Дело № 5-770/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 07 сентября 2018 года
Судья Центрального районного суда г. Кемерово Родина Е.Б.,
с участием: директора Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Межотраслевой центр делового образования» С.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – начальника отдела лицензирования и лицензионного контроля Кузбассобрнадзора ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении:
Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Межотраслевой центр делового образования», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: ...,
УСТАНОВИЛ:
Со **.**.**** по **.**.**** Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области была проведена плановая выездная проверка в отношении Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Межотраслевой центр делового образования" по адресу: ..., <...>.
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Межотраслевой центр делового образования" является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности серии 42Л01 ### регистрационный ###, предоставленной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области **.**.****.
В ходе проведения плановой выездной проверки Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Межотраслевой центр делового образования" обнаружены нарушения обязательных требований, зафиксированные в акте проверки от **.**.****.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный специалист отдела лицензирования и лицензионного настаивал на привлечении юридического лица к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, не возражал против применения положений ст.ст. 4.1.1, 3.4 КоАП РФ и назначения наказания в виде предупреждения. Пояснил, что **.**.****, то есть спустя 5 дней после проведенной проверки от Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Межотраслевой центр делового образования" поступило уведомление о том, что все имеющиеся нарушения устранены. **.**.**** проведена внеплановая проверка, по результатам которой установлено устранение всех имевших место нарушений законодательства, ранее юридическое лицо не привлекалось к ответственности,
Директор Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Межотраслевой центр делового образования" просила заменить наказание в виде штрафа на наказание в виде предупреждения, пояснила, что допущенные правонарушения признает в полном объеме, все установленные в ходе проверки нарушения были устранены в кратчайшие сроки.
Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, подтверждается:
- приказом Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области от **.**.****### о проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Межотраслевой центр делового образования" (л.д. 9-11);
- актом проверки Кузбассобрнадзором юридического лица от **.**.****, согласно которому в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований закона (л.д. 12-16);
- сведениями о юридическом лице (л.д. 18-27);
- приказом о приеме работника на работу от **.**.****, в соответствии с которым С. принята на работу директором (л.д. 28),
- лицензией ### от **.**.**** на осуществление образовательной деятельности, предоставленной Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Межотраслевой центр делового образования" (л.д. 30);
- копией расписания занятий, штатным расписанием (л.д. 31-32, 43);
- копиями договоров о возмездном оказании услуг, актами сдачи-приемки выполненных работ (л.д. 33-42);
- программой переподготовки по курсу повышение квалификации «ценообразование и сметное нормирование в строительстве», копией учебного плана (л.д. 44-45).
- протоколом от **.**.**** об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями подпункта "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности", одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие разработанных и утверждённых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ.
В нарушение требований подпункта "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности", в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Межотраслевой центр делового образования" отсутствует разработанная и утверждённая данной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве".
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Письменная информация о том, что образовательная программа "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", соответствующая требованиям пункта 9 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", отсутствует, не разрабатывалась лицензиатом, была представлена при проведении проверки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности", к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионных требований, предусмотренных, в том числе и подпунктом "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности".
В соответствии с требованиями подпункта "д" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности", одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с кадровой документацией Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Межотраслевой центр делового образования" (штатным расписанием Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Межотраслевой центр делового образования", утверждённым директором С.**.**.****), в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Межотраслевой центр делового образования" предусмотрены следующие должности: "Директор", "Ведущий специалист", "Начальник учебного сектора".
Должностей педагогических работников, предусмотренных Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утверждённой Постановлением Правительством Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций", штатным расписанием Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Межотраслевой центр делового образования" не предусмотрено.
Фактически функции педагогических работников (функции по обучению) выполняют физические лииа (ЛИЦО_1, ЛИЦО_2, С., ЛИЦО_3, ЛИЦО_4ЛИЦО_4) на основании договоров гражданско-правового характера (договоров о возмездном оказании услуг).
Таким образом, лица, фактически выполняющие обязанности по обучению обучающихся (взаимоотношения с которыми регулируются, в том числе, и договорами гражданско-правового характера), но не состоящие в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не могут являться педагогическими работниками.
Привлечение к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников (преподавателей), на основании договоров гражданско-правового характера противоречит действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования.
Таким образом, в нарушение требований подпункта "д" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности", в штате Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Межотраслевой центр делового образования" (а также или на ином законном основании) отсутствуют педагогические работники, в том числе и соответствующие требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
На основании исследованных доказательств судьей установлено, что юридическое лицо Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Межотраслевой центр делового образования» осуществляет не связанную с извлечением прибыли деятельность, требующую специального разрешения (лицензии), с грубым нарушением требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 статьей 19.20 КоАП РФ.
Судья квалифицирует действия Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Межотраслевой центр делового образования» по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), когда специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Срок привлечения лица к административной ответственности не истек, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
При назначении административного наказания в соответствии с требованиями ч.3 ст.4.1 КоАП РФ судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судья учитывает признание вины, привлечение к административной ответственности впервые, отсутствие негативных последствий, добровольное устранение выявленных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья не усматривает.
В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Межотраслевой центр делового образования» впервые совершило административное правонарушение, которое не повлекло причинение имущественного ущерба, вреда жизни и здоровью людей, а также иным объектам, указанным в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, и не создавало угрозу причинения такого вреда, учитывая признание вины и добровольное устранение выявленных нарушений, судья считает возможным применить положения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ и заменить административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, на предупреждение.
На основании изложенного и ст.ст. 29.7-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Межотраслевой центр делового образования» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание, с применением ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Е.Б. Родина