ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-75/20 от 11.08.2020 Октябрьского районного суда (Амурская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 августа 2020 года с. Екатеринославка

Судья Октябрьского районного суда Амурской области Новорецкая Е.П.,

при секретаре Рыбальченко Е.Н.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «КЕШ-ЛОМБАРД»,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ юрисконсультом 1 категории юридического отдела Отделения по <адрес> Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО1 в отношении ООО «КЕШ-ЛОМБАРД» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель ООО «КЕШ-ЛОМБАРД», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, надлежащим образом, в суд не явился, до начала рассмотрения дела от него не поступило ходатайство о рассмотрения дела без его участия, в связи с чем, на основании ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

В судебное заседание представитель Отделения по <адрес> Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, надлежащим образом, в суд не явился, до начала рассмотрения дела от него поступило ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «КЕШ-ЛОМБАРД» в его отсутствие.

Суд, исследовав представленные материалы административного дела, приходит к следующему.

Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Субъектами данного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечень которых приведен в ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и является исчерпывающим.

Согласно этой норме, к таким организациям относятся, в том числе ломбарды.

В соответствии со ст.2 ФЗ от 19.07.2007 № 196-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О ломбардах" ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)".

Согласно подпункту 5 пункта 4 статьи 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 ». 196-ФЗ «О ломбардах» при направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Указанием Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета», при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

Согласно статьи 76.1. Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями (далее НФО) (в том числе и за микрофинансовыми организациями (пункт 11 статьи 76.1)) и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. Пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) контроль за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 76.5. Федерального закона № 86-ФЗ Банк России направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания.

Статьей 76.6. Федерального закона № 86-ФЗ установлено, что Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Как установлено в судебном заседании, Банком России в лице отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение Благовещенск) 13 января 2020 года в отношении ООО «КЕШ-ЛОМБАРД» вынесено предписание , в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которым были запрошены документы, не представленные в ответ на предписание, и которым установлено требование о представлении в отделение Благовещенск документов, не позднее 22 января 2020 года, а именно копии документов, подтверждающих создание/активацию личного кабинета на портале Росфинмониторинга ( скриншоты страниц личного кабинета: «Использование перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; «Принятые сообщения».

Указанное предписание направлено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет ООО «КЕШ-ЛОМБАРД». Предписание от 13.01.2020 года № в форме электронного документа было размещено в личном кабинете ООО «КЕШ-ЛОМБАРД» на официальном сайте Банка России ДД.ММ.ГГГГ без досылки бумажного экземпляра.

Информация о направлении предписания содержится в системе автоматизации документооборота и делопроизводства учреждения Банка России (САДД ТУ) в виде уведомления об отправке и доставке электронного документа в личный кабинет с указанием номера документа (№ ), даты и времени регистрации документа (13.01.2020 06:09 (время московское)).

Данная запись о размещении согласно пункту 4.3 главы 4 Указания Банка России -У является подтверждением получения некредитной финансовой организацией электронного документа Банка России.

В соответствии с пунктом 4.3 Указания Банка России -У электронный документ Банка России считается полученным по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете.

Таким образом, предписание получено ООО «КЕШ-ЛОМБАРД» через личный кабинет ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим, ООО «КЕШ-ЛОМБАРД» обязано было исполнить предписание в срок до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) (в десятидневный срок с даты получения предписания).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) ООО «КЕШ-ЛОМБАРД» документы и информацию, указанные в предписании, в Отделение Благовещенск не представило, тем самым не исполнило предписание, вынесенное надзорным органом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Предписание надзорного органа ООО «КЕШ-ЛОМБАРД» не обжаловалось, запросов о переносе срока исполнения предписания и писем о разъяснении порядка исполнения Предписания в адрес Отделения Благовещенск не поступало.

Кроме того, в предписании от ДД.ММ.ГГГГ указано, что «неисполнение предписания, вынесенного Банком России в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, влечет за собой ответственность, установленную частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», а также указано основание для его вынесения (нарушение пункта 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ), прямо установлены требования и указан срок исполнения предъявленных Отделением Благовещенск требований, а также доведена до сведения предусмотренная КоАП РФ ответственность за неисполнение предписания.

В связи с неисполнением предписания ДД.ММ.ГГГГ ведущим юрисконсультом 1 категории юридического отдела Отделения по <адрес> Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО1 в отношении ООО «КЕШ-ЛОМБАРД» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.

Согласно приказа № ОДТ 710-244 от ДД.ММ.ГГГГ управляющего отделением Благовещенск Центрального банка России Дальневосточного главного управления Отделения по <адрес>ФИО3 «О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» юрисконсульт 1 категории юридического отдела ФИО4 входит в перечень должностных лиц Отделения Благовещенск, уполномоченных составлять протоколы в том числе, предусмотренных ч.1-3 ст. 15.27 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, прихожу к выводу, что протокол составлен правомочным должностным лицом административно - юрисдикционного органа.

Из протокола об административном правонарушении следует, что Банком России в лице Отделения по <адрес> Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации в отношении ООО «КЕШ-ЛОМБАРД» вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которым установлено требование о представлении ООО «КЕШ-ЛОМБАРД» для проверки документов, указанных в предписании десятидневный срок с даты получения указанного предписания в Отделение Благовещенск.

На дату составления протокола об административном правонарушении документы и информация во исполнение предписания ООО «КЕШ-ЛОМБАРД» в Отделение Благовещенск не представлены.

Таким образом, в действиях юридического лица ООО «КЕШ-ЛОМБАРД», которые выразились в неисполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного надзорным органом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Обстоятельства административного правонарушения установлены с учетом представленных доказательств, сомневаться в достоверности которых оснований не имеется.

Обстоятельства, смягчающие, отягчающие наказание юридическому лицу, не установлены.

В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Частью 3 ст.15.27 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.

Часть 2 ст.29.10 КоАП РФ предусматривает, что при назначении наказания в виде приостановления деятельности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, надлежит решить вопрос необходимости мер для приостановления операций по счетам.

С учетом всех обстоятельств дела, считаю необходимым применить в отношении юридического лица наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижения цели административного наказания с учетом времени, необходимого для устранения допущенных нарушений, однако не прихожу к выводу о целесообразности принятия мер необходимых для приостановления операций о счетам.

Руководствуясь ст.3.12, ч.3 ст.15.27, ст. 29.10 КоАП РФ, судья -

П О С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «КЕШ-ЛОМБАРД», признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности путем запрета деятельности по предоставлению краткосрочных займов под залог движимого имущества сроком на 60 (шестьдесят) суток, за исключением выполнения мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений требований законодательства, без принятия мер для приостановления операций по счетам.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд через Октябрьский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Октябрьского районного суда Новорецкая Е.П.