Дело № 5-758/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 июля 2020 года <...>
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июля 2020 года
Судья Псковского городского суда Псковской области Тесёлкина С.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении частного учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф», находящегося по адресу: 180000, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>,
УСТАНОВИЛ:
В оперативном управлении частного учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» находится нежилое здание с кадастровым номером ***, площадью 463,5 кв.м, расположенное по адресу: <...>, являющееся объектом культурного наследия местного значения «Консистория», 2 пол. XIX в.
13 февраля 2020 года на основании приказа Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области от 30.01.2020 № 26 проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении пользователя указанного объекта культурного наследия частного учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф»
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, установленных абз. 2 п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-Ф3), заключающееся в неисполнении положений подпункта 1 п. 25 Охранного обязательства, утвержденного приказом Комитета от 17.10.2018 № 318, (далее - Охранное обязательство) о ежегодном направлении, в срок до 1 июля года, следующего за отчетным, в орган охраны объектов культурного наследия уведомления за 2018 год о выполнении требований охранного обязательства, с приложением фотографий изображения объекта культурного наследия, позволяющих зафиксировать его индивидуальные особенности на момент предоставления уведомления; п. 1 ст. 47.3, абз. 2 п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-Ф3 и пунктами 13, 14, 15, подпунктом 1 п. 17 и подпунктом 1 п. 23 Охранного обязательства по осуществлению расходов на содержание памятника и поддержание его в надлежащем техническом состоянии; пунктами 5, 7 ст. 48 Закона № 73-Ф3 по включению в содержание договоров о передаче права владения и пользования площадями, входящих в состав (являющимися конструктивной частью) памятника, существенного условия об обязанности выполнять требования, предусмотренные охранным обязательством, порядок и условия их выполнения, а также приложения охранного обязательства к договорам, в качестве неотъемлемой их части.
В связи с этим консультантом отдела государственного контроля и надзора в области охраны объектов культурного наследия Псковской области по охране объектов культурного наследия Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области ФИО1 в отношении частного учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Представители частного учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» ФИО2 и ФИО3 вину в совершении административного правонарушения не признали, просили прекратить производство по делу ввиду отсутствия в действиях (бездействии) учреждения состава вменяемого административного правонарушения.
В обоснование позиции указали, что положения охранного обязательства стали исполнимыми для частного учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» с 2019 года, так как до 24 октября 2019 г. приказ № 318 от 17.10.2018 г. об утверждении охранного обязательства оспаривался в Арбитражном суде Псковской области, а техническое состояние объекта культурного наследия, в котором учреждение обязано его содержать зафиксировано лишь в акте от 6 марта 2019 года.
Вместе с тем в адрес Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области направлено уведомление о выполнении требований охранного обязательства.
Отмечено, что на момент рассмотрения дела срок, указанный в планах по выполнению комплекса работ - 2021 год не истек, а временной период по установке маяков над арочным проёмом лестничной клетки, свидетельствующих о нарушение требований, установленных п.1 ст.47.3, абз.2 п.11 ст.47.6 Закона №73-Ф3, указан не был.
На данный момент частным учреждением «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» подано заявление о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по установке маяков.
Поскольку обязанность по содержанию и надлежащему использованию объекта культурного наследия, а также выполнению требований охранного обязательства в любом случае возлагается на собственника и остаётся за ним даже в случае, когда указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, обязанности возлагать соблюдение охранного обязательства на третьих лиц, пользующихся частью площадей в здании у учреждения не имелось.
Однако частное учреждение «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» посчитало возможным включить и с согласия арендаторов включило в договоры аренды условие о необходимости соблюдать требования охранного обязательства. Копии соответствующих соглашений переданы в адрес Комитета.
Представитель Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области ФИО4 доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал.
Выслушав представителей частного учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» ФИО2 и ФИО3, представителя Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области ФИО4, исследовав материалы дела, судья полагает, что в действиях частного учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, вина, в совершении которого доказана совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ заключается в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 7.13 КоАП РФ.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Из материалов дела судьей установлено, что на основании постановления № 3-29 от 22.05.2001 Федерации Независимых Профсоюзов России, постановления № 4-1/г от 03.01.2001 Псковского областного совета профессиональных союзов, акта б/н от 03.07.2001 приема-передачи профсоюзного имущества в оперативное управление учреждению отдыха «Соцтурпроф» 14.05.2007 за указанным учреждением зарегистрировано право оперативного управления нежилым зданием, площадью 461,2 кв.м., по адресу <...> (л.д. 85, 75-76).
В соответствии с Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 № 542 «Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники местного значения» по указанному адресу расположен недвижимый памятник истории и культуры «Консистория» 2 пол. XIX в., подлежащий государственной охране как недвижимый памятник архитектуры местного значения.
Судья учитывает, что согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
При этом, отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Закона № 73-Ф3.
Согласно ст.ст. 3, 4 указанного закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры, которые подразделяются на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения.
В силу ст. 47.1 Закона № 73-Ф3 ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона № 73-Ф3 требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 Закона № 73-Ф3.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47.3 Закона № 73-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Статьей 47.6 Закона № 73-Ф3 установлено, что требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона № 73-Ф3 указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (п. 1).
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве оперативного управления учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению учреждением (п. 11).
Согласно пунктам 5, 7 ст. 48 Закон № 73-Ф3 распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований Закона № 73-Ф3.
В случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 Закона № 73-Ф3, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной.
Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
Пунктами 13, 14, 15 охранного обязательства, утвержденного 17.10.2018 № 318, установлено, что требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, его приспособление для современного использования либо сочетание указанных мер.
Состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в отношении которого утверждено охранное обязательство, определяются Государственным комитетом Псковской области по охране объектов культурного наследия на основании акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном п. 2 ст. 47.2 Закона № 73-Ф3.
Лицо (лица), указанные в п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-Ф3, обязано (обязаны) обеспечить финансирование и организацию проведения научно- исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном Законом № 73-Ф3.
Работы по сохранению объекта культурного наследия должны организовываться законным владельцем объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Закона № 73-Ф3.
Согласно подпункту 1 п. 17 охранного обязательства при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Закона 73-Ф3, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии с подпунктом 1 п. 23 охранного обязательства для лица (лиц) указанных в пункте 11 статьи 47.6 Закона № 73-Ф3 устанавливаются, обязанности, в том числе, по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в Реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 Закона № 73-Ф3.
Подпунктом 1 п. 25 охранного обязательства установлена обязанность ежегодного в срок до 01 июля года, следующего за отчетным, направлять в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия уведомление о выполнении требований охранного обязательства с приложением фотографий изображения объекта культурного наследия, позволяющих зафиксировать индивидуальные особенности объекта культурного наследия на момент предоставления уведомления.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм частное учреждение «Учреждение отдыха «Соцтурпроф», которому принадлежит право оперативного управления объектом культурного наследия местного значения, обязано осуществлять расходы на его содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии с учетом требований указанных в охранном обязательстве, а также ежегодного в срок до 1 июля года, следующего за отчетным, направлять в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия уведомление о выполнении требований охранного обязательства и в случае заключения договоров, предусматривающих передачу права владения и (или) пользования объектом культурного наследия включать в них в качестве существенного условия обязательство по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения с приложением копии охранного обязательства.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области от 30.01.2020 № 26 проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении пользователя объекта культурного наследия «Консистория», 2 пол. XIX в. частного учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» (л.д. 34-39)
Согласно акту проверки № 3 от 13 февраля 2020 года (л.д. 16-33) при проведении проверки выявлены нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, установленных абз. 2 п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-Ф3, заключающееся в неисполнении положений подпункта 1 п. 25 охранного обязательства, о ежегодном направлении, в срок до 1 июля года, следующего за отчетным, в орган охраны объектов культурного наследия уведомления за 2018 год о выполнении требований охранного обязательства, с приложением фотографий изображения объекта культурного наследия, позволяющих зафиксировать индивидуальные особенности объекта культурного наследия на момент предоставления уведомления; п. 1 ст. 47.3, абз. 2 п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-Ф3 и пунктами 13, 14, 15, подпунктом 1 п. 17 и подпунктом 1 п. 23 охранного обязательства по осуществлению расходов на содержание памятника и поддержание его в надлежащем техническом состоянии; пунктами 5, 7 ст. 48 Закона № 73-Ф3 по включению в содержание договоров о передаче права владения и пользования площадями, входящих в состав (являющимися конструктивной частью) памятника, существенного условия об обязанности выполнять требования, предусмотренные охранным обязательством, порядок и условия их выполнения, а также приложения к договорам охранного обязательства, в качестве неотъемлемой части договора.
Таким образом, частным учреждением «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» нарушены обязательные требования действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия и пункты охранного обязательства, предусматривающие обязанности по обеспечению сохранности предмета охраны.
На основании акта частному учреждению «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» было выдано предписание (л.д. 80-83) и составлен протокол об административном правонарушении.
По мнению судьи, вина частного учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена совокупностью исследованных по делу доказательств, согласующихся между собой и дополняющих друг друга, оснований сомневаться в достоверности, допустимости и относимости которых не имеется.
Доводы о том, что положения охранного обязательства в части направления уведомления о выполнении требований охранного обязательства стали исполнимыми для частного учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» с 2019 года суд не принимает, как необоснованными, поскольку обязанность ежегодно представлять в орган охраны объектов культурного наследия, утвердивший, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 47.6 Закона, охранное обязательство, уведомление о выполнении требований охранного обязательства в отношении принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации установлена Порядком подтверждения лицом, указанным в пункте 11 статьи 47.6 Закона № 73-Ф3, выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Закона № 73-Ф3.
Отсутствие документа, отражающего техническое состояние объекта культурного наследия, обязанность по ежегодному представлению уведомления с приложением фотографических изображений объекта культурного наследия, позволяющие зафиксировать индивидуальные особенности объекта культурного наследия с частного учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» не снимает.
Доводы об отсутствии временного периода по установке маяков над арочным проёмом лестничной клетки суд отклоняет, поскольку указание данных работ первым пунктом в перечне необходимых работ, а также цель их – определение динамики раскрытия трещин арочного проема лестничной клетки свидетельствуют о наиболее важном их значении. Кроме того, при наличии сомнений о сроках исполнения необходимых работ, учреждение имело возможность обратиться в Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области за разъяснениями.
Вопреки доводам частного учреждения «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» обязательное включение в договор, предусматривающий передачу права владения и (или) пользования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, существенного условия об обязательстве по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения установлено п. 7 ст. 48 Закона № 73-Ф3.
На момент рассмотрения настоящего дела срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания судья учитывает, что санкцией ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу частей 1, 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, по мнению судьи, применение в отношении данного юридического лица наказания в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей, то есть в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица. Поэтому судья полагает возможным снизить размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, то есть до 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Частное учреждение «Учреждение отдыха «Соцтурпроф» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить меру наказания с применением частей 3.2 и 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Назначение платежа - штраф за административное правонарушение в сфере охраны объектов культурного наследия (част. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях по постановлению суда № 5-758/2020),
ИНН <***>, КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч <***>)
р/с № <***>
Банк: Операционный департамент Банка России, г. Москва
БИК 044501002,
ОКТМО 45382000,
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. В указанный срок документ об уплате штрафа должен быть представлен в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока второй экземпляр постановления суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный КоАП РФ срок (не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу), влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.М. Тесёлкина