Дело № 5-763/2022
УИД 35RS0010-01-2022-001400-22
Протокол № от 18.01.2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Вологда | «09» марта 2022 года |
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Бондаренко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства городского округа города Вологды «Вологдагорводоканал», ОГРН <***>, адрес: <...>,
установил:
в отношении муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства городского округа города Вологды «Вологдагорводоканал» (далее - МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал») государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которому 09 ноября 2021 года, 02 декабря 2021 года выявлено, что МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал», осуществляющее сброс сточных вод в р. Вологда на основании решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о предоставлении водного объекта в пользование от 17 марта 2020 года №, осуществляет сброс сточных вод через выпуск № 2, расположенный вблизи дома № 15 по ул. Лаврова в г. Вологда, в р. Вологда с превышением установленных допустимых концентраций, что является нарушением части 4 статьи 35, частей 4, 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В судебном заседании защитники МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» по доверенности ФИО2, ФИО3 вину МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» в совершении административного правонарушения не признали, просили производство по делу прекратить ввиду отсутствия события и состава административного правонарушения по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на отсутствие нарушений при сбросе сточных вод в водный объект.
Заслушав защитников МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал», исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с положениями статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как следует из материалов дела, МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» осуществляет сброс поверхностных сточных вод в р. Вологду через выпуск № 2 на основании решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о предоставлении водного объекта в пользование от 17 марта 2020 года №.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 13 раздела 2.3 решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о предоставлении водного объекта в пользование от 17 марта 2020 года № установлено, что вода в р. Вологда в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать требованиям ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 года № 552.
Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6).
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Исходя из данных законоположений и вышеуказанного положения пункта 13 раздела 2.3 решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о предоставлении водного объекта в пользование от 17 марта 2020 года № правовое значение для целей применения положений части 1 статьи 8.14 КоАП РФ имеют не характеристики самих сточных вод, а их воздействие на водный объект.
Однако согласно заключению экспертной организации ЦЛАТИ по Вологодской области от 16 ноября 2021 года № 41 пробы воды, отобранной 09 ноября 2021 года в контрольном створе 500 м ниже выпуска № 2 МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал», оказались по своим характеристикам лучше проб воды, отобранных в тот же день в фоновом створе 100 м выше выпуска № 2 МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал»: превышение по фосфат-иону в фоновом створе в 3,91 раза, в контрольном створе — в 3,43 раза, превышение по аммонию в обоих створах — в 1,8 раза, - что не свидетельствует о негативном воздействии на водный объект сбрасываемых МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» сточных вод.
Из протокола взятия проб и образцов от 02 декабря 2021 года следует, что был осуществлен только отбор самих сточных вод, отборы проб в контрольном и фоновом створах не осуществлялись. Соответственно, результаты проведенного исследования отобранных проб и образцов не являются допустимым доказательством негативного воздействия сточных вод на водный объект, поскольку само воздействие сточных вод на водный объект не исследовалось.
Таким образом, достаточные доказательства негативного воздействия на водный объект сбрасываемых МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» в р. Вологда сточных вод отсутствуют.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, в отношении МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд Вологодской области в течение 10-и дней с момента его получения.
Судья Е.В. Бондаренко