Дело об административном
правонарушении № 5-774/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области 11 декабря 2017 года
резолютивная часть оглашена 07.12.2017 года
Судья Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области Орлова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Государственного профессионального образовательного учреждения "Полысаевский индустриальный техникум", являющегося некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности серии <номер> регистрационный <номер>, предоставленной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области <дата> место нахождения: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со ст.23.1 КРФобАП в Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КРФобАП, в отношении Государственного профессионального образовательного учреждения «Полысаевский индустриальный техникум».
Из материалов следует, что в период со <дата> по <дата> была проведена плановая выездная проверка в отношении ГПОУ «Полысаевский индустриальный техникум» по адресам: <адрес> в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения, а именно: Е., имеющая высшее образование по специальности "Технология продуктов общественного питания", дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) по образовательным программам: "Право: теория и методика преподавания в образовательной организации", "Преподаватель", замещает должность "Преподаватель" (дисциплины: "Стандартизация", "Основы бухгалтерского учёта", "Анализ финансово-хозяйственной деятельности", "Санитария", "Розничная торговля продовольственными товарами", "Маркетинг", "Финансы, налоги и налогообложение", "Продавец продовольственных товаров", "Логистика"), не имея высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" (специальность "Технология продуктов общественного питания" не относится к данному направлению подготовки) или в области, соответствующей преподаваемым предметам (дисциплины: "Стандартизация", "Основы бухгалтерского учёта", "Анализ финансово-хозяйственной деятельности", "Санитария", "Розничная торговля продовольственными товарами", "Маркетинг", "Финансы, налоги и налогообложение", "Продавец продовольственных товаров", "Логистика"), а также дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении (преподавание дисциплин: "Стандартизация", "Основы бухгалтерского учёта", "Анализ финансово-хозяйственной деятельности", "Санитария", "Розничная торговля продовольственными товарами". "Маркетинг", "Финансы, налоги и налогообложение", "Продавец продовольственных товаров", "Логистика"). Информация о рекомендации аттестационной комиссии о назначении ее на должность «Преподаватель» в порядке исключения, предусмотренной п. 9 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей образования" не представлена. При таких обстоятельствах исполнение Е. функции преподавателя вышеуказанных дисциплин является нарушением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренных п.п. "д" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности".
Кроме того, нарушения были выявлены и в отношении П., имеющего высшее образование по специальности "Природо-обустройство и водопользование" и замещающего должность "Преподаватель" (дисциплины: "Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин", "Техническая механика", "Метрология", "Структура транспортной системы", "Организация работы и управление подразделением организации"), не имеющего высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" (специальность "Природообустройство и водопользование" не относится к данному направлению подготовки) или в области, соответствующей преподаваемым предметам (дисциплины: "Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин", "Техническая механика", "Метрология", "Структура транспортной системы", "Организация работы и управление подразделением организации"), а также дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении (преподавание дисциплин: "Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин", "Техническая механика", "Метрология", "Структура транспортной системы", "Организация работы и управление подразделением организации"). В отношении него также не представлена рекомендация аттестационной комиссии о назначении его на соответствующую должность «Преподаватель» в порядке исключения. При таких обстоятельствах исполнение П. функции преподавателя вышеуказанных дисциплин является нарушением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренных п.п. "д" п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности".
В соответствии с п.п."а" п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности", к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионных требований, предусмотренных, в том числе и п.п. "д" п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности".
Поскольку ГПОУ «Полысаевский индустриальный техникум» является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности серии <номер> регистрационный номер <номер> предоставленной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области <дата> при этом выявлены вышеуказанные нарушения Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности", то в действиях ГПОУ «Полысаевский индустриальный техникум» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КРФобАП.
По результатам проверки консультантом отдела лицензирования и лицензионного контроля Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзора) О. был составлен протокол об административном правонарушении от <дата> и материал передан в суд.
В ходе рассмотрения судом дела об административном правонарушении главный специалист отдела лицензирования и лицензионного контроля Государственнойслужбы по надзору и контролю в сфере образования <адрес> (Кузбассобрнадзора) ФИО1 пояснил, что в ходе проверки ГПОУ «Полысаевский индустриальный техникум» были выявленные нарушения - привлечение учреждением к педагогической деятельности работников Е. и П. в нарушение требований действующего законодательства.
Директор ГПОУ «Полысаевский индустриальный техникум» ФИО2 в судебном заседании вину признала в полном объеме, не оспаривала выявленных нарушений, указала, что в настоящее время ведется активная работа по устранению выявленных нарушений. При назначении наказания просила учесть, что из общей массы обучающихся 520 человек, 80 детей – дети из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся на полном государственном обеспечении, из них 23 человека проживает в общежитии техникума, также в техникуме обучаются дети из неполных семей, детей из малообеспеченных семей, многодетных семей, из семей безработных, из семей, где родители инвалиды, и дети-инвалиды, т.е. те дети, многие из которых нуждаются в дополнительном внимании, и в постоянной экономической поддержке. Данное учреждение финансируется из областного бюджета, а каких-либо дополнительных средств на приобретение мебели, постельных принадлежностей, на учебные пособия из областного бюджета не выделяется. Для поддержания учебного заведения в рабочем состоянии они развивают внебюджетную деятельность, но этих средств не достаточно. Поэтому просит при назначении наказания учесть вышеизложенное и не наказывать очень строго.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в действиях ГПОУ «Полысаевский индустриальный техникум» имеет место правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КРФобАП, а именно осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением обязательных лицензионных требований - лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренных п.п. "д" п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности" ввиду привлечения учреждением к педагогической деятельности работников Е. и П., имеющихся соответствующей квалификации, и данный факт нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства дела согласно имеющимся доказательствам.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 г. N 594, Рособрнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.
В силу примечания к ст.19.20 КРФобАП понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Пунктом 18 ст.2 названного Закона установлено, что образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В соответствии с п. 40 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Общий порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966.
Согласно пп."д" п.6 вышеназванного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Нарушение данного требования отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований и условий (подп. "а" п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года N 966).
Частью 1 ст.46 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В соответствии с разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. N 761н (далее - Квалификационный справочник), установлены требования к квалификации работника по должности "преподаватель": высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
В то же время, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (пункт 9 раздела "Общие положения" Квалификационного справочника).
Согласно ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что по результатам проведенной проверки в отношении ГПОУ «Полысаевский индустриальный техникум», установлены вышеуказанные нарушения в сфере лицензирования общеобразовательной деятельности.
Вина ГПОУ «Полысаевский индустриальный техникум» подтверждается совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от <дата>; приказом Кузбассобрнадзора от <дата><номер> о проведении плановой выездной проверки, актом проверки от <дата>., имеющейся у ГПОУ «Полысаевский индустриальный техникум» лицензией <номер> от <дата>. с приложением к ней; выпиской из ЕГРЮЛ; выпиской из приказа от <дата> о назначении ФИО2 на должность директора образовательного учреждения; приказом от <дата> о педагогической нагрузке; дипломом <номер> выданным Кемеровским технологическим институтом пищевой промышленности <дата> на имя Е. с присуждением квалификации «Технология продуктов общественного питания»; дипломом о профессиональной переподготовке, выданным <дата> по программе «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации» на имя Е.; дипломом о профессиональной переподготовке, выданным <дата> по программе по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Преподаватель» Е.; трудовым договором <дата>., заключенным с ГОУ НПО Профессиональный лицей <номер> и Е., которым закреплены трудовые отношения, возникшие с <дата> в должности преподавателя и дополнительным соглашением к нему; дипломом <номер>, выданным ФГБОУВО "Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина" <дата>П. по специальности "Природообустройство и водопользование"; трудовым договором <номер> от <дата>, заключенным между ГПОУ «Полысаевский индустриальный техникум» и П. о принятии на работу в должности «преподаватель» и дополнительным соглашением к нему.
Совокупность собранных и исследованных доказательств является достаточной для разрешения данного дела, доказательства согласуются между собой, не содержат существенных противоречий, не оспариваются директором данного учебного заведения, поскольку соответствуют фактическим обстоятельствам совершенного правонарушения, в связи с чем, не вызывают у суда сомнений в их объективности, а потому суд признает их относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами.
Согласно части 2 статьи 2.1 КРФобАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КРФобАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, подтверждающие, что ГПОУ «Полысаевский индустриальный техникум» предприняло все зависящие от него необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для того, чтобы осуществлять образовательную деятельность в полном соответствии с законом, в деле отсутствуют.
Таким образом, суд считает достоверно установленным, что в действиях юридического лица ГПОУ «Полысаевский индустриальный техникум» имеет место грубое нарушение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КРФобАП.
Согласно частям 1 и 3 статьи 4.1 КРФобАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КРФобАП. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания ГПОУ «Полысаевский индустриальный техникум» суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, при этом учитывает, что данное административное правонарушение совершено в сфере образования, имеет определенную повышенную общественную опасность, вне зависимости от наличия или отсутствия вредных последствий для охраняемых законом интересов общества, личности и государства, а потому деяние не может быть признано малозначительным. Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КРФобАП признаков малозначительности совершенного административного правонарушения судом не установлены.
Суд учитывает, что представителем данного учреждения указано на неудовлетворительное имущественное и финансовое положение юридического лица.
Суд учитывает обстоятельства, смягчающие административную ответственность (признание вины) и отсутствие обстоятельства, отягчающего административную ответственность.
Суд учитывает альтернативность санкции ст.19.20 КРФобАП, при этом учитывает, что согласно ч.1 ст.3.12 КРФобАП предусмотрены случаи, когда может быть применено административное приостановление деятельности. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КРФобАП, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Суд не находит оснований для приостановления деятельности виновного юридического лица, поскольку это достаточно серьезная мера ответственности, повлечет остановку непрерывного образовательного процесса значительного количества учащихся, которые в целом будут лишены возможности получения знаний по иным дисциплинам, преподаватели по которым соответствуют требованиям закона.
В соответствии со ст.4.1 КРФобАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч.3.2).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч.3.3 ст.4.1 КРФобАП).
Суд считает возможным признать таким исключительным обстоятельством имущественно-финансовое положение ГПОУ «Полысаевский индустриальный техникум», финансирование которого преимущественно происходит за счет средств областного бюджета, который не выделяет дополнительных средств на студентов, которые нуждаются в дополнительном внимании и дополнительной финансовой поддержки (дети-сироты, дети из одиноких, малообеспеченных семей), несмотря на проводимую учреждением внебюджетную деятельность средств не хватает. При этом данное юридическое лицо выполняет ряд важнейших социальных задач по обеспечению социально-незащищённых слоев общества необходимым профессиональным образованием.
Суд, учитывая вышеуказанные обстоятельства и фактические обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающего обстоятельства, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, имущественно-финансовое положение данного юридического лица, принимая во внимание то, что назначенное наказание должно соответствовать требованиям соразмерности, справедливости, целям и охраняемым законным интересам, характеру совершенного деяния и принципу индивидуализации наказания, и находит возможным и целесообразным применить в отношении Государственного профессионального образовательного учреждения "Полысаевский индустриальный техникум" административное наказание в виде административного штрафа (с учетом положений ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1 КРФобАП) в размере 75000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11, 30.3 КРФобАП, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать виновным Государственное профессиональное образовательное учреждение "Полысаевский индустриальный техникум", <номер>, находящееся по адресу: <адрес> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Оплату штрафа следует производить в банках по следующим реквизитам:
Наименование получателя: УФК по Кемеровской области (Государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области л/с <***>)
ИНН <***> КПП 420501001
р/с <***>
в Отделении по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Кемерово)
БИК 043207001
ОКТМО (плательщика)
КБК 077 1 16 07000 01 6000 140
Наименование платежа – утрата штрафа.
Мотивированное постановление изготовлено 11.12.2017 года.
День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: подпись Н.В. Орлова
Подлинник документа находится в материале № 5-774/2017 Ленинск-Кузнецкого городского суда, г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.