ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-768/19 от 28.11.2019 Кяхтинского районного суда (Республика Бурятия)

5-768/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 ноября 2019 года г. Кяхта

Судья Кяхтинского районного суда Республики Бурятия Жарникова О.В., при секретаре Сониевой И.Б., с участием главного специалиста отдела государственного надзора Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия ФИО1, представителя юридического лица ОМВД РФ по Кяхтинскому району ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кяхтинскому району по ч.18 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела государственного надзора Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия ФИО1 в отношении юридического лица ОМВД РФ по Кяхтинскому району составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из протокола по делу об административном правонарушении, объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом середины ХIХ века, бывшая городская богадельня (каменный дом)» принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 26.05.1983 № 134 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и использования памятников истории и культуры в Бурятской АССР».

Пользователем указанного объекта культурного наследия является Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кяхтинскому району на праве оперативного управления, о чем внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ

Ранее, по результатам плановой документарной и выездной проверки в отношении юридического лица, проведенной специалистами Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы РБ и Правительства РБ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в связи с чем было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, в котором установлены следующие сроки: 1) в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо установить информационную надпись на объект культурного наследия «Жилой дом середины ХIХ века, бывшая городская богадельня (каменный дом)»; 2) в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в государственный орган охраны объектов культурного наследия проектно-сметную документацию на проведение работ по сохранению; 3) в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить план график работ по сохранению объекта культурного наследия.

На основании распоряжения Администрации Главы РБ и Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ за в отношении юридического лица проведена внеплановая документарная выездная проверка, по результатам которой выявлены нарушения обязательных требований действующего законодательства и установлено, что Отделом МВД России по Кяхтинскому району требования ранее выданного предписания от 21.06.2017 года не исполнены в полном объеме, выдано новое предписания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому: 1) в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо установить информационную надпись на объект культурного наследия «Жилой дом середины ХIХ века, бывшая городская богадельня (каменный дом)»; 2) в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в государственный орган охраны объектов культурного наследия проектно-сметную документацию на проведение работ по сохранению; 3) в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить план график работ по сохранению объекта культурного наследия.

Между тем, в установленные сроки, пункты 1 и 2 предписания за от ДД.ММ.ГГГГ Отделом МВД РФ по Кяхтинскому району не исполнены, в связи с чем, в действиях юридического лица усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Главный специалист отдела государственного надзора Комитета государственной охраны объектов культурного наследия ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в протоколе по делу об административном правонарушении, просила привлечь юридическое лицо Отдел МВД России по Кяхтинскому району к административной ответственности, поскольку своевременных и надлежащих мер по исполнению предписания не производится, в связи с чем сохраняются предпосылки для нарушений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия, находящегося в оперативном управлении юридического лица.

Представитель юридического лица Отдел МВД России по Кяхтинскому району ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании, не оспаривая наличия выявленных недостатков и факт несоблюдения требований по обеспечению сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия. Просил учесть, что юридическим лицом приняты все должные меры по выполнению требований законодательства. ОМВД по Кяхтинскому району является бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета. Денежные средства на устранение нарушений, указанных в предписании не выделяются в достаточном количестве. В тыл МВД по РБ направлен рапорт о принятии мер по устранению выявленных недостатков. В связи с дефицитом бюджета, исполнить предписания в полном объеме не представляется возможным в ДД.ММ.ГГГГ, требования предписания будут исполняться по мере финансирования. Просил признать правонарушение малозначительным, поскольку какой либо угрозы общественным или иным правоотношениям не наступило. Поскольку наложение административного штрафа в установленных административной санкцией пределах повлечет избыточное ограничение прав юридического лица, просил назначить административный штраф ниже низшего предела.

Выслушав главного специалиста отдела государственного надзора Комитета государственной охраны объектов культурного наследия, законного представителя юридического лица, исследовав материалы дела, суд квалифицирует действия юридического лица Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кяхтинскому району по ч.18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

При этом суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 18 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, и влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение).

Должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.

Таким образом, требования установленные настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия относятся к обязательным требованиям, а нарушения таковых являются основанием для выдачи предписания об их устранении.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проверки, проведенной специалистами Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия в рамках осуществления государственного надзора за состоянием объекта культурного наследия - «Жилой дом середины ХIХ века, бывшая городская богадельня (каменный дом)», расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения обязательных требований, предусмотренных в сфере охраны объектов культурного наследия. Указанное здание закреплено на праве оперативного управления за Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кяхтинскому району.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки вынесено предписание, согласно первому пункту которого, юридическому лицу, в оперативном управлении которого находится объект культурного наследия, необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить информационную надпись на объект культурного наследия «Жилой дом середины ХIХ века, бывшая городская богадельня (каменный дом)»; по пункту второму - в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в государственный орган охраны объектов культурного наследия проектно-сметную документацию на проведение работ по сохранению; по пункту третьему - в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить план график работ по сохранению объекта культурного наследия. В установленные сроки, пункты 1 и 2 предписания не выполнены юридическим лицом.

Предписание от ДД.ММ.ГГГГ, выданное юридическому лицу ОМВД России по Кяхтинскому району по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответствует требованиям Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Указанное предписание было вручено представителю юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.

По факту невыполнения предписания, в отношении юридического лица ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.

Так, предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт, порождающий правовые последствия, что предполагает в том числе исполнимость мер, определенных государственным органом в устранение нарушений.

В предписании от ДД.ММ.ГГГГ на юридическое лицо возложили обязанность по установлению информационной надписи на объект культурного наследия, что предусмотрено ст. 27 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также составление проектно-сметной документации на проведение работ по сохранению, что следует из требований положений ст. 40 названного Федерального закона.

Таким образом, юридическое лицо - Отдел МВД России по Кяхтинскому району, являясь в силу требований закона лицом, ответственным за сохранность объекта культурного значения, находящегося в его оперативном управлении, не соблюдает требования законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Факт совершения административного правонарушения нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и подтверждается собранными по делу доказательствами.

Оценив установленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Доказательства невозможности выполнения требований законодательства, регулирующие охрану объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации по объективно непредвиденным обстоятельствам при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от юридического лица, отсутствуют.

Кроме того, следует отметить, что недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязанностей по соблюдению требований по охране объектов культурного наследия.

При этом, суд считает, что совершенное правонарушение не содержит признаков малозначительности, поскольку в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в игнорировании юридическим лицом требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, и невыполнение данных требований может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску утраты памятника истории и культуры.

Таким образом, оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено.

Оснований для освобождения от административной ответственности не имеется. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, юридическим лицом не представлено.

Доказательств того, что совершение правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, либо непреодолимыми препятствиями, либо в состоянии крайней необходимости, также не имеется.

Санкция части 18 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Между тем, суд учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, продолжительность периода совершения действий, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исходя из несоответствия назначенного наказания принципу справедливости и соразмерности, адекватности применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, считает необходимым снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа до <данные изъяты>, ниже низшего предела, в соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П и от 14.02.2013 года № 4-П, поскольку наложение административного штрафа в установленных административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо –– Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кяхтинскому району виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> в доход государства.

Административный штраф подлежит зачислению: получатель – УФК по Республике Бурятия (Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия л/с <***>), ИНН <***>, КПП 032601001, л/с <***>, БИК 048142001, Отделение – НБ Республика Бурятия, р/с <***>, ОКТМО 81701000001, ОКОПФ 20904, ОГРН <***>, ОКВЭД 75.11.21. Код по сводному реестру 81200019, КБК дохода 82011690020020006140.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд.

Судья Жарникова О.В.