Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Коломна
Московской области 28 июля 2022 года
Судья Коломенского городского суда Московской области Буколова Н.А., при секретаре Рябчиковой А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 в нарушение положений ФЗ от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» совершил сделку с археологическими предметами, при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ гр.ФИО5 на интернет-сайте «Авито» было обнаружено объявление «<данные изъяты>» пользователя «ФИО2» с адресом – <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ путем личной переписки с пользователем «ФИО2» (в последующем установлен как ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) между ними была установлена договоренность о купле-продажи путем перечисления денежных средств и получения почтового отправления указанной лота, содержащего в себе 22 предмета, за которые она перечислила продавцу – ФИО3 сумму покупки в размере 1150 рублей на банковскую карту, реквизиты которой были представлены последним. После чего, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО5 направлено указанное почтовое отправления, которое ею ДД.ММ.ГГГГ в отделении почтовой связи <адрес> по адресу: <адрес> получено данное почтовое отправление с содержащимися в нем 22 предметами, которые согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ представляют собой: <данные изъяты> и являются археологическими предметами (в определении, приведенном в ФЗ от 25.06.2002 №72-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Народов Российской Федерации»).
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, ФИО3 в судебное заседание Коломенского городского суда не явилась, ходатайств об отложении дела не заявлял, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.
Согласно пункту 11 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного закона работ по использованию лесов и иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (пункт 3 статьи 49 Закона).
Статьей 8 Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии" (далее - Закон N 245-ФЗ) установлено, что физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи (часть 1). Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 данной статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее 1 сентября 2016 г. в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (часть 3).
Согласно статье 19 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее также Закон о Музейном фонде) музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
В силу статьи 25 названного Закона при совершении сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, сторона, у которой возникают гражданские права и обязанности в отношении этих музейных предметов и музейных коллекций, принимает на себя обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. При совершении сделок, направленных на отчуждение музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, государство имеет преимущественное право приобретения указанных музейных предметов и музейных коллекций. Порядок приобретения государством музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 37 Закона о Музейном фонде).
Как следует из материалов дела, согласно заключению эксперта №68 от 07.07.2022 года изъятые у ФИО5 предметы в количестве 22 штук представляют собой: <данные изъяты> и являются археологическими предметами (в определении, приведенном в ФЗ от 25.06.2002 №72-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Народов Российской Федерации»).
Факт совершения ФИО3 вмененного административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных доказательств: протоколом об административном правонарушении; объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу; обращением с фотоматериалами, платежным поручением и объяснениями ФИО5; протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, оригиналом конверта с археологическими предметами; заключением эксперта МБУ «Коломенский археологический центр» ФИО6№ от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными доказательствами по делу.
Оснований не доверять представленным доказательствам, в том числе заключению эксперта МБУ «Коломенский археологический центр» ФИО6№ от ДД.ММ.ГГГГ, что рассматриваемые предметы являются археологическими, не имеется. Предметы исследованы им непосредственно путем их осмотра, эксперт обладает специальными познаниями в области археологии, имеет опыт исследования аналогичных предметов. Таким образом, экспертиза проведена уполномоченным лицом, выводы эксперта являются аргументированными и обоснованными, в связи с чем не имеется оснований не доверять данному заключению, согласно которому изъятые в результате проведенной сделки предметы являются археологическими и соответствуют формулировке археологических предметов, изложенной в ст. 3 Закона N 73-ФЗ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, составляет один год.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, имели место ДД.ММ.ГГГГ - день, когда ФИО1 направлены проданные ФИО5 археологические предметы.
Следовательно, в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время не истек.
Проверив процедуру производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО3 суд констатирует, что нарушений закона при этом не допущено.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Указанные обстоятельства по настоящему делу установлены, действия ФИО3 суд квалифицирует по ст.7.15.1 КоАП РФ, как совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, суд отмечает, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен указанной нормой ФЗ от 23.07.2013 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», который в этой части вступил в силу с 24.07.2014 г.
При этом статьей 8 названного закона установлено, что физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.
Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу данного Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее ДД.ММ.ГГГГ в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Сведений о том, что изъятые по настоящему делу археологические предметы, были внесены в соответствующий реестр материалы дела не содержат, не представлено таких сведений и самим лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
В соответствии с ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств судом не установлено.
Согласно ч.3 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Согласно п.2 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ, вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Изъятые 22 предмета согласно заключению эксперта, являются археологическими предметами. Данное заключение является допустимым доказательством по делу об административном правонарушении в соответствии с разъяснениями, изложенными в абз. 4 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», поскольку получено в рамках проверки по факту незаконного оборота археологических предметов в отношении ФИО3
Как указано выше, в соответствии со ст.36 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, земляных и иных работ, подлежат обязательной передаче государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации изъятые предметы не включены, а в соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 245-ФЗ, сделки с археологическими предметами запрещены, доказательств законности приобретения и времени приобретения изъятых предметов, не представлено.
Положения ч.3 ст.3.7 КоАП РФ, предусматривают, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению, что в рассматриваемом случае согласуется с приведенными выше положениями ч.11 ст.36 и пункта 3 статьи 49 Федерального закона об объектах культурного наследия.
Суд, разрешая судьбу изъятых у ФИО5 предметов в количестве 22 штук, являющихся археологическими предметами, исходит из незаконности владения данными предметами, имеющими статус изъятых из незаконного оборота, судьба которых решается на основании вышеприведенных положений ст.3.7 КоАП РФ.
В силу названных норм конфискация как дополнительное административное наказание не может быть применена в отношении находящихся в незаконном обороте археологических предметов.
На основании изложенного и руководствуясь ч.1 п. 2 ст. 29.9, ст. 29.10, ст. 3.7 КоАП РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.15.1 КоАП РФ и на основании данной статьи подвергнуть его наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей без конфискации археологических предметов.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам УФСБ России по городу Москве и Московской области: расчетный счет <***>, кор.счет 40102810545370000003, Банк получателя – ГУ Банка России по ЦФО/ УФК по г. Москва, БИК банка 004525988, получатель платежа УФК по г.Москве (УФСБ России по городу Москве и Московской области л/с <***>), ИНН/КПП <***>/770201001, ОКТМО 45378000, КБК 18911601071019000140, назначение платежа – штраф за административное правонарушение по ст.7.15.1 КоАП РФ, УИН 0.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Платежные документы, подтверждающие оплату штрафа, назначенного настоящим постановлением, подлежат представлению в Коломенский городской суд Московской области.
Изъятые у ФИО5 археологические предметы: <данные изъяты> - обратить в собственность Российской Федерации, передав ее в Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному Федеральному округу.
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.А. Буколова