П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
«19» ноября 2019 года г.Зарайск
Судья Зарайского городского суда Московской области Бондаренко Н.П., на основании ст.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с участием защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Акционерного общества «МЕТКОМ Групп»:
по доверенности №2 от 25.02.2019 года Горина В.М.,
по доверенности №Р22 от 01.10.2019 года ФИО1,
по доверенности №21 от 05.11.2019 года ФИО2,
консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области (свидетеля) М.И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №5-75/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «МЕТКОМ Групп», ОГРН ---, ИНН ---, КПП ---, место нахождение юридического лица: (адрес 1), место осуществления производственной деятельности: (адрес 2),
ранее привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,
руководствуясь ст. ст. 29.7-29.11, ст.8.2 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
У С Т А Н О В И Л:
03.10.2019 года в Зарайский городской суд Московской области поступил административный материал в отношении АО «МЕТКОМ Групп» по части 1 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с определением консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области М.И.Л. от 24.09.2019 года о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.
Из протокола №112/05/ВН/09 об административном правонарушении от 23.09.2019 года, вынесенного консультантом отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области М.И.Л. следует, что 20.08.2019 года в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что АО «МЕТКОМ Групп», осуществляющим деятельность по адресу: (адрес 2), совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах:
Данное административное правонарушение является длящимся и выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Согласно ч.2 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года №195-ФЗ днем обнаружения административного правонарушения является день выявления должностным лицом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, факта совершения длящегося административное правонарушения. Факт совершения административного правонарушения был выявлен в ходе осмотра территории АО «МЕТКОМ Групп» 20.08.2019 года в 15 часов 00 минут.
В Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее Министерство) поступили обращения главы городского округа Зарайск Московской области ФИО3 (вх. от 18.07.2019 года №12ВХ-20865), (вх. от 19.07.2019 года №12ВХ-21063) о возможных нарушениях требований природоохранного законодательства в результате деятельности юридического лица АО «МЕТКОМ Групп». По фактам, изложенным в обращениях, Министерством в отношении АО «МЕТКОМ Групп» согласована с Прокуратурой Московской области и проведена внеплановая выездная проверка (на основании Распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 02.08.2019 года №442-РВ и решения Прокуратуры Московской области от 05.08.2019 года №7/5-1944-2019).
В ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что АО «МЕТКОМ Групп» создано 12.05.2000 года. Общество не относится к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Основным видом деятельности Общества является переработка отработанных аккумуляторных батарей и свинцово-содержащего лома в кондиционную продукцию. В результате переработки Общество получает вторичные сырьевые материалы: свинец по ГОСТ 3778-98, свинцово-сурьмянистый сплав по ГОСТ 1292-81, натрий сернокислый технический по ГОСТ 6318-77 и ГОСТ 21458-75 (сульфат натрия), полипропилен. Отработанные аккумуляторные батареи и свинцово-содержащий лом Общество принимает от сторонних юридических лиц на основании заключенных договоров.
Вышеуказанная деятельность осуществляется Обществом на основании полученной в Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу лицензии от 20.04.2016 года № --- на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (в части сбора, обработки и утилизации отходов II-IV класса опасности) по адресу: (адрес 2).
Лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами Общество осуществляет на собственном земельном участке с кадастровым номером (1), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения производственной деятельности, общей площадью --- кв.м. по адресу: (адрес 2).
Территория, на которой Общество осуществляет вышеуказанную деятельность, поставлена Обществом на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как объект по обработке отходов и лома цветных металлов I категории (код 46-0145-000098-П) (согласно Свидетельству № --- от 29.11.2016 года о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду).
В ходе внеплановой выездной проверки 20.08.2019 года должностными лицами Министерства осуществлен осмотр территории Общества, расположенной по адресу: (адрес 2), сотрудниками аккредитованной лаборатории ООО «Экоцентр» отобраны пробы компонентов окружающей природной среды (почвы, отходов, сточных вод). По результатам отбора проб Министерством составлен протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды №б/н от 20.08.2019 года.
В ходе осмотра и взятия проб применялась фото- и видеосъемка на мобильное устройство iPhone XS (фото-таблицы от 20.08.2019 года). При осмотре и отборе проб присутствовал представитель Общества - главный инженер ФИО1. Замечаний и заявлений в ходе осмотра и отбора проб от главного инженера Общества ФИО1 не поступало.
По результатам осмотра территории Общества установлено следующее:
Территория общества расположена в промышленно-складской зоне северной части г.Зарайска Московской области: Часть зданий, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером: (1) в настоящее время не эксплуатируется. Для производственной деятельности Общество использует следующие здания и сооружения: корпус А (под участок приготовления шихты плавильного цеха), корпус В (под плавильный и рафинировочный участок, участок ПГУ), корпус С (под цех подготовки сырья и шихты), корпус Д (под склад готовой продукции и компрессорную), гараж грузовых машин, одноэтажное здание под склад по приему и хранению лома цветных металлов, здание под материальный склад, здание под ремонтно-механический цех, здание под цех техостнастки, здание под котельную и лабораторию.
В ходе осмотра установлено, что на территории Общества (в юго-восточной части земельного участка) накапливается насыпью (навалом) грунт, снятый с территории, загрязненной сульфатом натрия в результате его разлива. Площадка для накопления не имеет твердого непроницаемого покрытия, исключающего загрязнения почвы; отсутствует обваловка и/или обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; поверхность накапливаемых навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров. Рядом с навалом грунта, снятого с территории, загрязненной сульфатом натрия в результате его разлива, расположены насыпью (навалом) отходы древесины, отходы сухих веток. Данные отходы также накапливаются на площадке, не оборудованной в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, а именно: площадка не имеет твердого непроницаемого покрытия, отсутствует обваловка и/или обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; поверхность накапливаемых навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.
В ходе осмотра также установлено, что на территории Общества организована площадка для накопления отходов металла, отходов футеровки от ротационной печи, упаковки из картона, отработанных деревянных поддонов и др.. Данные отходы накапливаются в открытых металлических контейнерах,расположенных на открытом грунте (почве) и или траве. Таким образом, площадка накопления данных отходов не оборудована в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации, а именно: площадка не имеет твердого непроницаемого покрытия, отсутствует обваловка и/или обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; поверхность накапливаемых навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.
В ходе внеплановой выездной проверки отобраны пробы грунта, снятого с территории, загрязненной сульфатом натрия в результате его разлива, отобраны пробы шлака, образующего в результате плавки свинцовых отходов, отобраны пробы футеровки от ротационной печи. Согласно Заключению экспертов №66 от 03.09.2019 года, представленному аккредитованной лабораторией ООО «Экоцентр» по результатам лабораторных исследований отобранных проб:
- отходы футеровки от ротационной печи, отобранные на площадке временного хранения лома и отходов черных металлов, соответствуют четвертому классу опасности для окружающей среды;
- шлак плавки свинцовых отходов, отобранный на шлаковом дворе, соответствует четвертому классу опасности для окружающей среды;
- грунт, снятый с территории, загрязненный сульфатом натрия в результате его разлития, отобранный с территории Общества, представляет собой низкогумусный суглинистый грунт пятого класса опасности для окружающей среды.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местам (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
В ходе осмотра установлено, что на территории Общества (в юго-восточной части земельного участка) накапливается насыпью (навалом) грунт, снятый с территории, загрязнен сульфатом натрия в результате его разлива (фото-таблицы от 20.08.2019 года). Площадка для накопления не имеет твердого непроницаемого покрытия, исключающего загрязнения почвы; отсутствует обваловка и/или обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; поверхность накапливаемых навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров. Рядом с навалом грунта, снятого с территории, загрязненной сульфатом натрия в результате его разлива, расположены насыпью (навалом) отходы древесины, отходы сухих веток. Данные отходы также накапливаются на площадке, не оборудованной в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, а именно: площадка не имеет твердого непроницаемого покрытия, отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; поверхность накапливаемых навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.
В ходе осмотра также установлено, что на территории Общества организована площадка для накопления отходов металла, отходов футеровки от ротационной печи, упаковки из картона, отработанных деревянных поддонов и др. Данные отходы накапливаются в открытых металлических контейнерах,расположенных на открытом грунте (почве) и или траве. Таким образом, площадка для накопления данных отходов не оборудована в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации, а именно: площадка не имеет твердого непроницаемого покрытия, отсутствует обваловка и/или обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; поверхность накапливаемых навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.
В ходе внеплановой выездной проверки отобраны пробы грунта, снятого с территории, загрязненной сульфатом натрия в результате его разлива, отобраны пробы шлака, образующего в результате плавки свинцовых отходов, отобраны пробы футеровки от ротационной печи. Согласно Заключению экспертов №66 от 03.09.2019 г., представленному аккредитованной лабораторией ООО «Экоцентр» по результатам лабораторных исследований отобранных проб:
- отходы футеровки от ротационной печи, отобранные на площадке временного хранения лома и отходов черных металлов, соответствуют четвертому классу опасности для окружающей среды;
- шлак плавки свинцовых отходов, отобранный на шлаковом дворе, соответствует четвертому классу опасности для окружающей среды:
- грунт, снятый с территории, загрязненный сульфатом натрия в результате его разлития, отобранный с территории Общества, представляет собой низкогумусный суглинистый грунт пятого класса опасности для окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местам (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствие с ч.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и напочву.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации (от 25.10.2001 года №136-Ф3) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (от 25.10.2001 года №136-Ф3) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно п. 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления при временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) должны соблюдаться следующие условия: открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников – накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается её присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В нарушение указанных выше норм, Обществом при осуществлении хозяйственной деятельности на объекте по обработке отходов и лома цветных металлов I категории, расположенному по адресу: <...>, допущено:
- накопление отходов IV и V класса опасности (отходы металлолома, отходы древесины, строительные отходы, отходы грунта, снятого с территории, загрязненной сульфатом натрия в результатеьтате его разлива, и др.) на почве и/или открытом грунте без обустройства специальной площадки с твердым непроницаемым покрытием;
- по периметру территории, на которой допущено накопление отходов IV и V класса опасности, отсутствует обваловка и/или обособленная сеть ливнестоков с автономными ными сооружениями;
- поверхность хранящихся навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.
Вышеуказанное административное правонарушение является длящимся и выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении квалифицируется действия (бездействие) АО «МЕТКОМ Групп» по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об администра правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ при длящемся административном правонар) сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнару административного правонарушения. Днем обнаружения административного правонар) является день выявления должностным лицом Министерства, уполномоченным сос протоколы об административных правонарушениях, факта совершения для административного правонарушения. Факт совершения административного правонарушения был выявлен в ходе ост территории АО «МЕТКОМ ГРУПП», а именно: «20» августа 2019 г. в 15 часов 00 минут. |
В судебном заседании консультант отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области (свидетель по делу) М.И.Л. просила привлечь АО «МЕТКОМ Групп» к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в качестве административного наказания назначить административное приостановление деятельности цеха подготовки сырья и шихты (корпус С), расположенного по адресу: (адрес 1), сроком на десять суток. Просила учесть, что нарушения, допущенные АО «МЕТКОМ Групп» носят длящийся характер, не устранялись в течение длительного времени, предписание выполнено обществом не в полном объеме. Вещество, разлитое на территории земельного участка с кадастровым номером: (2), относится к отходу IV класса опасности. Концентрация загрязняющего вещества (серы) в почве, отобранной из - под разлива сульфата натрия, превышает ПДК, что наносит вред почве и создает угрозу загрязнения подземных вод в будущем.
Представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - АО «МЕТКОМ Групп»: по доверенности №2 от 25.02.2019 года Горин В.М., по доверенности №Р22 от 01.10.2019 года ФИО1, по доверенности №21 от 05.11.2019 года ФИО2, в судебном заседании согласились с протоколом по делу об административном правонарушении, в части наличия события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в действиях (бездействии) АО «МЕТКОМ Групп», указав, что согласны с привлечением к административной ответственности.
Защитник Горин В.М. при назначении наказания просил учесть, что все выявленные нарушения действующего законодательства, отраженные в протоколе об административном правонарушении и предписании №112/05/ВН/09 (нарушение №9) устранены в полном объеме, что подтверждено актом об устранении нарушений от 31.10.2019 года исх. №559. Также при назначении наказания просил учесть смягчающие обстоятельства, установленные ст.4.2 п.1 п.п.1,2,7 КоАП РФ (раскаяние, добровольное прекращение, добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль. Также просил учесть условие, отраженное в п.1 ст.3.12 КоАП РФ, а также в п.23.3 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» - «административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания». В текущем периоде цель достигнута, нарушения, установленные предписанием, устранены. Негативных последствий для жизни и здоровья людей выявленные нарушения не повлекли. Поскольку в соответствии со ст.4.12 п.3 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, то обратил внимание на тяжелое финансовое положение АО «МЕТКОМ Групп», связанное с введением процедуры внешнего управления.
Ссылаясь на ст.4.12 п.3.2 КоАП РФ защитник Горин В.М. полагает возможным ограничиться привлечением юридического лица к административной ответственности в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 ст.8.2 КоАП РФ. При этом защитник возражал против приостановления деятельности юридического лица, его подразделений.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд считает, что АО «МЕТКОМ Групп» совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Удовлетворяя заявленные требования о привлечении к административной ответственности, суд исходит из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и о соблюдении административным органом порядка проведения проверки и вынесения протокола по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Часть 1 статья 8.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, которая состоит для юридических лиц – в наложении административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из содержания протокола №112/05/ВН/09 об административном правонарушении от 23.09.2019 года, акта проверки №442-А/2019 от 10.09.2019 года, лицензии №--- от 20.04.2016 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, объяснений явившихся участников процесса и показаний свидетеля, которым у суда нет оснований не доверять, следует, что АО «МЕТКОМ Групп» осуществляет деятельность по сбору, обработке, утилизации отходов П-IV класса опасности (аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом, аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита, лом свинца несортированный, кислота аккумуляторная серная отработанная, отходы, содержащие свинец (в том числе пыль и/или опилки свинца) несортированные, осадок очистных сооружений ливневой канализации (малоопасный), корпус карболитовый аккумулятора свинцового с остатками свинцовой пасты и серной кислоты с суммарным содержанием не более 5%) по адресу: (адрес 2), на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером: (1).
Основным видом деятельности Общества является переработка отработанных аккумуляторных батарей и свинцово-содержащего лома в кондиционную продукцию. В результате переработки Общество получает вторичные сырьевые материалы: свинец по ГОСТ 3778-98, свинцово-сурьмянистый сплав по ГОСТ 1292-81, натрий сернокислый технический по ГОСТ 6318-77 и ГОСТ 21458-75 (сульфат натрия), полипропилен. Отработанные аккумуляторные батареи и свинцово-содержащий лом Общество принимает от сторонних юридических лиц на основании заключенных договоров.
В ходе проведенной должностными лицами Министерства ЖКХ Московской области проверки АО «МЕТКОМ Групп» установлено, что территория Общества расположена в промышленно-складской зоне северной части г.Зарайск Московской области. Часть зданий, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером( 1) в настоящее время не эксплуатируется. Для производственной деятельности Общество использует следующие здания и сооружения: корпус А (под участок приготовления шихты плавильного цеха), корпус В (под плавильный и рафинировочный участок, участок ПГУ), корпус С (под цех подготовки сырья и шихты), корпус Д (под склад готовой продукции и компрессорную), гараж грузовых машин, одноэтажное здание под склад по приему и хранению лома цветных металлов, здание под материальный склад, здание под ремонтно-механический цех, здание под цех техостнастки, здание под котельную и лабораторию.
При осуществлении производственной деятельности у АО «МЕТКОМ Групп» образуются отходы.
В ходе внеплановой выездной проверки были отобраны пробы грунта, снятого с территории, загрязненной сульфатом натрия в результате его разлива, отобраны пробы шлака, образующего в результате плавки свинцовых отходов, отобраны пробы футеровки от ротационной печи.
Согласно Заключению экспертов №66 от 03.09.2019 года, представленному аккредитованной лабораторией ООО «Экоцентр» по результатам лабораторных исследований отобранных проб: отходы футеровки от ротационной печи, отобранные на площадке временного хранения лома и отходов черных металлов, соответствуют четвертому классу опасности для окружающей среды; шлак плавки свинцовых отходов, отобранный на шлаковом дворе, соответствует четвертому классу опасности для окружающей среды; грунт, снятый с территории, загрязненный сульфатом натрия в результате его разлития, отобранный с территории Общества, представляет собой низкогумусный суглинистый грунт пятого класса опасности для окружающей среды.
Таким образом, в нарушение норм ст.11 ч.2, ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производств и потребления», ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.13 п.1 п.п.2, ст.42 Земельного кодекса РФ, п.3.7 СанПин 2.1.7.1322-ОЗ «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» Обществом при осуществлении хозяйственной деятельности на объекте по обработке отходов и лома цветных металлов I категории, расположенному по адресу: (адрес 1), допущено:
- накопление отходов IV и V класса опасности (отходы металлолома, отходы древесины, строительные отходы, отходы грунта, снятого с территории, загрязненной сульфатом натрия в результатеьтате его разлива, и др.) на почве и/или открытом грунте без обустройства специальной тдки с твердым непроницаемым покрытием;
- по периметру территории, на которой допущено накопление отходов IV и V класса опасности, отсутствует обваловка и/или обособленная сеть ливнестоков с автономными ными сооружениями;
- поверхность хранящихся навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.
Суд соглашается с доводами должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, о том, что вышеуказанное административное правонарушение является длящимся и выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Данные обстоятельства, помимо объяснений защитников АО «МЕТКОМ Групп» ФИО1, Горина В.М., показаний свидетеля М. И.Л., подтверждаются также исследованными материалами дела:
- протоколом об административном правонарушении №112/05/ВН/09 от 23.09.2019 года;
- актом проверки №442-А/2019 от 10.09.2019 года (л.д.25-38 т.1);
- фототаблицами – приложением к акту (л.д.39-90 т.1);
- протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 20.08.2019 года (л.д.91-93 т.1);
- заключением экспертов №66 от 05.09.2019 года по результатам исследований, проведенных в рамках внеплановой проверки в отношении АО Метком Групп (л.д.1-122 т.2);
- выпиской из ЕГРЮЛ от 26.09.2019 года в отношении АО «МЕТКОМ Групп» (л.д.103-123 т.1);
- свидетельствами о государственной регистрации права собственности на земельный участок и корпуса, лаборатории, цеха, склады, участки от 26.01.2001 года, от 26.05.2008 года, от 14.12.2009 года (соответственно),
- лицензией №--- от 20.04.2016 года (л.д.136-139 т.1);
- выписками из проекта ПДВ АО «Метком групп» (л.д.140-147 т.1);
- письмом АО «МЕТКОМ Групп» от 09.09.2019 года №430 в адрес Министерства ЖКХ Московской области (л.д.148-150 т.1);
- приказом №01 от 09.01.2019 года по АО «МЕТКОМ Групп» (л.д.151 т.1);
- актом об устранении последствий пролива сульфата натрия, произошедшего 30.12.2018 года (л.д.152 т.1)
- техническим отчетом по обращению с отходами за период с 26.05.2018 г. по 25.05.2019 г. (л.д.157-170 т.1);
- картой схемой промплощадки (л.д.171т.1)
- экспликацией мест временного накопления отходов и готовой продукции производимой из отходов (л.д.172 т.1).
- свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №17-60/14174 от 29.11.2016 года, которым подтверждена постановка АО «МЕТКОМ Групп» на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта – объект по обработке отходов и лома цветных металлов, присвоение ему кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – 46-0145-000098-П и I категории негативного воздействия на окружающую среду (л.д.173 т.1).
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судья приходит к выводу, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства у Общества имелась, доказательства принятия Обществом мер по надлежащему обустройству мест (площадок) накопления отходов на период до проведения внеплановой выездной проверки, АО «МЕТКОМ Групп» не представило.
При названных обстоятельствах судья приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вмененного административного правонарушения.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, характер деятельности АО «МЕТКОМ Групп», характер совершенных им действий (бездействия), наличие обстоятельств смягчающие и отягчающих ответственность.
К смягчающим вину обстоятельствам суд относит: раскаяние, добровольное прекращение административного правонарушения, добровольное частичное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного правонарушения (частично отходы вывезены с территории предприятия, в том числе: грунт загрязненный сульфатом натрия).
К отягчающим ответственность обстоятельствам суд относит совершение АО «МЕТКОМ Групп» однородных правонарушений в течение года.
Ранее Зарайским городским судом Московской области 30.05.2019 года АО «МЕТКОМ Групп» было привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности цеха приготовления сырья и шихты (корпус С), расположенного по адресу: (адрес 2), сроком на десять суток. Решением судьи Московского областного суда от 25.06.2019 года постановление суда оставлено без изменения, жалоба АО «МЕТКОМ Групп» – без удовлетворения. Также по постановлению Зарайского городского суда от 13.06.2019 года Общество признано виновным в совершении адм.правонарушения, предусмотренного ст.8.21 ч.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 15000 руб.
Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей согласно ч.1 ст.3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В данном деле неисполнение Обществом требований законов создает угрозу жизни и здоровью людей.
Учитывая перечисленные выше обстоятельства в совокупности, принимая во внимание, что в рассматриваемой ситуации угроза причинения вреда заключается не только в угрозе наступления каких-либо последствий от правонарушения, но также в пренебрежительном отношении АО «МЕТКОМ Групп» к исполнению своих обязанностей, суд считает, что достижение целей наказания возможно обеспечить только путем назначения организации наказания в виде административного приостановления деятельности цеха приготовления сырья и шихты (корпус С), расположенного по адресу: (адрес 2), полагая, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При вынесении настоящего постановления суд учитывает, что последствия аварии 30.12.2018 года, когда имело место разлитие готовой продукции – сульфат натрия на грунт, в том числе: за пределы территории предприятия, были устранены несвоевременно, загрязненный грунт был выбран только в августе 2019 года после получения уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, и перевезен на территорию предприятия, где хранился ненадлежащим образом.
Данная авария произошла в результате выхода из строя оборудования кристаллизации сульфата натрия в цехе производства сырья и шихты (корпус С).
При этом, при назначении наказания суд руководствуется положениями ст. 29.10 КоАП РФ, а также разъяснениями, данными в п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", из которых следует, что в постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям.
С учетом изложенного, назначая АО «МЕТКОМ Групп» наказание в виде административного приостановления деятельности, суд считает необходимым определить мероприятием, обеспечивающим его исполнение, временное прекращение осуществления обществом своей деятельности на указанном выше объекте
Судом не установлено существенных нарушений при составлении процессуальных документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.8.2 ч.1, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Акционерное общество «МЕТКОМ Групп» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности цеха приготовления сырья и шихты (корпус С), расположенного по адресу: (адрес 2), сроком на 10 (десять) суток.
Определить мероприятием, обеспечивающим его исполнение, временное прекращение осуществления обществом своей деятельности на указанном выше объекте.
Исполнение данного постановления возложить на Зарайский отдел УФССП России по Московской области в порядке ст.32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Копию постановления направить в АО «МЕТКОМ Групп», в Зарайский отдел УФССП России по Московской области, должностному лицу, составившему протокол по делу об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Московский областной суд через Зарайский городской суд Московской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.П.Бондаренко
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об исправлениях
«26» ноября 2019 года г.Зарайск
Судья Зарайского городского суда Московской области Бондаренко Н.П., на основании ст.29.12? Кодекса РФ об административных правонарушениях,
рассмотрев материалы дела №5-75/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «МЕТКОМ Групп», ОГРН ---, ИНН ---, КПП ---, место нахождение юридического лица: (адрес 1), место осуществления производственной деятельности: (адрес 2),
учитывая необходимость внесения исправлений в постановление от 19.11.2019 года о назначении административного наказания,
У С Т А Н О В И Л:
03.10.2019 года в Зарайский городской суд Московской области поступил административный материал в отношении АО «МЕТКОМ Групп» по части 1 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с определением консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области М.И.Л. от 24.09.2019 года о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.
19.11.2019 года дело об административном правонарушении было рассмотрено судом, по результатам рассмотрения вынесено постановление о назначении административного наказания, АО «МЕТКОМ Групп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности цеха приготовления сырья и шихты (корпус С), расположенного по адресу: (адрес 2), сроком на 10 (десять) суток.
При составлении постановления допущена описка на странице 4, начиная с абзаца 3, и до страницы 5 абзац 3 (включительно), где указано повторно:
«В ходе осмотра установлено, что на территории Общества (в юго-восточной части земельного участка) накапливается насыпью (навалом) грунт, снятый с территории, загрязнен сульфатом натрия в результате его разлива (фото-таблицы от 20.08.2019 года). Площадка для накопления не имеет твердого непроницаемого покрытия, исключающего загрязнения почвы; отсутствует обваловка и/или обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; поверхность накапливаемых навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров. Рядом с навалом грунта, снятого с территории, загрязненной сульфатом натрия в результате его разлива, расположены насыпью (навалом) отходы древесины, отходы сухих веток. Данные отходы также накапливаются на площадке, не оборудованной в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, а именно: площадка не имеет твердого непроницаемого покрытия, отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; поверхность накапливаемых навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.
В ходе осмотра также установлено, что на территории Общества организована площадка для накопления отходов металла, отходов футеровки от ротационной печи, упаковки из картона, отработанных деревянных поддонов и др. Данные отходы накапливаются в открытых металлических контейнерах,расположенных на открытом грунте (почве) и или траве. Таким образом, площадка для накопления данных отходов не оборудована в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации, а именно: площадка не имеет твердого непроницаемого покрытия, отсутствует обваловка и/или обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; поверхность накапливаемых навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.
В ходе внеплановой выездной проверки отобраны пробы грунта, снятого с территории, загрязненной сульфатом натрия в результате его разлива, отобраны пробы шлака, образующего в результате плавки свинцовых отходов, отобраны пробы футеровки от ротационной печи. Согласно Заключению экспертов №66 от 03.09.2019 г., представленному аккредитованной лабораторией ООО «Экоцентр» по результатам лабораторных исследований отобранных проб:
- отходы футеровки от ротационной печи, отобранные на площадке временного хранения лома и отходов черных металлов, соответствуют четвертому классу опасности для окружающей среды;
- шлак плавки свинцовых отходов, отобранный на шлаковом дворе, соответствует четвертому классу опасности для окружающей среды:
- грунт, снятый с территории, загрязненный сульфатом натрия в результате его разлития, отобранный с территории Общества, представляет собой низкогумусный суглинистый грунт пятого класса опасности для окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местам (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.»
Вместе с тем данный текст уже имеется на странице 3 абзац 4 – странице 4 абзац 2.
То есть данный текст содержится в постановлении дважды.
В соответствии с частью первой ст.29.12? Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вынесший постановление, по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении описки без изменения содержания постановления.
Поскольку описки, допущенные в постановлении о назначении административного наказания от 19.11.2019 года, носят технический характер, на содержание постановления их исправление не влияет, считаю возможным исправить описки в порядке, предусмотренном ст.29.12? Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.12? Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Внести исправления в постановление о назначении административного наказания от 19.11.2019 года в отношении АО «МЕТКОМ Групп», исключив из него следующий текст, содержащийся на странице 4, начиная с абзаца 3, и до страницы 5 абзац 3 (включительно):
«В ходе осмотра установлено, что на территории Общества (в юго-восточной части земельного участка) накапливается насыпью (навалом) грунт, снятый с территории, загрязнен сульфатом натрия в результате его разлива (фото-таблицы от 20.08.2019 года). Площадка для накопления не имеет твердого непроницаемого покрытия, исключающего загрязнения почвы; отсутствует обваловка и/или обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; поверхность накапливаемых навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров. Рядом с навалом грунта, снятого с территории, загрязненной сульфатом натрия в результате его разлива, расположены насыпью (навалом) отходы древесины, отходы сухих веток. Данные отходы также накапливаются на площадке, не оборудованной в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, а именно: площадка не имеет твердого непроницаемого покрытия, отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; поверхность накапливаемых навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.
В ходе осмотра также установлено, что на территории Общества организована площадка для накопления отходов металла, отходов футеровки от ротационной печи, упаковки из картона, отработанных деревянных поддонов и др. Данные отходы накапливаются в открытых металлических контейнерах,расположенных на открытом грунте (почве) и или траве. Таким образом, площадка для накопления данных отходов не оборудована в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации, а именно: площадка не имеет твердого непроницаемого покрытия, отсутствует обваловка и/или обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; поверхность накапливаемых навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.
В ходе внеплановой выездной проверки отобраны пробы грунта, снятого с территории, загрязненной сульфатом натрия в результате его разлива, отобраны пробы шлака, образующего в результате плавки свинцовых отходов, отобраны пробы футеровки от ротационной печи. Согласно Заключению экспертов №66 от 03.09.2019 г., представленному аккредитованной лабораторией ООО «Экоцентр» по результатам лабораторных исследований отобранных проб:
- отходы футеровки от ротационной печи, отобранные на площадке временного хранения лома и отходов черных металлов, соответствуют четвертому классу опасности для окружающей среды;
- шлак плавки свинцовых отходов, отобранный на шлаковом дворе, соответствует четвертому классу опасности для окружающей среды:
- грунт, снятый с территории, загрязненный сульфатом натрия в результате его разлития, отобранный с территории Общества, представляет собой низкогумусный суглинистый грунт пятого класса опасности для окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местам (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.»
Судья Н.П.Бондаренко