ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 декабря 2013 года р.п.Николаевка
Судья Николаевского районного суда Ульяновской области Березенчук С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст. 19.20 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального образовательного учреждения Канадейская основная общеобразовательная школа
УСТАНОВИЛ:
В отношении Муниципального образовательного учреждения Канадейская средняя общеобразовательная школа составлен протокол № 44/13-н от 4.12.2013г.об административном правонарушении, в котором указано, что с 1.09.2013г. по дату составления протокола, по адресу: <адрес> Муниципальным образовательным учреждением Канадейской средней общеобразовательной школой совершается противоправное деяние, выразившееся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения /лицензии/.
В ходе внеплановой проверки было установлено, что в соответствии с тарификационными списками в МОУ Канадейской СОШ к педагогической деятельности привлечен 21 педагог, из них с высшим образованием- 15 человек, со средним специальным образованием- 5 человек, 1 педагог /А.Е.А./ - учитель географии, обучается на 1 курсе в НОУ ВПО «Российский новый университет» по направлению «Педагогическое образование» /по договору от 10.09.2013г. № 87045/.
Согласно тарификационному списку и приказу «Об учебной нагрузке на 2013-2014 учебный год» от 2.09.2013г. № 188 с 1.09.2013г. учителю физики С.А.П. в учебную нагрузку включено проведение уроков химии в 9 классе в объеме 2 часа; учителю русского языка и литературы Н.В.Н.- проведение уроков истории в 7 классе в объеме 2 часа; учителю А.Е.А.- проведение уроков географии в 5-9 классах в объеме 9 часов; учителю Щ.О.Е.- проведение уроков трудового обучения для обучающихся с ОВЗ /8 класс/ в объеме 3 часа; учителю музыки Б.Л.Б.- проведение уроков истории в 6 классе в объеме 2 часов, уроков обществознания в 5-8 классах в объеме 4 часа; учителю физической культуры М.Н.В.- проведение уроков физической культуры в 5-11 классах в объеме 21 час, уроков биологии в 6,8 классах в объеме 4 часа в отсутствие документов, подтверждающих соответствие выше перечисленных педагогических работников квалификационным требованиям, указанным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н /ред. от 31.05.2011г./, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», что противоречит требованиям п.1 ст. 46 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
МОУ Канадейской СОШ нарушаются лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, установленные пп.»д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации.
В судебном заседании законный представитель юридического лица –директор МОУ Канадейской ООШ ФИО1 факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении не оспорила, в суде пояснила, что приведенные в протоколе нарушения она, как директор школы, вынуждена была допустить по причине отсутствия учителей по ряду предметов. Вместе с тем те учителя, что указаны в протоколе, качественно преподают предметы, не смотря на отсутствие необходимой квалификации для этого. Пояснила и то, что в декабре 2013г. все педагоги прошли аттестацию и согласно решению аттестационной комиссии соответствуют должности учителя. Кроме того, на 2013-2014г. учебный год запланировано обучение всех учителей, что указаны в протоколе, на курсах повышения квалификации по тем программах, по которым они ведут дополнительные часы, не имея соответствующей квалификации. Не считает грубыми те нарушения, что приведены в протоколе об административном правонарушении, просит учесть суд вынужденность ситуации, в которой оказалась школа в результате кадрового дефицита педагогов.
Изучив материалы дела, выслушав законного представителя, судья приходит к следующему.
Частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения /лицензии/, если такое разрешение /лицензия/ обязательно.
В соответствии с п.40 ч.1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно подп.д п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, одним из лицензионных требований и условий осуществления образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиями ст. 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и /или/ образовательным стандартам.
В силу ст. 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Требования к квалификации учителя определены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационный характеристики должностей работников образования», согласно которому на должность учителя может быть принято лицо, имеющее высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование ли среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
При рассмотрении дела установлено, что МО Канадейская СОШ осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № 258231, выданной Отделом лицензирования и контроля качества образования Ульяновской области.
Как видно из материалов дела, МО Канадейская СОШ 30.10.2008г. заключила трудовой договор с С.А.П., принятым на работу по профессии «учитель» по квалификации «физик».
Согласно копии диплома, С.А.П. закончил Ульяновский государственный педагогический институт по специальности «физика».
Согласно копии свидетельства о повышении квалификации, С.А.П. повышал свою квалификацию по программе «физика».
30.10.2008г. был заключен трудовой договор с Н.В.Н., принятой на работу по профессии «учитель» по квалификации «русский язык, литература».
Согласно копии диплома, Г.В.Н. /добрачная фамилия Н.В.Н./ закончила Ульяновский государственный педагогический институт по специальности «русский язык и литература».
Согласно копии свидетельства о повышении квалификации, Н.В.Н. в 2008г. повышала свою квалификацию по программе «Русский язык и литература».
Согласно аттестационному листу от 2.12.2008г. Н.В.Н., как учителю русского языка и литературы, присвоена первая квалификационная категория сроком на 5 лет.
30.10.2008г. был заключен трудовой договор с Щ.О.Е., принятым на работу по профессии «учитель» по квалификации «физвоспитание».
Согласно копии диплома, Щ.О.Е.закончил Киргизский государственный институт физической культуры по специальности «физическая культура и спорт».
Согласно копии свидетельства о повышении квалификации от 20.10.2012г. Щ.О.Е. повышал свою квалификацию по программе «Безопасность жизнедеятельности».
30.10.2008г. был заключен трудовой договор с Б.Л.Б., принятой на работу без указания профессии и квалификации.
Согласно копии диплома Х.Л.В./ добрачная фамилия Б.Л.Б./ окончила Сызранское педагогическое училище по специальности «дошкольное воспитание»
Согласно аттестационному листу от 30.12.2010г.Б.Л.Б. соответствует занимаемой должности учителя музыки; присвоена вторая квалификационная категория.
Согласно удостоверению, Б.Л.Б. в 2013г. прошла обучение по модульным программам повышения квалификации для руководящих педагогических работников образовательных учреждений, обеспечивающих распространение организационно-правовых моделей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
1.09.2011 г. был заключен трудовой договор с М.Н.В., принятой на работу по профессии «учитель» по квалификации «физическая культура».
Согласно копии диплома, М.Н.В. окончила Сызранское педагогическое училище по специальности «дошкольное воспитание».
Согласно копии свидетельства о повышении квалификации М.Н.В.повышала свою квалификацию на курсах организаторов летнего отдыха.
Согласно приказу № от 3.09.2013г. М.Н.В.с 1.09.2013г. временно переданы уроки физической культуры в 5-11 классах.
30.10.2008г. был заключен трудовой договор с А.Е.А., принятой на работу по профессии «повар».
Из копии договора № от 10 сентября 2013г. следует, что государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский новый университет»зачислило А.Е.А. в качестве студента на обучение по заочной форме по специальности «Педагогическое образование, 050100.62»
Согласно копии свидетельства о повышении квалификации А.Е.А. повышала свою квалификацию в 2011г. по программе «Библиотековедение».
Согласно приказу № от 3.09.2013г. на А.Е.А. возложено проведение уроков географии в 2013-2014 учебном году.
Не смотря на отсутствие необходимой квалификации, приказом по МО Канадейской СОШ № от 2.09.2013г. «Об учебной нагрузке на 2013-2014 учебный год» учителю физики С.А.Л. в учебную нагрузку было включено проведение уроков химии в 9 классе в объеме 2-х часов; учителю русского языка литературы Н.В.Н.- проведение уроков истории в 7 классе в объеме 2-х часов; учителю А.Е.А., не имеющей никакой квалификации и соответствующего образования- проведение уроков географии в 5-9 классах в объеме 9 часов; учителю физвоспитания Щ.О.Е.- проведение уроков трудового обучения с ОВЗ /8 класс/ в объеме 3 часов; учителю музыки Б.Л.Б.- проведение уроков истории в 6 классе в объеме 2 часов, уроков обществознания в 5-8 классах в объеме 4 часов; учителю физической культуры М.Н.В.- проведение уроков физической культуры в 5-11 классах в объеме 21 часа, биологии в 6,8 классах в объеме 4 часов.
Причем следует отметить, что требования приведенных выше норм материального права распространяются на всех педагогических работников, независимо от времени заключения трудового договора.
Нарушение требования об образовательном цензе педагогических работников, в силу п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, является грубым нарушением лицензионных требований и условий и образует состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения объективно подтверждается совокупностью приведенных выше доказательств.
Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, судьей не установлено.
Оценивая доводы законного представителя юридического лица, суд отмечает следующее.
Действительно, п.9 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационный характеристики должностей работников образования», предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности в порядке исключения лиц, не имеющих специальной подготовки или сажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности но только по рекомендации аттестационной комиссии.
По данному конкретному делу такой рекомендации аттестационной комиссии на момент составления протокола об административном правонарушении не имелось.
Законным представителем юридического лица в судебное заседание представлены копии аттестационных листов на учителей Щ.О.Е., М.Н.В., А.Е.А., Б.Л.Б., Н.В.Н., С.А.Л. При этом суд отмечает, что аттестацию данные учителя прошли 12.12.2013г., то есть после составления протокола об административном правонарушении. Кроме того, решением аттестационной комиссии по каждому из указанных выше учителей, было принято решение о соответствии занимаемой должности учителя, причем без указания квалификации.
Высокое качество преподавания учителями, указанными в протоколе об административной ответственности, предметов, по которым у них не имеется соответствующей квалификации, как об этом заявила в судебном заседании законный представитель юридического лица, не влияет на обоснованность привлечения к административной ответственность по ст. 19.20 ч.3 КоАПРФ. Эти доводы законного представителя юридического лица основаны на неверном толковании закона. Лицо, не имеющее требуемого уровня образования, не может в полной мере обеспечить осуществление целей и задач образовательного учреждения.
Не усмотрел суд и каких-либо оснований считать совершенное юридическим лицо правонарушение малозначительным.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых правоотношений.
Поскольку совершенное юридическим лицом административное правонарушение затрагивает сферу образования детей, по своему характеру свидетельствует о существенном нарушении охраняемых правоотношений, в связи с чем имеет повышенную степень общественной опасности, доводы о малозначительности не состоятельны.
Такие обстоятельства, как недостаточное кадровое обеспечение школы учителями, последующая подача заявки на обучение на курсах повышения квалификации, являются, по мнению суда, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность юридического лица, но не обстоятельствами, влекущими за собой прекращение производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При назначении административного наказания, судья учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность судья, крое приведенных выше обстоятельств, учитывает совершение впервые юридическим лицом однородного административного правонарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.
Судья учитывает, что приостановление деятельности МОУ Канадейская СОШ может негативно сказаться на учебном процессе. В этой связи судья приходит к выводу, что административное наказание в виде приостановления деятельности является чрезмерно строгим наказанием и полагает, что справедливым и соразмерным совершенному правонарушению будет наказание в виде штрафа в минимальном его размере.
Руководствуясь ст.29.9-29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Муниципальное образовательное учреждение Канадейская средняя общеобразовательная школа виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей, который следует перечислить по следующим реквизитам: ИИНН 7325057605 КПП 732501001 УФК по <адрес> /Комитет по надзору и контролю в сфере образования <адрес>, л/с <***>/ р/с <***> ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес> ОКАТО 73401000000 КБК 077 1 16 07000 01 6000 140.
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней, исчисляя со дня вручения копии постановления, путем подачи жалобы через Николаевский районный суд Ульяновской области.
Судья С.В.Березенчук