дело №5-752/2021
УИД 18RS0005-01-2021-001424-42
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«12» мая 2021 года г.Ижевск
Судья Устиновского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики Нуртдинова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №262», ИНН №,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором отдела лицензионного контроля за образовательной деятельностью Управления оценки качества и государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки Удмуртской Республики ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №, согласно которому в отношении МБДОУ «Детский сад №262» проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований и исполнения законодательства Российской Федерации в сфере образования, в ходе которой установлено, что образовательная организация реализует дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы на внебюджетной основе в количестве 10 (в рамках платных образовательных услуг) в здании по адресу: <адрес>. Вместе с тем, в рамках межведомственного взаимодействия (запрос №.) не получена информация о наличии у образовательной организации санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормативам зданий, помещений, оборудования и иного имущества по адресу: <адрес>, используемого для осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным обшеразвивающим программам. В день проведения плановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ образовательной организацией не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам зданий, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам по адресу: ДД.ММ.ГГГГ
Представитель отдела лицензионного контроля за образовательной деятельностью Управления оценки качества и государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки УР будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, что в силу положений ст. 25.1 КоАП РФ не препятствует рассмотрению дела по существу.
Законный представитель МБДОУ «Детский сад №262» ФИО2 суду пояснила, что детский сад предпринял все необходимые меры для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормативам зданий, помещений оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам. На момент проведения плановой проверки санитарно-эпидемиологическое заключение было готово, однако фактически на руки не получено, в связи с чем, административное правонарушение полагает возможным признать малозначительным.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера (ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В соответствии с пп. 1 - 2 п. 2 ст. 90 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований; государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя лицензирование.
Исходя из п. 1 ст. 91 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательного учреждения относится: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Как установлено материалами дела, образовательной организацией реализуются дополнительные общеразвивающие программы по направленностям: физкультурно-спортивной, социально-педагогической, художественной, технической в количестве 10 наименований. К реализации данных программ привлечены 8 педагогических работников образовательной организации на основании заключенных договоров о возмездном оказании услуг (работ) на основании приказа об организации платных образовательных услуг на базе МБДОУ «Детский сад №262» в ДД.ММ.ГГГГ учебном году» от ДД.ММ.ГГГГ и расписания платных образовательных услуг, утв.приказом от ДД.ММ.ГГГГ в помещениях детского сада: бассейн, спортивный зал, музыкальный зал, изостудия, психологическая гостиная, Стем студия, согласно расписанию платных образовательных услуг на ДД.ММ.ГГГГ учебный год, т.е. в 6 помещениях без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормативам зданий, помещений, оборудования и иного имущества по адресу: <адрес>, используемого для осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам.
В соответствии с п. «д» п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв.постановлением Правительства РФ от 18.09.2020г. №1490 (далее – Положение), лицензионными требованиями к лицензиату являются наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию. Указанное требование не применяется: при реализации образовательных программ с использованием сетевой формы в отношении части образовательной программы, не предусмотренной для реализации лицензиатом; при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки; к загранучреждениям Министерства иностранных дел Российской Федерации; к российским образовательным организациям, расположенным за пределами территории Российской Федерации, и образовательным организациям, созданным в соответствии с международными договорами Российской Федерации и расположенным за пределами территории Российской Федерации; в отношении образовательных программ, реализуемых с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
В соответствии с ч.11 ст.19 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ (ред.от 31.07.2020г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности», исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
К грубым нарушениям лицензионных требований относятся: а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" пункта 7 и подпунктами "б", "д" и "е" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"; б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а", "в" и "г" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п.19 Положения).
В ходе проверки установлено, что образовательная организация реализует дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы внебюджетной основы в количестве 10 (в рамках платных образовательных услуг) в здании, расположенном по адресу: <адрес>
Вместе с тем, в рамках межведомственного взаимодействия (запрос №.) не получена информация о наличии у образовательной организации санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормативам зданий, помещений, оборудования и иного имущества по адресу: <адрес>, используемого для осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным обшеразвивающим программам.
В день поведения плановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ образовательной организацией не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам зданий, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам-дополнительным общеразвивающим программам по адресу: <адрес>
Объектом данного правонарушения, являются общественные отношения, связанные с соблюдением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
Объективная сторона административного правонарушения по данной статье состоит в нарушении установленных лицензионных требований, допущенных юридическим лицом при осуществлении образовательной деятельности.
Поскольку образовательной организацией не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам зданий, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам-дополнительным общеразвивающим программам по адресу: 426075<адрес> в действиях юридического лица наличествует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Вина МБДОУ «Детский сад №262» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, установлена в судебном заседании в полном объеме совокупностью представленных в суд доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении №; приказом Министерства образования и науки УР от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки; актом проверки №; приказом МБДОУ «Детский сад №262» от ДД.ММ.ГГГГ об организации платных образовательных услуг в ДД.ММ.ГГГГ приказом МБДОУ «Детский сад №262» от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении детей в группы платных образовательных услуг на ДД.ММ.ГГГГ учебный год; расписанием платных образовательных услуг на ДД.ММ.ГГГГ учебный год; договорами об образовании по образовательным программам дошкольного образования; принятыми педагогическим советом дополнительным общеразвивающими программами МБДОУ «Детский сад №262»и иными материалами дела.
Обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении МБДОУ «Детский сад №262» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.19.20 ч.3 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия МБДОУ «Детский сад №262» обоснованно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и лицензионного законодательства. Доказательств тому, что МБДОУ «Детский сад №262» были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, судье не представлено и при рассмотрении дела не установлено. В настоящем случае юридическое лицо не проявило достаточной степени заботливости и осмотрительности и не приняло всех зависящих мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых частью 3 ст.19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом, возможность для соблюдения таковых имелась.
Не оспаривая свою вину в совершении административного правонарушения, МБДОУ «Детский сад №262» полагает возможным признать его малозначительным.
В обоснование доводов представлены заявление о готовности санитарно-эпидемиологического заключения от ДД.ММ.ГГГГ., заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического обследования, заявление о проведении лабораторных исследований в отношении кабинета (по техничекому паспорту №), спортзале (по техническому паспорту №), договоров возмездного оказания услуг (работ) № по замерам физических факторов помещений, исследования ХВС, ГВС, отборов соответствующих проб, протокол измерения параметров микроклимата №., протокол измерения коэффициента пульсации от №, протокол измерения искусственной освещенности от ДД.ММ.ГГГГ, протокол лабораторных исследований №., договор № об оказании платных работ и услуг от ДД.ММ.ГГГГ по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы, акт санитарно-эпидемиологического обследования №., экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы по установлению соответствия (несоответствия) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативами №., в соответствии с которым здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, которое МБДОУ «Детский сад №262» предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного образования детей по адресу: <адрес>, номера по техническому паспорту № соответствуют требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии санитарным правилам и нормативам зданий, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам-дополнительным общеразвивающим программам по адресу: ДД.ММ.ГГГГ
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Применительно к настоящему делу, разрешение вопроса о малозначительности административного правонарушения зависит от того, представляла ли деятельность МБДОУ «Детский сад №262» какую-либо опасность для жизни и здоровья детей, могла ли повлечь наступление таких последствий, предупреждение которых отнесено к задачам законодательства об административных правонарушениях.
При этом надлежит отметить, что законодательство об административных правонарушениях не исключает возможность применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении деяний, административная ответственность за которые установлена частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае суд отмечает, что в материалах дела отсутствуют какие-либо данные, свидетельствующие о наступлении вредных последствий либо наличия реальной возможности их наступления.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, оцениваемых с точки зрения степени социальной опасности совершенного МБДОУ «Детский сад №262» деяния, и принимая во внимание отсутствие каких-либо негативных последствий содеянного, в том числе в виде его негативного влияния на эффективность учебного процесса, на качество оказываемых образовательных услуг, учитывая тот факт, что экспертное заключение датировано ДД.ММ.ГГГГ., а само санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам зданий, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам-дополнительным общеразвивающим программам по адресу: <адрес> было выдано ДД.ММ.ГГГГ то есть в день проведения проверки, однако фактически было направлено и получено МБДОУ «Детский сад №262» уже после проведения в отношении юридического лица плановой проверки, суд полагает, что рассматриваемое правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым отношениям. В соответствии с экспертным заключением, фактически имевшим место при проведении плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ., в здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, которое МБДОУ «Детский сад №262» предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного образования детей по адресу: <адрес>, номера по техническому паспорту № соответствуют требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В этой связи имеются основания для признания вменяемого МБДОУ «Детский сад №262» административного правонарушения малозначительным.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу судебные акты выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании ст. ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением МБДОУ «Детский сад №262» устного замечания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №262» (ИНН №) прекратить на основании ст. 2.9, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объявив Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №262» устное замечание.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.25.1 - 25.5 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим постановление, в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Устиновский районный суд г.Ижевска УР либо непосредственно в Верховный суд Удмуртской Республики.
Судья С.А. Нуртдинова