ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-76/20 от 27.11.2020 Кизильского районного суда (Челябинская область)

№ 5-76/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

27 ноября 2020 года с. Кизильское

Судья Кизильского районного суда Челябинской области, расположенного по адресу <...>, ФИО4,

при секретаре Лазаревой А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.13 ч. 3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоСервис», расположенного по адресу 456419, <...>, кааб. 7, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата постановки юридического лица на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

установил:

Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТеплоЭнергоСервис» обвиняется в том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на участке строительства объекта капитального строительства «Подводящий газопровод высокого давления и ГРПБ к поселку Карабулак Кизильского муниципального района Челябинской области» <адрес> с юга на север по левую сторону от дороги в районе опоры линии ЛЭП при обнаружении ранее неизвестного объекта археологического наследия после изъятия поврежденных в результате работ костей человека, керамического сосуда и иных предметов археологии земляные работы продолжило, Государственный комитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области об обнаружении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия не уведомило, чем нарушило ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В судебном заседании представитель ООО «ТеплоЭнргоСервис» ФИО5 вину в совершении правонарушения не признал, факт повреждения ранее неизвестного объекта археологического наследия не отрицал, но пояснил, что работы производились на основании муниципального контракта, на момент проведения работ данный объект как объект культурного наследия не был известен, он был обнаружен только при проведении работ, после обнаружения останков человека работы на месте обнаружения были приостановлены, были вызваны сотрудники полиции и прокуратуры, а после того, как установили, что обнаруженные кости являются древними, археологи, которые в тот же день осмотрели захоронение и произвели его консервацию. На месте обнаружения захоронения работы больше не велись, работы выполнялись далее, поскольку газопровод – это линейный объект.

Заслушав пояснения представителя юридического лица ФИО5, исследовав материалы дела суд, приходит к выводу о том, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено назначение административного наказания за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи

В соответствии с частью 3 статьи 7.13 указанного Кодекса Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закона) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно статье 5 Закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным законом.

Статьей 16.1 названного закона определен порядок выявления объектов культурного наследия. Из пункта 1 данной статьи следует, что региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 указанного закона в Порядке проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень.

В силу пункта 5 статьи 16.1 Закона объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с данным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия определены пунктами 1 - 3 статьи 47.3 названного Закона.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела об административном правонарушении ООО «ТеплоЭнергоСервис» осуществляло строительно-монтажные работы по объекту капитального строительства «Подводящий газопровод высокого давления и ГРПБ к поселку Карабулак Кизильского муниципального района Челябинской области» от <адрес> до <адрес> на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Управлением по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района и ООО «ТеплоЭнергоСервис». Данный муниципальный контракт был заключен по результатам размещения госзаказа, до размещения которого была проведена экспертиза, давшая положительное заключение на производства данных работ.

В ходе проведения работ ДД.ММ.ГГГГ на участке местности в 4 км в северном направлении от <адрес> при прокладке газопровода водителем экскаватора ФИО1 были обнаружены костные останки, а так же осколки кувшина, о чем было сообщено сотрудникам полиции, прокуратуры, а так же археологам музея-заповедника «Аркаим», которые в тот же день ДД.ММ.ГГГГ обследовали указанный участок местности и произвели консервацию места находки.

Указанные обстоятельства подтверждаются служебной запиской заместителя директора по научной работе заповедника «Аркаим» ФИО2 В соответствии с указанной запиской на момент осмотра объекта работы на нем не велись, работы велись в 200 метрах от места находки.

Из данной служебной записки так же следует, что данный памятник, скорее всего, был одешифрован для археологической карты Кизильского района и отмечен на карте под в археологическом атласе Труды музея-заповедника «Аркаим» 2003 года выпуска.

Информация об открытии данного курганного могильника ФИО3 во второй половине 1990-х годов и описании его в Атласе археологических памятников Кизильского района 2003 года, но не обследованного на местности, содержится и в Отчете о результатах разведочных работ по трасе газопровода «Обручевка-Карабулак» в долине реки Ильяска в 2020 году.

Вместе с тем при наличии данной информации в Перечень выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность как выявленный объект культурного наследия данный могильник после его одешифровки включен не был, «Курганный могильник «Бутобай 3» был включен Перечень выявленных объектов культурного наследия Челябинской области только после его частичного повреждения в результате прокладки газопровода ДД.ММ.ГГГГ.

В этот же день ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом охраны объектов культурного наследия Челябинской области был произведен осмотр данного памятника.

Из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что охранное обязательство на объект отсутствует, его территория, зона и предмет охраны не утверждены, в едином государственном реестре объектов культурного наследия могильник не зарегистрирован.

Сам факт осмотра кургана ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области при обнаружении его ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что Комитет об обнаружении объекта, обладающего признаками культурного наследия, был уведомлен. Это же обстоятельство подтверждает и факт выдачи данным органом ДД.ММ.ГГГГ Управлению по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района Предписания о полном приостановлении работ на строительстве газопровода, которое ООО «ТеплоЭнергоСеривис» получило ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств того, что на момент осмотра курганного могильника ДД.ММ.ГГГГ на месте его обнаружения велись строительные работы, суду не представлено.

Из акта обследования данное обстоятельство не следует, приложенная к акту фототаблица свидетельствует об обратном: какой-либо техники, строителей на данном участке не имеется, траншея газопровода оставлена в разрытом состоянии и не рекультивирована. Отсутствует рекультивации траншеи на месте обнаружения объекта культурного наследия и на момент осмотра ее в августа 2020 года полевым отрядом археологической экспедиции, что подтверждается Отчетом о результатах разведочных работ по трасе газопровода «Обручевка-Карабулак» в долине реки Ильяска в 2020 году. Доказательств обратного суду не представлено.

Приведенные обстоятельства исключают возможность сделать однозначный вывод о наличии в действиях ООО «ТеплоЭнергоСервис» объективной стороны вменяемого ему состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности вины ООО «ТеплоЭнерноСервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ, суд

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.13 ч. 3 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоСервис» прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения – по основаниям п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Коллегию по административным делам Челябинского областного суда путем подачи жалобы через Кизильский районный суд Челябинской области

Судья