УИД 11МS0048-01-2021-001485 - 60 Дело № 5-767/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Койгородок 09 декабря 2021 года
Судья Сысольского районного суда Республики Коми Константинова Н.В.,
с участием прокурора Койгородского района Республики Коми Шенцева Н.В.,
рассмотрев в с. Койгородок Койгородского района Республики Коми дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы МР «Койгородский, руководителя администрации МР «Койгородский» ФИО2, ранее не привлекавшийся к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.09.2021, вынесенному прокурором Койгородского района Республики Коми Шенцевым Н.В., должностное лицо - глава МР «Койгородский, руководитель администрации МР «Койгородский» ФИО2 умышленно не выполнила требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, а именно: не устранила выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, на которые было указановпредставлениипрокурораот 15.07.2021, а также не известила прокурора о дате и месте рассмотрения представления.
В судебном заседании прокурор Койгородского района Республики Коми полагал, что в действиях должностного лица ФИО2 содержится состав правонарушения, предусмотренногост.17.7КоАПРФ, поскольку представление прокурора от 15.07.2021 не выполнено, конкретные антитеррористические мероприятия не разработаны, Муниципальная программа по мероприятию «Профилактика терроризма и экстремизма» финансово не обеспечена; представление прокурора от 15.07.2021 было рассмотрено без участия прокурора, о времени и месте рассмотрения представления прокурор не был извещён.
Должностное лицо ФИО3 извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без своего участия. В письменном отзыве возражала против привлечения её к административной ответственности, указав, что на рассмотрении представления прокурора 16.09.2021 были ещё раз обсуждены вопросы по представлению прокуратуры от 15.07.2021, где администрацией повторно была разъяснена информация, изложенная в ответе прокуратуре от 13.08.2021 №02-48/2477. Других требований прокурора на рассмотрении 16.09.2021 администрацией не признано. В связи с этим, полагает, что вывод о признании нарушений и последующем исполнении администрацией требований прокурора является ошибочным.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, прокуратурой Койгородского района по результатам изучения Муниципальной программы «Безопасность жизнедеятельности населения МО МР «Койгородский», утвержденной постановлением администрации МР «Койгородский» от 30.12.2020 № 65/12 (далее - Муниципальная программа), на предмет соответствия законодательству в сфере противодействия терроризму и экстремистской деятельности в части закрепления мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений установлено, что одним из основных мероприятий в рамках задачи по профилактике терроризма и экстремизма является реализация мер по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизация их последствий (п.1.3.3). В качестве направления реализации данного мероприятия выступает профилактика по вопросам предупреждения терроризма и экстремизма, без указания конкретных мероприятий (способов) профилактики. При этом указанное мероприятие подпрограммы связывается с таким целевым показателем, как количество проведённых заседаний рабочей группы антитеррористической комиссии МО МР «Койгородский». Однако в рамках заседания рабочей группы профилактика терроризма или экстремизма возможна лишь в части выявления причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, но последующее устранение причин и условий не представляется возможным только в рамках заседаний рабочей группы. Исходя из пункта 21 Концепции противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 профилактика терроризма и экстремизма может быть осуществлена путём распространения информационных материалов, печатной продукции посредством размещения методических пособий, памяток по вопросам противодействия терроризму и экстремизму для граждан, руководителей мест с массовым пребыванием людей, а также организаций, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий. В соответствии с муниципальной программой одним из основных мероприятий в рамках задачи по профилактике терроризма и экстремизма включено повышение уровня антитеррористической защищенности муниципальных объектов жизнеобеспечения, объектов (мест) массового пребывания людей, культуры, физкультуры и спорта, образования, здравоохранения (п. 1.3.2). В качестве направления реализации мероприятия указано, в том числе, устройство парковочных мест возле учреждений с массовым пребыванием людей, что предполагает необходимость финансового обеспечения мероприятий. Между тем, ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы по мероприятию «Профилактика терроризма и экстремизма» на 2021 – 2025 годы не предусмотрено.
В связи с этим, прокурором Койгородского района Республики Коми в адрес главы МР «Койгородский»-руководителя АМР «Койгородский».ФИО2 внесено представление от 15.07.2021 № 13-02-2021 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности», которым потребовано: безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры Койгородского района; в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих; решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; о месте и времени рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокуратуру Койгородского района; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Койгородского района в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления.
Представление получено должностным лицом ФИО2 16.07.2021.
13.08.2021 администрацией МР «Койгородский» в адрес прокуратуры Койгородского района Республики Коми направлен ответ №02-57/2477, из которого следует, что представление «Об устранении нарушений в сфере противодействия терроризму и экстремистской деятельности» рассмотрено 10.08.2021 на заседании при главе МР «Койгородский» - руководителе администрации МР «Койгородский». При этом прокурору было указано следующее.
Мероприятия антитеррористической направленности реализуются в рамках подпрограммы «Обеспечение правопорядка и профилактики правонарушений» муниципальной программы «Безопасность жизнедеятельности населения МО МР «Койгородский», утвержденной постановлением администрации МР «Койгородский» от 30.12.2020 № 65/12, «Развитие образования на территории МО МР «Койгородский», утвержденной постановлением администрации МР «Койгородский» от 30.12.2020 № 59/12, «Развитие и сохранение культуры в МО МР «Койгородский», утвержденной постановлением администрации МР «Койгородский» от 30.12.2020 № 60/12.
Организуются и проводятся информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов на официальном сайте муниципального района «Койгородский», методических материалов, плакатов, памяток, видеоматериалов антитеррористической и антиэкстремистской направленности. Информационные материалы антитеррористической направленности публикуются на страницах местной газеты «Новая жизнь», на её сайте и в группах социальных сетей «ВКонтакте». В рамках реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма на территории Койгородского района ежегодно в сентябре месяце проводится комплекс мероприятий, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), в образовательных организациях проводятся классные часы с просмотром патриотических и антитеррористических роликов, уроки памяти «Мы помним тебя, Беслан», общешкольные линейки, выставки.
Администрация МР «Койгородский» участвует в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых территориальными федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти Республики Коми. Ежегодно проводятся командно-штабные тренировки по установлению уровней террористической опасности, объектовые тренировки.
Обеспечивается выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления. Общее количество объектов с массовым пребыванием людей - 39. Состояние антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей удовлетворительное.
Печатная продукция (плакаты, памятки, методические пособия по установлению уровней террористической опасности) ежегодно направляются аппаратом Антитеррористической комиссии Республики Коми в администрацию МР «Койгородский» и распределяются в учреждения культуры, спорта, образования, сельские поселения для размещения на стендах и местах массового пребывания людей.
Финансирование мероприятий «Профилактика терроризма и экстремизма» в муниципальной программе «Безопасность жизнедеятельности населения МО МР «Койгородский» в 2021 году не предусмотрено. Финансовые средства направлены на мероприятия по укреплению материально технической базы, созданию безопасных условий в организациях в сфере образования в рамках муниципальной программы «Развитие образования на территории МО МР «Койгородский» в размере 5,3 млн. рублей, из них на антитеррористическую защищенность объектов образования запланировано израсходовать 1,7 млн. рублей. Кроме того, в муниципальной программе «Развитие и сохранение культуры в МО МР «Койгородский» предусмотрены финансовые средства на антитеррористическую защищенность объектов культуры в размере 0,3 млн. рублей.
Начальнику отдела по делам ГОиЧС МР «Койгородский» ФИО1 указано на недопустимость нарушения требований федерального законодательства в сфере в сфере противодействия терроризму и экстремистской деятельности.
Исходя из того, что администрацией МР «Койгородский» конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, не приняты, изменения в Муниципальную программу «Безопасность жизнедеятельности населения МО МР «Койгородский» не внесены, прокурор не извещен о дате рассмотрения представления, прокурором Койгородского района Республики Коми вынесено постановление от 14.09.2021 о возбуждении в отношении должностного лица ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон «О прокуратуре РФ) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 и 39.2 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре РФ" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. При этом пунктом 3 статьи 7 названного Федерального закона предусмотрено, что прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона "О прокуратуре РФ" неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
В силу статьи 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», статьи 2 Федерального закона № 114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Статьей 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: 1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; 2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; 3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В силу статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Как следует из установленных по делу обстоятельств, Постановлением администрации МР «Койгородский» от 30.12.2020 № 65/12 утверждена Муниципальная программа «Безопасность жизнедеятельности населения МО МР «Койгородский». Между тем, из представленного администрацией МР «Койгородский» ответа от 13.08.2021 не следует, что требования представления прокурора от 15.07.2021 в части включения в мероприятия «Профилактика экстремизма и терроризма» Муниципальной программы «Безопасность жизнедеятельности населения МО МР «Койгородский» конкретных мер (способов) профилактики и предупреждения терроризма и экстремизма, а также в части финансового обеспечения выполнения этих мероприятий администрацией МР «Койгородский» не выполнены.
Доводы должностного лица о предоставлении информации о выполнении таких мероприятий в рамках реализации иных программ, в том числе организуемых органами исполнительной власти Республики Коми, не могут быть приняты во внимание, так как представление прокурора внесено именно в связи с несоответствием Муниципальной программы действующему законодательству по противодействую терроризму и экстремизму. Финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности объектов образования и культуры в рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования на территории МО МР «Койгородский» также не свидетельствует о надлежащем ресурсном обеспечении мероприятий «Профилактика терроризма и экстремизма» в рамках муниципальной программы «Безопасность и жизнедеятельность населения МО МР «Койгородский».
Кроме того, должностным лицом ФИО2 проигнорированы требования прокурора о рассмотрении представления от 15.07.2021 с участием представителя прокуратуры Койгородского района и заблаговременном уведомлении о месте и времени рассмотрения представления. Доказательств обратного суду не представлено. Повторное рассмотрение представления прокурора администрацией МР «Койгородский» 16.09.2021 с участием прокурора также не является подтверждением выполнения представления прокурора от 15.07.2021 надлежащим образом.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях должностного лица – главы администрации МР «Койгородский» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, выразившегося в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Однако частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, указанной нормой установлен специальный срок при привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения, санкция по которым предусматривает дисквалификацию и, соответственно, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО2 такой срок не истек.
При определении вида и размера наказания суд в порядке части 2 статьи 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Таких обстоятельств судом не установлено.
С учетом изложенного и находя вину должностного лица – главы МО МР «Койгородский, руководителя администрации МР «Койгородский» ФИО2 установленной, суд считает необходимым назначить ей наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10, 17.7 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо – главу МО МР «Койгородский», руководителя администрации МР «Койгородский» ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Штраф подлежит уплате путем перечисления по следующим реквизитам: УФК по Республике Коми (ГКУ РК «Центр ОДМЮ); ИНН <***>, КПП 110101001; р/счет: <***> в Отделение – НБ Республика Коми Банка России//УФК по Республике Коми г. Сыктывкар; БИК 018702501; к/с 40102810245370000074 (в назначении платежа следует указать: постановление прокуратуры Койгородского района №190 от 14.09.2021 либо постановление Сысольского районного суда Республики Коми от 09.12.2021 по делу №5-767/2021).
Разъяснить, в соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Неуплата штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья- Н.В. Константинова