ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-762(1 от 18.05.2021 Пугачевского районного суда (Саратовская область)

№ 5-762(1)/2021

64RS0028-01-2021-001055-41

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 мая 2021 г. г. Пугачев

Судья Пугачевского районного суда Саратовской области Шумейкин А.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никулиной Н.Н.,

с участием главы Старопорубежкого муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской ФИО1

помощника Пугачевского межрайонного прокурора Рудневой А.Ю. действующей по доверенности от имени Саратовской природоохранной прокуратуры

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации Старопорубежского муниципальног образования Пугачевского муниципального района Саратовской области,

установил:

заместителем Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Куркиным Ф.В. <Данные изъяты> вынесено постановление о возбуждении в отношении юридического лица - администрации Старопорубежкого муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области дела об административном правонарушении, по ст. 17.7 КоАП РФ.

В постановлении указывается, что <Данные изъяты> прокурором в адрес главы администрации Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области внесено представление № <Данные изъяты>. В соответствие с п. <Данные изъяты> резолютивной части представления содержалось требование о необходимости принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений законодательства причин и условий их способствующих; рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры.

В поступившем в прокуратуру ответе от <Данные изъяты> г. указывается о невыполнении законных требований прокурора, представление рассмотрено в отсутствие представителя природоохранной прокуратуры, что по мнению прокурора образует состав административного правонарушения по ст. 17. 7 КоАП РФ.

В судебном заседании глава Старопорубежкого муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской ФИО1 не признал вину в совершении административного правонарушения. Указал, что представление Саратовского межрайонного природоохранного прокурора № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> было рассмотрено своевременно ответ был направлен в месячный срок. В ответе, по просьбе сотрудника природоохранной прокуратуры было указано об участии в рассмотрении представления сотрудника природоохранной прокуратуры. На самом деле сотрудник прокуратуры в рассмотрении не участвовал. Указал, что отходы от зимней уборки улиц включены в категорию "коммунальные отходы", определение мест под складирование коммунальных отходов не относится к полномочиям администрации сельского поселения.

Помощник Пугачевского межрайонного прокурора Руднева А.Ю. считала доказанной вину юридического лица так как администрацией не приняты конкретные

меры по исполнению представления прокурора, акт прокурорского реагирования рассмотрен в отсутствие представителя прокуратуры.

Выслушав представителя лица привлекаемого к административной ответственности, прокурора, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

В соответствии с п. 1 ст. 21, п.3 ст. 22, п. 1 ст. 24 названного закона предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, закона вносит представление об устранении нарушений закона

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Законность и обоснованность представления прокурора, невыполнение требований которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в силу положений ст. 24.1 КоАП РФ так же подлежит проверке в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, лежит на прокуроре.

При рассмотрении дела установлено, что в адрес главы администрации Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области Саратовским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> с указанием о нарушении администрацией положений п. 19, ч.3.ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1,2,3 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст. 8 Правил благоустройства территории Старопорубежского муниципального образования. Указывалось, что на территории Старопорубежского муниципального образования снег, собранный с территории сельского поседения, который относится к коммунальным отходам, складируется на не обустроенной для размещения отходов площадке, места для складирования убранного с территории поселения снега, администрацией Старопорубежского муниципального образования, не определены. Указанное по мнению прокурора, явилось следствием ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами администрации и ведет к нарушению прав на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц

Предлагалось рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры и в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях; а также в установленный законом месячный срок сообщением в письменной форме о результатах рассмотрения представления (л.д.6-8).

В письме от <Данные изъяты><Данные изъяты> в адрес Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры, главой Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области ФИО1 сообщалось, что согласно приказу Росприроднадзора от <Данные изъяты><Данные изъяты> "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" отходы от зимней уборки улиц включены в категорию "коммунальные отходы, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению" (ФККО 7 31 210 00 00 0 – отходы от зимней уборки). Согласно п. 3 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" данное полномочие не относится к полномочиям администрации сельского поселения Указывалось, что представление рассмотрено с участием сотрудника Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры. (л.д. 9).

Ответ на представление от администрации получен прокурором 16.03.2021

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" отходы от зимней уборки улиц отнесены к твердым коммунальным отходам (код 7 30 000 00 00 0).

В силу с п. 18 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 1 Закона Саратовской области от 30.09.2014 N 108-ЗСО "О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области" к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Как указано в п. 2 ст. 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 3 ст. 8 указанного Федерального закона).

Статья 1 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 г. № 108-ЗСО "О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области" не возлагает на сельское поселение обязанность по определению мест накопления ТКО (размещения образуемого от уборки территорий снега), так как не конкретизирует полномочия сельского поселения в указанном вопросе и не определяет объем финансовых обязательств.

Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что обязанность по разработке и утверждению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реестра мест (площадок) накопления ТКО, нормативного правового акта устанавливающего формы письменных заявок на согласование создание мест (площадок) накопления ТКО иными лицами, нормативного правового акта о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО, административного регламента по рассмотрению заявок о согласовании создания мест (площадок) накопления ТКО, отнесено к полномочиям муниципальных районов.

Таким образом, отнесение прокурором к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами, полномочий по определению мест размещения образуемого от уборки территорий поселения снега, основаны на ошибочном толковании положений законодательства.

В силу требований ч. 1, 2 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что представление прокурора, внесенное в адрес главы администрации Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, не основано на действующем законодательстве, не может считаться законным и обоснованным.

Лицо, не выполнившее такое требование, не может считаться виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Сказанное служит основанием для вывода об отсутствии в деянии юридического лица состава вмененного административного правонарушения, по ст. 17.7 КоАП РФ и основанием в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, для прекращения производства по делу.

Кроме того, несогласие прокурора с содержанием ответа и действиями юридического лица по решению вопросов, в представлении, не может служить основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Данные обстоятельства также свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 17.7, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья