ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-760/18 от 03.10.2018 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Адм. дело № 5-760/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

03 октября 2018 г. г. Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Сидорова И. Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

в отношении ООО «ПроектРеставрация», ИНН -----, ОГРН -----, юридический адрес: адрес,

установил:

28 августа 2018 года в Ленинский районный суд г. Чебоксары для рассмотрения поступил протокол и материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ООО «ПроектРеставрация».

Из поступившего административного материала следует, что проектная документация «Реставрация объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «------» разработана сотрудниками, не аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке. Разработав проектную документацию, обеспечивающую, в том числе, реставрацию объекта культурного наследия регионального значения, ООО «ПроектРеставрация» нарушило требования, установленные ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ). По данному факту в соответствии с требованиями ст. ст. 28.1, 28.2 КоАП РФ и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27.02.2013 № 202 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства культуры Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», должностным лицом Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу 23 августа 2018 года в отношении ООО «ПроектРеставрация» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель ООО «ПроектРеставрация», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом по месту регистрации и по электронному адресу, не явился, о причинах неявки не сообщил.

Представитель Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела без его участия.

Изучив имеющиеся в деле письменные доказательства, судья приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).

Согласно преамбуле данного Федерального закона в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Памятники истории и культуры относятся к объектам культурного наследия и подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации; объекты культурного наследия регионального значения, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования (статьи 3 и 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).

Федеральным законодателем памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями этого же закона (пункт 3 статьи 64 Федерального закона N 73-ФЗ).

Согласно статье 6 названного Федерального закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с данным Законом.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия установлен статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ.

Согласно п. 1 данной статьи работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Как следует из положений п.5 данной правовой нормы лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

Пунктами 4.5 -4.6 ГОСТ Р 56200-2014 также предусмотрено, что физические и юридические лица, разработавшие проектную документацию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, осуществляют научное руководство и авторский надзор; научное руководство и авторский надзор на объекте культурного наследия осуществляются в течение всего срока выполнения работ по его сохранению.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (п.6 ст. 45).

В соответствии с названным Федеральным законом и Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" и пунктом 5.4.4 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590 приказом Приказ Минкультуры России от 06.05.2013 N 460 утвержден Административный регламент по предоставлению Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги "Лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

Согласно п. 7 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 7.13. КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Минкультуры России, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по охране объектов культурного наследия.

Как следует из материалов дела, старшим государственным инспектором Управления Минкультуры России по ПФО в рамках мониторинга средств массовой информации, сведения которых размещены в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по вопросу соблюдения требований действующего федерального законодательства об объектах культурного наследия, было установлено, что на официальном сайте Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики размещен акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации «Реставрация объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «------» (------

Указанный памятник истории и культуры поставлен на государственную охрану постановлением Совета Министров ЧАССР от 23.10.1990 года № 299 «О дополнении списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране». В соответствии с п. 3 ст. 64 Федерального Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ) данный объект отнесен к объектам культурного наследия регионального значения; зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под № -----.

Проектная документация по реставрации данного памятника разработана ООО «ПроектРеставрация» в соответствии с муниципальным контрактом № ----- от 04 сентября 2017, заключенным с Отделом культуры и социального развития администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. В состав авторского коллектива разработчиков проектной документации вошли: ФИО4 - директор (главный архитектор проекта); ФИО2 - главный инженер проекта; ФИО6 - инженер; ФИО8. – архитектор.

Как следует из условий данного контракта, его предметом является выполнение научно-проектной документации по реставрации названного объекта культурного наследия. Пунктами 6 - 7 Технического задания (приложения) к данному муниципальному контракту предусмотрено, что основной целью и задачей разработки проектной документации является реставрация названного памятника истории и культуры. В разделе 3 проектной документации содержатся архитектурные решения, технологические рекомендации по реставрационным работам, включающим в себя мероприятия по отделке объекта культурного наследия и реставрации фасадов, а также реставрации элементов декора и интерьеров здания, что также находит отражение в акте государственной историко-культурной экспертизы (стр. 15-16 Акта государственной историко-культурной экспертизы).

Реставрация памятника или ансамбля, как следует из положений ст. 43 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

В соответствии с абз. 3 п. 6 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Разработав проектную документацию, ООО «ПроектРеставрация», тем самым выполнило работы по реставрации данного памятника истории и культуры. Факт выполнения работ подтверждается актом о приемке выполненных работ от 04 апреля 2018 года ----- и платежным поручением от 25 апреля 2018 года № -----.

Между тем, специалисты ООО «ПроектРеставрация»: ФИО5 - директор (главный архитектор проекта); ФИО3 - главный инженер проекта; ФИО7 - инженер; ФИО9. – архитектор, входившие в состав авторского коллектива по разработке проектной документации «Реставрация объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «------», в Реестр аттестованных специалистов, размещенном на официальном сайте Минкультуры России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу:------, не включены.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о совершении ООО «ПроектРеставрация», административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ и вину ООО «ПроектРеставрация» в его совершении доказанной.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У юридического лица имелась возможность соблюдения установленных норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ООО «ПроектРеставрация» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не установлено.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, для достижения цели административного наказания, установленной статьей 3.1 КоАП РФ, прихожу к выводу о возможности назначения ООО «ПроектРеставрация» административного наказания в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Оснований для признания совершенного ООО «ПроектРеставрация» правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку допущенные нарушения нарушают установленный законом порядок в области охраны объектов культурного наследия и содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, с учетом всех обстоятельств дела, для достижения цели административного наказания, установленной статьей 3.1 КоАП РФ, судья считает необходимым назначить ООО «ПроектРеставрация» наказание в виде минимального размера штрафа.

Руководствуясь ст.ст. 29.1-29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать юридическое лицо ООО «ПроектРеставрация» (ИНН -----, ОГРН -----), расположенное по адресу: адрес, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: получатель УФК по Нижегородской области (Управление Минкультуры России по ПФО), ИНН 5260235194, КПП 526001001, лицевой счет 04321А66530, расчетный счет 40101810400000010002 Волго-Вятское главное управление Центрального Банка Российской Федерации г. Нижний Новгород, БИК 042202001, код дохода 054 1 16 900 10 01 6000 140, код ОКТМО 22701000.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.Н. Сидорова

Мотивированное постановление изготовлено 05 октября 2018 года.