия образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Действия юридического лица управления земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа Пермского края суд квалифицирует по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Санкция ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица, является принятие мер по устранению выявленных нарушений законодательства по обеспечению сохранности объекта культурного наследия и его надлежащему содержанию.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.
При назначении наказания и определении размера наказания в виде административного штрафа, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, все обстоятельства дела, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих обстоятельств, что ранее юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось, а также общее состояние памятника регионального значения на момент выявления правонарушения.
Оснований для признания административного правонарушения, совершенного управлением земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа Пермского края малозначительным с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, характера нарушения охраняемых общественных правоотношений и применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
В тоже время судья приходит к выводу о возможности применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ,
В тоже время, суд, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, данные о юридическом лице, совершившем административное правонарушение, его имущественном и финансовом положении, с учетом конкретных обстоятельств дела, что Управлением принимаются максимальные меры по устранению выявленных нарушений законодательства по обеспечению сохранности объекта культурного наследия и его надлежащему содержанию, учитывая также отсутствие отягчающих обстоятельств, характер совершенного правонарушения, полагает, что в данном случае все вышеперечисленные обстоятельства возможно признать исключительными и применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ с учетом положений ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которым при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Управление земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей
Банковские реквизиты для уплаты штрафа: <данные изъяты>.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Квитанцию об оплате штрафа необходимо предоставить в канцелярию Ильинского районного суда Пермского края.
При неуплате штрафа сумма штрафа на основании ст.32.2 КоАП РФ будет взыскана в принудительном порядке, также может быть наложен штраф дополнительно в двойном размере на основании ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись Я.Ю. Пономарицына
Копия верна. Судья-