№ 5-75/2019
Постановление
г. Красноярск 02 апреля 2019 года
ул. Коммунистическая, 1
Судья Центрального районного суда г. Красноярска Шаравин С.Г.,
с участием представителя привлекаемого лица ФИО1
представителей Министерства экологии и рационального
природопользования ФИО2
ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.21 КоАП РФ в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «СС» (<данные изъяты><адрес>
установил:
В Центральный районный суд г. Красноярска поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.21 КоАП РФ в отношении юридического лица – ООО «СС».
Из представленных материалов следует, что решением Прокуратуры Красноярского края от 21.12.2019 о согласовании проведения внеплановой выездной проверки проведена проверка в период с 10.01.2019 по 06.02.2019.
При проведении внеплановой выездной проверки в отношении: ООО «СС», юридический адрес: <адрес><данные изъяты>, адрес (место нахождения) место осуществления деятельности: 660118<адрес>, Министерством выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, что подтверждается актом проверки от 06.02.2019 года № 1/2835.
Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № AOYFN166 от 30.12.2016 ООО «СС» поставлено на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду эксплуатируемого по адресу: <адрес> и присвоением ему кода, объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, 04-0224-000311-П и III категории, негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.2 Федерального закона № 294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 12.12.2018 года на основании приказа от 06.12.2018 года № 1/2733-од проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории в районе <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.
По результатам проведения планового (рейдового) осмотра, обследования по вышеуказанному адресу выявлен источник негативного воздействия на окружающую среду (дымовая труба), который на момент проведения осмотра указанной территории эксплуатировался, в атмосферный воздух интенсивной выделялся густой дым темно-серого цвета, с подветренной стороны от данного источника присутствовал ярко выраженный запах гари. Указанный источник негативного воздействия (дымовая труба) оборудована в нежилом помещении с номером 31 «г».
12.12.2018 года Министерством в рамках проведения планового (рейдового) осмотра, обследования были привлечены специалисты Ц. (Аттестат аккредитации № РОСС RA.RU. 518643), с целью проведения мероприятий по отбору проб атмосферного воздуха, на предмет проверки загрязнения атмосферного воздуха источником негативного воздействия ООО «СС» по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.
В ходе проведения настоящей проверки Министерством 17.01.2019 года осуществлён выезд на место осуществления деятельности ООО «СС» по адресу: г <адрес>, ул. <адрес>, с целью обследования, осмотра территории, помещений ООО «СС». О выезде юридическое лицо ООО «СС» уведомлено телефонограммой от 16.01.2019 года № 819.
В ходе проведения обследования, осмотра территории установлено, что источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «СС» является котельная, оборудованная тремя паровыми котлоагрегатами, на момент проведения проверки эксплуатировался один из трех паровых котлоагрегатов, который эксплуатировался посредством сжигания твердого топлива - каменного угля. На газоходе, идущем от котлоагрегата к дымовой трубе, установлен (циклон ЦН-15) и рукавный фильтр для обеспыливания топочных газов в общепромышленном исполнении: КФЕ96А6, который также расположен на газоходе после пылеулавливающей установки (циклон ЦН-15). На момент осмотра от 17.01.2019 года, а также 24.01.2019 года (юридическое лицо уведомлено о проведении выездного контрольного мероприятия телефонограммой от 17.01.2019 года № 820), в ходе выездного, контрольного мероприятия рукавный фильтр для обезпыливания топочных газов в общепромышленном исполнении: КФЕ96А6 находится в работе. На корпус ГОУ не нанесен регистрационный номер. Со слов представителя по доверенности ФИО4 «данный фильтр работает в бесперебойном режиме».
В соответствии с договором № 03/19 от 27.03.2017 года и приложением к нему следует, что между ООО «СС» именуемое в дальнейшем «заказчик» и АО «М.» именуемое в дальнейшем «исполнитель» заключен договор о поставке рукавного фильтра для обеспыливания топочных газов в общепромышленном исполнении: КФЕ96А6, приложение счет фактура № 289 от 16.08.2017 года.
Данный факт свидетельствует об эксплуатации рукавного фильтра для обезпыливания топочных газов в общепромышленном исполнении: КФЕ96А6 с августа 2017 года, что также подтверждается фотоматериалами к внеплановой выездной проверке от 17.01.2019 года.
На вышеуказанных установках очистки газа не указаны регистрационные номера, которые должны быть присвоены данным установкам.
Вместе с тем, в рамках проведения настоящей проверки 17.01.2019 года привлечены специалисты аналитической лаборатории КГБУ «Ц.», для проведения мероприятий по отбору проб промышленных выбросов, от источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Отбор проб промышленных выбросов проведен в двух точках: 1 точка на газоходе до фильтра для обеспыливания топочных газов в общепромышленном исполнении: КФЕ96А6; 2 точка на газоходе после фильтра для обеспыливания топочных газов в общепромышленном исполнении: КФЕ96А6.
Согласно справке к протоколу результатов испытаний промышленных выбросов № 6-ПВ от 22.01.2019 года, в соответствии с заявкой Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 17.01.2019 года проведены отбор и анализ проб промышленных выбросов от ООО «СС», составлен протокол от 17.01.2019 года. По результатам отбора, в промышленных выбросах от ООО «СС» не обнаружено превышение нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ, эффективность ГОУ 97,9%. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 1335 от 21.07.2016 на период с 25.07.2016 года по 12.05.2021 года.
Вместе с тем, в рамках проведения настоящей проверки 17.01.2019 привлечены специалисты аналитической лаборатории КГБУ «Ц.», для проведения мероприятий по отбору проб атмосферного воздуха в районе расположения источника негативного воздействия на окружающую среду (дымовая труба) ООО «СС» (наветренная, подветренная стороны и селитебная зона).
Согласно справке к протоколу результатов измерений, исследований атмосферного воздуха от 23.01.2019 № 63-А в результате анализа проб атмосферного воздуха, отобранных 17.01.2019 по адресу: ул. <адрес> (наветренная сторона), превышений максимальных разовых предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, установленных ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», не зафиксировано.
Согласно справке к протоколу результатов измерений, исследований атмосферного воздуха от 23.01.2019 № 63-А в результате анализа проб атмосферного воздуха, отобранных 17.01.2019 по адресу: ул. <адрес> (подветренная сторона), зафиксировано превышение максимальной разовой предельно допустимой концентрации диоксида азота в атмосферном воздухе населенных мест, установленной ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», в 1,5 раза.
Согласно справке к протоколу результатов измерений, исследований атмосферного воздуха от 23.01.2019 № 63-А в результате анализа проб атмосферного воздуха, отобранных 17.01.2019 по адресу: ул. <адрес> (селитебная зона), превышений максимальных разовых предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, установленных ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», не зафиксировано.
Таким образом, осмотром, а также отбором проб промышленных выбросов установлено, что кроме пылеулавливающей установки (циклон ЦН-15), оборудованной на газоходе, идущем от котлоагрегата к дымовой трубе, дополнительно установлен рукавный фильтр для обезпыливания топочных газов в общепромышленном исполнении: КФЕ96А6, который расположен на газоходе после пылеулавливающей установки (циклон ЦН-15), не предусмотренный проектом ПДВ ООО «СС».
Таким образом, ООО «СС» произвело реконструкцию, модернизацию ГОУ, изменение технологических процессов очистки газов и режимов работы технологического оборудования ГОУ.
Согласно пункту 6 главы I приказа от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении правил эксплуатации установок очистки газа», в случае, если реконструкция, модернизация ГОУ, изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и (или) ГОУ, приводит к изменению состава, объема и (или) массы выбросов, должны проводиться корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также внесение изменений в паспорт ГОУ.
Согласно статье 16 Федерального Закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального Закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования, предусмотренные приказом от 15.09.2017 года № 498 «Об утверждении правил эксплуатации установок очистки газа» нарушены ООО «СС» при эксплуатации установок очистки газа:
Циклон - ЦН-15 в паспорте отсутствует:
схема устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав газоочистной установки, включая схемы размещения и характеристики контрольноизмерительных приборов и автоматических средств управления (далее - КИП и автоматики), схемы размещения и характеристики мест отбора проб, оборудования для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ;
технические характеристики ГОУ, включая производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу, показатели температуры, давления, влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ, эффективность работы ГОУ, объем водопотребления, перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов, перечень и объемы основных и вспомогательных материалов, типы и объемы очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов, сточных вод при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов;
показатели работы ГОУ, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа ГОУ;
Фильтр для обезпыливания топочных газов в общепромышленном исполнении: КФЕ96А6:
паспорт на фильтр (фильтр для обезпыливания топочных газов в общепромышленном исполнении: КФЕ96А6) не оформлен, не утвержден, с учетом отсутствия корректировки инвентаризации и проекта ПДВ;
в части внедрения фильтра для обезпыливания топочных газов в общепромышленном исполнении: КФЕ96А6 отсутствует информация о проектной степени очистки ГОУ, как следствие, отсутствует возможность выявления отклонений от проектной степени очистки;
фильтр (фильтр для обезпыливания топочных газов в общепромышленном исполнении: КФЕ96А6) не внесен в реестр ГОУ, регистрационный номер не присвоен;
программа проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы фильтра для обезпыливания топочных газов в общепромышленном исполнении: КФЕ96А6 и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкция) по эксплуатации ГОУ отсутствует;
не определено должностное лицо, ответственное за эксплуатацию КФЕ96А6 и ведение паспорта КФЕ96А6, технический осмотр КФЕ96А6.
Таким образом, в процессе проведения настоящей проверки установлен факт внедрения нового технологического оборудования (фильтр для обеспыливания топочных газов в общепромышленном исполнении: КФЕ96А6), при этом корректировка данных инвентаризации стационарного источника и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, рассчитанных с учётом внедрения нового технологического оборудования ООО «СС» не проведена. При этом ООО «СС» в деятельности, ООО «СС» при эксплуатации установок очистки газов имеются нарушения правил эксплуатации установок очистки газов.
Данные нарушения, с учетом не актуальности и не действительности нормативов выбросов, свидетельствующих о неконтролируемых выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, степень опасности которых не определена, повлекли загрязнение атмосферного воздуха в виде превышения максимальной разовой предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест, установленных ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений»: диоксид азота в 1,5 раза, с подветренной стороны от источника негативного воздействия (дымовая труба).
Таким образом, в деятельности юридического лица ООО «СС» выявлено нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, что образует состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного усматриваются нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации:
статьи 12, 15, 34, 39 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды»;
статьи 16, 16.1, 22, 30, Федерального Закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного
воздуха»;
пункты 9, 10, 12, 15, 16, 17, 18 главы II; 20, 21, 25, 28 главы III; 21, 25, 28 главы III; 31, 32, 35 главы IV Приказа от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении правил эксплуатации установок очистки газа», что указывает на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
В судебном заседании представитель юридического лица с вменяемым административным правонарушением не согласилась, указала, что на данный момент рукав срезан, в настоящее время заключен договор подряда от 20.03.2019г., на основании которого, ведутся работы по разработке рабочей документации проекта «Капитальный ремонт газового тракта в котельной предприятия ООО «СС».
Вместе с тем вина ООО «СС» в совершении данного административного правонарушения подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № 1/2835/3.8.21 от 08.02.2019г., в котором описаны обстоятельства совершения правонарушения; фото и видео материалом; предписанием № 1/2835 от 06.02.2019г.; актом проверки № 1/2835 от 06.02.2019г.; актами отбора проб атмосферного воздуха; протоколами результатов измерений, исследований атмосферного воздуха; справками к протоколу результатов измерений, исследований атмосферного воздуха; протоколами о взятии проб и образцов атмосферного воздуха; заявками на проведение измерений (испытаний); решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки; приказом о проведении внеплановой выездной проверки; мотивированным представлением № 103; учредительными документами ООО «СС».
Данные доказательства являются достоверными и допустимыми, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.
Согласно пункту 6 главы I приказа от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении правил эксплуатации установок очистки газа», в случае, если реконструкция, модернизация ГОУ, изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и (или) ГОУ, приводит к изменению состава, объема и (или) массы выбросов, должны проводиться корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также внесение изменений в паспорт ГОУ.
Таким образом, юридическим лицом ООО «СС» совершено правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.8.21 КоАП РФ – нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.
При определении вида и меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, то обстоятельство, что ранее юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось, то обстоятельство, что юридическим лицом суду представлены документы/ доказательства, свидетельствующие, что юридическим лицом приняты исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений, что не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
С учетом изложенного судья полагает назначить ООО «СС» административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.
На основании изложенного, руководствуясь главой 29 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
Признать Общество с ограниченной ответственностью «СС» (<данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>, ул. <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
На постановление может быть подана жалоба в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок через Центральный районный суд г. Красноярска.
Судья С.Г. Шаравин