ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-774/2022 от 02.06.2022 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

Уникальный идентификатор дела: 66RS0044-01-2022-002539-42

КОПИЯ

Дело № 5-774/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.

Мотивированное постановление составлено 02 июня 2022 года.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

02 июня 2022 года город Первоуральск Свердловской области

Судья Первоуральского городского суда Свердловской области Антропов Иван Валерьевич,

в соответствии со статьями 22.1, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Филиппова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

Филиппова Ильи Анатольевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>, индивидуального предпринимателя, ИНН , ОГРН , дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: 28 января 2015 года, наименование регистрирующего органа: Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, паспорт гражданина Российской Федерации, серия выдан <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ код подразделения

установил:

03 марта 2022 года в 10 часов 00 минут при проведении административного расследования ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда Шабановой С.С. на момент осмотра 04 февраля 2022 года помещений и вещей, принадлежащих индивидуальному предпринимателю Филиппову И.А. проинспектирована табачная продукция в ассортименте в павильоне «Лайм», ИП Филиппов И.А., по адресу: <адрес>, выявлено, что индивидуальный предприниматель Филиппов И.А. осуществлял продажу табачных изделий, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации без соответствующей маркировке и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а именно:

1. на потребительской упаковке сигарет отсутствует маркировка «Честный знак» по следующим наименованиям табачных изделий:

- сигареты Esse с фильтром, в количестве 13 пачек,

- сигареты Sobranie с фильтром в количестве 10 пачек,

- сигареты Captain Black в количестве 1 пачка;

2. маркированные средствами идентификации в системе «Честный знак» табачные изделия содержат недостоверные сведения о владельце продукции либо имеют статус «выбыл из оборота» по следующим наименованиям:

- сигареты Camel с фильтром, в количестве 9 пачек (МРЦ 193 р.) – последний покупатель ООО «Дельта», текущее состояние «в обороте»;

- сигареты Winston в ассортименте, в количестве 15 пачек (МРЦ 147 р.) – последний покупатель ООО «ГК «Эпилон», текущее состояние «в обороте»;

- сигареты Kiss в ассортименте в количестве 20 пачек (МРЦ 146 р.) – последний покупатель ООО «Мегаполис», текущее состояние «в обороте»;

- сигареты Хортиця в количестве 19 пачек (МРЦ 126 р.) – последний покупатель ООО «Мегаполис», текущее состояние «в обороте»;

- сигареты Fantom с фильтром в ассортименте в количестве 123 пачки (МРЦ 112 р.) – эмитирован/ввел в оборот ООО «ТК «Пэппэлл», текущее состояние «эмитирован, получен (нанесен)»;

- сигареты Camel с фильтром в количестве 77 пачек (МРЦ 125 р.) – последний покупатель ООО «Альфа-М», текущее состояние «выбыл из оборота 28.12.2021 года»;

- сигареты Business Class в количестве 10 пачек (МРЦ 110 р.) – последний покупатель ООО «Ритейл Торг», текущее состояние «в обороте»;

- сигареты Sobranie London золотые в количестве 30 пачек – эмитирован/ввел в оборот ООО «Петро» (ИНН 7834005168), текущее состояние «эмитирован, получен (нанесен)»;

- сигареты Chesterfield в количестве 30 пачек (МРЦ 119 р.) – последний покупатель ООО «ГК «Эпилон», текущее состояние «в обороте»;

- сигареты Gold Mount в количестве 66 пачек (МРЦ 110 р.) – последний покупатель ИП Пшуков Рустам Владимирович, текущее состояние «в обороте»;

- сигареты Philip Morris в количестве 30 пачек (МРЦ 129 р.) – последний покупатель ООО «ГК «Эпилон», текущее состояние «в обороте»;

- сигареты West в количестве 20 пачек (МРЦ 129 р.) – последний покупатель ООО «А-Старт», текущее состояние «в обороте»;

- сигареты Chapman в ассортименте в количестве 66 пачек (МРЦ 183 р.) – последний покупатель ООО «Интеграл», текущее состояние «в обороте»;

- сигареты Business Class в количестве 20 пачек (МРЦ 110 р.) – последний покупатель ООО «Ритейл Торг», текущее состояние «в обороте»;

- сигареты Next в количестве 30 пачек (МРЦ 129 р.) – последний покупатель ООО «ГК «Эпилон», текущее состояние «в обороте»;

- сигареты Jade в ассортименте в количестве 10 пачек (МРЦ 125 р.) – последний покупатель ООО «ГК «Эпилон», текущее состояние «в обороте»;

- сигареты Parker&Simpson Red в количестве 10 пачек (МРЦ 120 р.) – последний покупатель ООО «Дельта», текущее состояние «в обороте».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», пункта 2 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2463, пунктов 4, 52, 58 Правил маркировки табачной и никотинсодержащей продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной и никотинсодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № 224.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Филиппов И.А. вину в совершении административного правонарушения признал частично. Суду пояснил, что по поводу нарушения, выразившегося в отсутствии маркировки «Честный знак» на потребительской упаковке сигарет по 3 наименованиям табачных изделий, контрафактной продукцией он не торгует, приобретал табачные изделия на базе в г. Екатеринбурге у продавца, у которого такая маркировка также отсутствовала; по поводу нарушения, выразившегося в продаже сигарет с маркировкой при отсутствии владельца –продукция в таком виде получена от поставщика с базы, а по поводу продажи сигарет с маркировкой при выбытии владельца – данная продукция им была приобретена в личных целях, а не для продажи, при этом указанную продукцию он хранил в торговом павильоне, о причинах хранения в таком месте пояснить затрудняется. В настоящее время нарушения устранены, приобретая товар с нарушениями требований законодательства он какой-либо выгоды для себя не преследовал, изъятая табачная продукция находится у него в павильоне «Лайм», ИП Филиппов И.А., по адресу: <адрес>, на хранении до решения суда, согласно протоколу ареста от 04 февраля 2022 года.

Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Филиппова И.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что в действиях индивидуального предпринимателя Филиппова И.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.

Часть 1 статьи 495 Гражданского кодекса Российской Федерации налагает на продавца обязанность по предоставлению покупателю необходимой и достоверной информации о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующей установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

Как видно из материалов дела, при проведении административного расследования 03 марта 2022 года должностными лицами Роспотребнадзора выявлено нарушение индивидуальным предпринимателем Филипповым И.А. требований пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», пункта 2 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2463, пунктов 4, 52, 58 Правил маркировки табачной и никотинсодержащей продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной и никотинсодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № 224, выразившееся в продаже табачных изделий, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации без соответствующей маркировке и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а именно: при отсутствии на потребительской упаковке сигарет маркировки «Честный знак», при наличии на маркированных средствами идентификации в системе «Честный знак» табачных изделиях недостоверных сведений о владельце продукции либо имеющих статус «выбыл из оборота».

По данному факту составлен протокол об административном правонарушении, соответствующий требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства нарушения подтверждаются материалами дела, в частности, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, от 04 февраля 2022 года; письмом Уральской оперативной таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 27 января 2022 года № 10-17/00516 о возможных нарушениях индивидуальным предпринимателем Филипповым И.А. требований законодательства в части реализации табачной продукции с нарушением требований к маркировке, нанесения федеральных специальных марок и маркировки табачных изделий средствами идентификации; протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04 февраля 2022 года; протоколом ареста товаров от 04 февраля 2022 года; копией договора аренды от 11 декабря 2020 года № 6, фотоматериалами, копиями свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации и свидетельства о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в отношении Филиппова И.А.; сведениями об индивидуальном предпринимателе Филиппове И.А. из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

При этом отсутствуют основания не доверять представленным доказательствам, так как они последовательны, непротиворечивы и получены с соблюдением закона.

Вопреки доводам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Филиппова И.А., факт принятия мер по устранению нарушений на момент рассмотрения дела не освобождает его от административной ответственности, поскольку на момент административного расследования и осмотра нарушения имели место.

Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Филиппова И.А. о принятии необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства при осуществлении торговли табачными изделиями на материалах дела не основаны, так как опровергаются протоколом осмотра, в ходе которого должностными лицами Роспотребнадзора выявлены нарушения.

Вопреки доводам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Филиппова И.А. в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям возникает уже при наличии факта продажи товара и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, и не зависит от наличия или отсутствия вреда, оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, так как это противоречит задачам производства по делам об административных правонарушениях, сформулированным в статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основополагающей из которых является обеспечение исполнения вынесенного постановления. Выявленные нарушения обязательных требований законодательства влекут нарушение права потребителя при приобретении товара в отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре, обеспечивающую возможность его правильного выбора.

Оценив все доказательства в их совокупности в соответствии со статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях индивидуального предпринимателя Филиппова И.А., поскольку у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, реглам6ентирующего оборот товаров (табачных изделий), однако, данные требования им выполнены не были.

На основании части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Согласно материалам дела, Филиппов И.А. зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 28 января 2015 года.

Факт ненадлежащего исполнения обязательных требований законодательства в сфере осуществляемой индивидуальным предпринимателем Филипповым И.А. деятельности нахожу установленным в судебном заседании.

Материалами дела подтверждается, что индивидуальный предприниматель Филиппов И.А. имел возможность своевременно (до осмотра) провести мероприятия, направленные на соблюдение требований законодательства о защите прав потребителей в полном объеме. Вместе с тем, доказательства принятия таких действий до проведения административного расследования им не представлены, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, бездействие индивидуального предпринимателя Филиппова И.А. надлежит квалифицировать по части 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как оборот табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

При рассмотрении дела нарушений требований закона, влияющих на прекращение производства по делу об административном правонарушении, не установлено.

Положения частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном конкретном случае не применяются в связи с отсутствием совокупности оснований для их применения, поскольку совершенное правонарушение посягает на права потребителей на получение информации и на приобретение качественного товара, а также создает угрозу здоровья людей.

Вопреки доводам защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 данного Кодекса не усматривается, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса в части такого обстоятельства как отсутствие угрозы причинения вреда. Реализация табачных изделий без соответствующей маркировки, с учетом требований, предъявляемых к таким товарам, создает возникновение угрозы причинения вреда здоровью людей, поскольку не может считаться безопасной.

В силу статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

Частями 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении наказания, учитываю характер совершенного правонарушения, фактические обстоятельства дела, данные о личности Филиппова И.А., его семейное и имущественное положение, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учитываю частичное признание вины в совершении правонарушения; принятие мер, направленных на устранение выявленных нарушений, что установлено в судебном заседании. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в судебном заседании не установлено.

В силу части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

Из материалов дела следует, что изъятая у индивидуального предпринимателя Филиппова И.А. табачная продукция не имела маркировки «Честный знак» и содержала маркировку средствами идентификации в системе «Честный знак» с недостоверными сведениями о владельце продукции либо имела статус «выбыл из оборота», то есть находилась в незаконном обороте.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Союза, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия или никотинсодержащая продукция, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При таких данных вышеперечисленная табачная продукция, изъятая по настоящему делу, находящаяся в незаконном обороте, подлежит уничтожению в установленном порядке.

С учетом изложенного, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, а также защиты прав и интересов неограниченного круга лиц, полагаю необходимым назначить индивидуальному предпринимателю Филиппову И.А. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией данной статьи, без конфискации предметов административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

Филиппова Илью Анатольевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (Тридцать тысяч) рублей без конфискации предметов административного правонарушения.

Предметы административного правонарушения: сигареты Camel в количестве 9 пачек; сигареты Esse в количестве 13 пачек; сигареты Kiss в количестве 20 пачек; сигареты Winston в количестве 5 пачек; сигареты Fantom в количестве 123 пачки; сигареты Хортиця в количестве 19 пачек; сигареты Camel в количестве 77 пачек; сигареты Business Class в количестве 10 пачек; сигареты Sobranie в количестве 10 пачек; сигареты Sobranie золотые в количестве 30 пачек; сигареты Chesterfield в количестве 30 пачек; сигареты Winston в количестве 10 пачек; сигареты Gold Mount в количестве 66 пачек; сигареты Philip Morris в количестве 30 пачек; сигареты West в количестве 20 пачек; сигареты Chapman в количестве 66 пачек; сигареты Business Class в количестве 20 пачек; сигареты Next в количестве 30 пачек; сигареты Captain Black в количестве 1 пачка; сигареты Jade в количестве 10 пачек; сигареты Parker&Simpson Red в количестве 10 пачек, всего 609 пачек сигарет, указанные в протоколе ареста товаров от 04 февраля 2022 года, - уничтожить в установленном порядке.

Разъяснить Филиппову И.А., что на основании части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу через кредитную организацию по следующим реквизитам: получатель УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области), ИНН 6670083677, КПП 667001001, БИК банка получателя (БИК ТОФК) 016577551, ОКТМО 65753000, номер счета банка получателя средств (Единый казначейский счет): 40102810645370000054, номер счета получателя (номер казначейского счета): 03100643000000016200, наименование банка: Уральское ГУ Банка России // УФК по Свердловской области г. Екатеринбург, КБК 14111601331010000140, УИН 14102660016122000981, ЕИП 4662513971359.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет административную ответственность по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Постановление для принудительного исполнения будет направлено в службу судебных приставов.

Копию постановления по делу об административном правонарушении направить в Первоуральское районное отделение судебных приставов ГУФССП России по Свердловской области для исполнения наказания в части уничтожения предметов административного правонарушения, указанных в протоколе ареста товаров от 04 февраля 2022 года.

Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Первоуральский городской суд.

Судья: подпись. И.В. Антропов

Копия верна. Судья: И.В. Антропов