Дело № 5-769/21
УИД 29RS0008-01-2021-003525-95
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Судья Котласского городского суда Архангельской области Зобова Мария Сергеевна в помещении Котласского городского суда Архангельской области по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Мелентьева, дом № 27, фл. 3, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18», расположенного по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Маяковского, д. 31, поставленного на учёт 19 июля 1995 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН 2904002333, ОГРН 1022901023903,
у с т а н о в и л:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» виновно в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
01 июля 2021 года должностными лицами Министерства образования Архангельской области в ходе проверки обращений граждан установлено, что Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» (далее - МОУ «СОШ № 18», Учреждение), расположенное по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Маяковского, д. 31, осуществляя образовательную деятельность, нарушило лицензионные требования, предусмотренные подпунктом «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1490 (далее по тексту - Положение о лицензировании), поскольку с 03 сентября 2019 года привлекло для осуществления образовательной деятельности в качестве учителя технологии Ч., не обладающего соответствующей квалификацией, чем грубо нарушило лицензионные требования.
В судебном заседании законный представитель МОУ «СОШ № 18» Бреховских В.П. с протоколом об административном правонарушении не согласился, пояснив, что на 4 листе протокола совершение административного правонарушения инкриминируется совершенно иному юридическому лицу. 13 сентября 2021 года он звонил в Министерство образования Архангельской области и просил направить ему административный материал на ознакомление, но ему ответили, что ничего направлять не будут, тем самым было нарушено право Учреждения на защиту. Ч. действительно с 03 сентября 2019 года ведет в МОУ «СОШ № 18» уроки технологии, через месяц работы он прошел повышение квалификации по теме: Содержание и технология разработки рабочей программы предметной области «Технология», решением аттестационной комиссии МОУ «СОШ № 18» от 20 мая 2021 года установлено, что профессиональная подготовка и оценка профессиональных деловых качеств Ч. соответствуют требованиям квалификационной характеристики по занимаемой должности, на основании чего приказом № 157-л от 20 мая 2021 года установлено соответствие занимаемой должности учителю технологии Ч. 31 августа 2021 года Ч. получил диплом о профессиональной переподготовке по программе «Педагогика. Методика преподавания технологии в соответствии с ФГОС» с присвоением квалификации «Учитель». Силами Ч. в Учреждении был обустроен кабинет технологии, который является лучшим в городе Котласе.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав законного представителя Бреховских В.П., прихожу к следующим выводам.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии) возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нём срок.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту - Закон № 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Обязанность соблюдения образовательными организациями лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности предусмотрена частью 2 статьи 2 Закона № 99-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1490 утверждено Положение о лицензировании.
В силу пп. «г» пункта 7 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 года № 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих раздел «Квалификационные характеристики должностей образования» (зарег. в Минюсте России 06 октября 2010 года № 18638. Согласно данному квалификационному справочнику учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарег. в Минюсте России 06 декабря 2013 года № 30550). Согласно данному профессиональному стандарту учитель должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
В силу ч. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно п. 9 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «ж» пункта 7 и подпунктами «б», «д» и «е» пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц МОУ «СОШ № 18» является действующим юридическим лицом, поставлено на учёт в налоговом органе, основным видом деятельности юридического лица является деятельность по образованию среднему общему.
Как следует из содержания п. 2.2 Устава МОУ «СОШ № 18», целью деятельности учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
МОУ «СОШ № 18» имеет лицензию № 5988 от 16 октября 2015 года на осуществление образовательной деятельности по указанным в приложении образовательным программам. Согласно приложению № 1 к данной лицензии, местом осуществления образовательной деятельности МОУ «СОШ № 18» являются адреса: Архангельская область, г. Котлас, ул. Маяковского, 31 и г. Котлас, ул. Ульяны Громовой, д. 3.
18 июня 2021 года в Министерство образования Архангельской области поступило обращение граждан о том, что в МОУ «СОШ № 18» работники осуществляют образовательную деятельность без соответствующего образования.
В ходе проверки поступившего обращения 01 июля 2021 года главным специалистом-экспертом отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования Управления развития системы образования, отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования Министерства образования Архангельской области Журавлевой Н.Л. установлено, что педагог МОУ «СОШ № 18» Ч., окончивший ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» по направлению подготовки «Технология транспортных процессов» и имеющий высшее образование, не имеет дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика».
Данные обстоятельства подтверждаются информацией МОУ «СОШ № 18», согласно которой Ч. проводит в МОУ «СОШ № 18» уроки технологии (в 2019-2020 учебном году нагрузка составила 9 часов в неделю, в 2020-2021 учебном году нагрузка составила 8 часов в неделю), преподавательскую деятельность осуществляет на основании приказа о приеме на работу по совместительству учителем технологии с 03 сентября 2019 года, прошел курсы повышения квалификации в ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования» с 30 сентября 2019 года по 03 октября 2019 года по теме «Содержание и технология разработки рабочей программы предметной области «Технология» в объеме 32 часа (л.д. 21).
Протокол об административном правонарушении в отношении Учреждения составлен правильно в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
Законный представитель Бреховских В.П. в судебном заседании подтвердил, что получил извещение о времени и месте составления протокола, однако на составление протокола принял решение не ехать, о чем 07 сентября 2021 года сообщил должностному лицу по телефону.
Указание в тексте протокола об административном правонарушении (на 4 листе) на наименование привлекаемого к административной ответственности лица «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город «Архангельск» «Средняя школа № 49 имени В.Ф. Чуданова» с учетом содержания протокола в полном объеме, а также сведений об Учреждении в установочной части протокола (сведения о юридическом адресе, ИНН, законном представителе), судья расценивает как явную техническую описку, наличие которой не ставит под сомнение допустимость данного доказательства и достоверность зафиксированных в нем данных.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что МОУ «СОШ № 18» при осуществлении образовательной деятельности нарушило лицензионные требования, предусмотренные пп. «г» п. 7 Положения о лицензировании, что подтверждается: служебной запиской главного специалиста-эксперта отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования Журавлевой Н.Л.; информацией МОУ «СОШ № 18» от 01 июня 2021 года; копией приказа №-я от __.__.__ о приеме Ч. на работу по совместительству на должность учителя технологии; копией диплома Ч.№; протоколом об административном правонарушении № 8 от 09 сентября 2021 года; выпиской из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности; Уставом МОУ «СОШ № 18», выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Учреждения.
При таких обстоятельствах действия МОУ «СОШ № 18» подлежат квалификации по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), и такое специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведённых норм, отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил, либо необходимостью принятия мер, от юридического лица независящих.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований лицензионного законодательства, а также свидетельствующих о том, что МОУ «СОШ № 18» приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется.
Довод законного представителя Бреховских В.П. о том, что Ч. прошел профессиональную переподготовку в период с 30 июля по 30 августа 2021 года по программе «Педагогика. Методика преподавания технологии в соответствии с ФГОС» об отсутствии в действиях Учреждения состава административного правонарушения не свидетельствует, поскольку переподготовку Ч. прошел уже после проведения проверки.
Доводы законного представителя Бреховских В.П. о допущенных в ходе производства по делу процессуальных нарушениях подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о том, что законный представитель Бреховских В.П. в установленном законом порядке в ходе производства по делу заявлял должностному лицу какие-либо ходатайства, в том числе и о направлении копии административного материала для ознакомления.
Доказательства того, что законный представитель Учреждения был каким-либо образом ограничен в праве на ознакомление с административным материалом, в материалы дела не представлены.
В связи с вышеизложенным оснований полагать, что право Учреждения на защиту было нарушено, не имеется.
При назначении административного наказания учитываются характер совершённого административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Учреждения, не установлено.
Санкция части 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает наказание виновному юридическому лицу в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер и обстоятельства совершённого Учреждением административного правонарушения, то обстоятельство, что в настоящее время Ч. прошел профессиональную переподготовку, принимая во внимание, что юридическое лицо является бюджетным, то есть финансируется за счет бюджета на основании заранее составленных заявок на расходование бюджетных средств, в целях назначения справедливого и соразмерного наказания и возможности его исполнения, считаю необходимым назначить Учреждению наказание в виде административного штрафа в низшем размере, чем установлено санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в ходе рассмотрения дела не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, составляет три месяца.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Допущенное Учреждением нарушение лицензионных требований, предусмотренных пп. «г» п. 7 Положения о лицензировании, является длящимся и выявлено по результатам проверки 01 июля 2021 года, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности в настоящее время не истек.
Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 75000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: РЕКВИЗИТЫ.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.
Неуплата административного штрафа в установленный законом срок, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.С. Зобова