ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-777/2021 от 01.02.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-001502-98

Дело № 5-777/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

01 февраля 2021 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Паншин Д.А.

(адрес суда: <...>),

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО2, ..., о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

УМВД России по г. Сыктывкару в суд представлен административный материал о привлечении ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Согласно ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

При этом ч. 6 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные ч. 5 указанной статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из протокола об административном правонарушении СР №673788 от 31.01.2021 ФИО2 31.01.2021 в период времени с 13 часов 00 минут до 13 часов 30 минут являясь участником публичного мероприятия, проводимого в смешанной форме – митинг, шествие, не согласованного с администрацией МО ГО «Сыктывкар» в г. Сыктывкаре осуществлял движение по маршруту: Театральная площадь – улица Коммунистическая – ФИО6 площадь – улица Интернациональная до территории, прилегающей к дому 22 по улице Бабушкина в г.Сыктывкаре Республике Коми (здание администрации МО ГО «Сыктывкар»), при массовом присутствии людей, высказывал лозунги, выражал своё мнение по поводу актуальных проблем политического и социального характера, не выполнив законные требования сотрудников полиции о прекращении участия в проводимом, не согласованном публичном мероприятии. Тем самым нарушил п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании».

При составлении протокола об административном правонарушении ФИО2 с вмененным ему административным правонарушением не согласился.

В суде ФИО2 вину в совершении правонарушения не признал, пояснил, что не согласен с обстоятельствами, изложенными в протоколе об административном правонарушении, какого-либо правонарушения не совершал, общественный порядок не нарушал, использовал средства индивидуальной защиты. Своё задержание и доставление в отдел полиции считает незаконным, поскольку мирно выражал своё мнение по поводу ситуации в стране и по поводу задержания политика ФИО3 Каких-либо лозунгов им при этом не высказывалось. Также ФИО2 пояснил, что публичное мероприятие в виде шествия с его участием имело место по маршруту Театральная площадь – ул. Коммунистическая – ФИО6 площадь – Кировский парк. В шествии по ул. Интернациональной по направлению к зданию администрации МО ГО «Сыктывкар» он участия не принимал, был задержал сотрудниками полиции на территории Кировского парка. Сотрудники полиции требовали от них разойтись, однако, находившиеся перед задержанием с противоположной стороны другие сотрудники полиции ему в этом препятствовали.

Защитник ФИО2 – адвокат Коснырев В.В. – в суде полагал, что ФИО2 не виновен в совершении вменяемого ей правонарушения, поскольку пользовался своим конституционным правом мирно выражать своё мнение, при выражении своего мнению чьих-либо прав не нарушил, выражал своё мнение мирно, не допуская какой-либо угрозы для общественных отношений.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», как следует из преамбулы к нему, направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В силу п. 1 ст. 2 указанного Закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Пунктом 1 ч. 4 ст. 5 указанного Закона предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия – это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном указанным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (ст. 3 указанного Закона).Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 № 1618-О, от 24.10.2013 № 1619-О, Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

Как следует из письма администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.01.2021 №06/2-21 в адрес администрации МО ГО «Сыктывкар» поступили уведомления от гражданина ФИО4 о проведении 31.01.2021 с 12 часов 30 минут до 13 часов 00 минут шествия по маршруту г. Сыктывкар, проезжая часть улицы Коммунистической от Театральной площади до Стефановской площади и от гражданина ФИО5 о проведении пикетирования 31.01.2021 с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут на Стефановской площади г. Сыктывкара. Данные уведомления были рассмотрены администрацией МО ГО «Сыктывкар» в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере публичных мероприятий и согласованы не были. От иных лиц уведомлений о проведении 31.01.2021 публичных мероприятий в адрес администрации МО ГО «Сыктывкар» не поступало и согласовано не было.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 указанного Закона во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Из рапорта сотрудника полиции от 31.01.2021 следует, что ФИО2 31.01.2021 в период времени с 13 часов 00 минут до 13 часов 30 минут, находясь возле дома № 3 по ул. Коммунистической г. Сыктывкара, являясь участником публичного мероприятия, проводимого в форме митинга, в присутствии людей, с привлечением их внимания, скандировал лозунги политического характера, не выполнил неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии. После этого 31.01.2021 в 14 часов 30 минут ФИО2 был доставлен в УМВД России по г. Сыктывкару для составления протокола об административном правонарушении.

С учетом приведенных положений, действия ФИО2, свидетельствующие о том, что он как участник не согласованного с администрацией МО ГО «Сыктывкар» публичного мероприятия не выполнил требований сотрудников полиции прекратить противоправные действия, содержат состав вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом имеются основания для исключения из объективной части вменяемого ФИО2 правонарушения указания на то, что ФИО2 принимал участие в шествии по маршруту ФИО6 площадь – улица Интернациональная до территории, прилегающей к дому 22 по улице Бабушкина в г.Сыктывкаре Республике Коми (здание администрации МО ГО «Сыктывкар»). Данное обстоятельство какими-либо допустимыми доказательствами не подтверждено. Однако указанное обстоятельство не исключает наличия в действия ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Наличие в действиях ФИО2 состава указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, рапортом сотрудника полиции, объяснениями самого ФИО2, письмом администрации МО ГО «Сыктывкар», видеозаписью и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы ФИО2 о том, что данный митинг был мирным и какой-либо угрозы он не представлял, не свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.

В действиях ФИО2 имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 29.9 и 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу судом не установлено.

В силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении наказания, суд учитывает, что ФИО2 совершено нарушение общественного порядка, и находит необходимым подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12 000 (двенадцать тысяч) рублей.

Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

ФИО2 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде в виде административного штрафа в размере 12 000 (двенадцать тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Республике Коми (МВД по Республике Коми, л/с <***>) Отделение-НБ Республика Коми Банка России//УФК по Республике Коми г. Сыктывкар; ИНН <***>; КПП 110101001; р/с № <***>; КБК 18811601201019000140; БИК 018702501; ОКТМО 87701000; УИН 18880411210026737881. Назначение платежа: ФИО2 за протокол № 673788 от 31.01.2021, плательщик: ФИО2, адрес плательщика: ...

Разъяснить, что согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики ФИО1.

Судья Д.А. Паншин