Дело №5-77/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
02 июля 2018 года ст.Кагальницкая Ростовской области
Судья Зерноградского районного суда Ростовской области Поляков Николай Витальевич, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, замещающей должность заместителя Главы Администрации Зерноградского района Ростовской области - начальника финансово-экономического управления, гражданки РФ, проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО11, являясь должностным лицом, 31 декабря 2017 года по адресу: <адрес>, допустила нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов при следующих обстоятельствах.
Согласно пункту 1 приказа министерства финансов Ростовской области от 12.05.2016 № Зерноградский район в 2017 году являлся одним из муниципальных образований Ростовской области, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течении двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета.
В отношении Зерноградского района Ростовской области, в соответствии с пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также частью 3 статьи 8 Областного закона от 26.12.2016 №, в 2017 году был предусмотрен запрет на установление и исполнение расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Помимо этого, указанный запрет касался исполнения Зерноградским районом отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии со статьей 19, а также определенных статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 №, в части использования собственных финансовых средств. Исключение составляли вопросы, указанные в части 1 статьи 15.1 федерального закона от 06.10.2003 №ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также вопросы, связанные с участием Зерноградского района в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений в соответствии со статьей 19 указанного федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами). В целях реализации Областного закона Ростовской области от 26.12.2016 № «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в соответствии со статьей 8 Областного закона от 26.12.2016 № и постановлением Правительства Ростовской области от 07.06.2017 № между министерством финансов Ростовской области и Администрацией Зерноградского района было заключено соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов из областного бюджета бюджету Зерноградского района от № (далее - Соглашение от 07.06.2017 №).
Согласно пункту 1.1 раздела 1 Соглашения от 07.06.2017 № предметом соглашения являлось осуществление в году предоставления дотации мер по социально-экономическому развитию и финансовому оздоровлению Зерноградского района, являющегося получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, предусмотренных Областным законом об областном бюджете. Согласно пункту 2.1.1.3 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 Соглашения от 07.06.2017 № к обязанностям Получателя было отнесено утверждение и направление в Министерство до 1 июля года предоставления дотации плана по отмене с 1 января очередного финансового года установленных муниципальным образованием расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, областными законами к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районови обеспечение вступления в силу муниципальных правовых актов, направленных на реализацию указанного плана, до 31 декабря года предоставления дотации.
Согласно подпункту 2.1.2.2. подпункта 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 Соглашения от 07.06.2017 № к обязанностям Получателя было отнесено недопущение установления и исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, областными законами к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений (за исключением вопросов, указанных в части 1 статьи 14.1, части 1 статьи 15.1, части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, участия в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами).
Согласно подпункту 2.1.3 пункта 2.1 Соглашения от 07.06.2017 № к обязанностям Получателя было отнесено направление в Министерство отчета об исполнении обязательств, предусмотренных подпунктами 2.1.1 и 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 соглашения, до 15 января года, следующего за отчетным.
Согласно пункту 2.2 раздела 2 Соглашения от 07.06.2017 № к правам Получателя было отнесено обращение в Министерство с инициативой о внесении изменений в соглашение в случае невозможности выполнения обязательств, установленных пунктом 2.1 раздела 2 соглашения, вследствие обстоятельств, не зависящих от действий (бездействий) Получателя.
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Соглашения от 07.06.2017 № в случае невыполнения Получателем обязательств, предусмотренных пунктом 2.1. соглашения, объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджету муниципального образования на очередной финансовый год подлежит сокращению в размере 5 процентов.
Согласно пункту 3.1 Соглашения от 07.06.2017 № Получатель освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств по соглашению, когда их выполнение нарушено в случае если прекращены полномочия главы администрации муниципального образования, заключившего соглашение, и главой администрации муниципального образования или исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования назначено (избрано) другое лицо, а также в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, препятствующих выполнению Получателем своих обязательств по соглашению.
Согласно разделу 5 Соглашения от 07.06.2017 № соглашение действует с момента его подписания по 31 декабря 2017 года.
Согласно приложению 25 к Областному закону от 26.12.2016 № дотация бюджету Зерноградского района на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2017 году была предусмотрена в сумме 98 395 000,00 рублей.
В ходе проверки Контрольно-ревизионным управлением Администрации Ростовской области Администрации Зерноградского района установлено, что дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности Зерноградского района, предусмотренная Областным законом от 26.12.2016 №, была предоставлена в 2017 году Министерством Получателю в общей сумме 98 395 000,00 рублей, что подтверждается копиями заявок на оплату расходов от 20.04.2017 №, от 04 05.2017 №, от 02.06.2017 №, от 15.06.2017 №, от 05.07.2017 №, от 11.07.2017 №, от 02.08.2017 №, от 23.08.2017 №, от 06 09.2017 №, от 19.09.2017 №, от 04.10.2017 №, от 18.10.2017 №, от 03.11.2017 №, от 15.11.2017 №, от 06.12.2017 №, а также реестром ежедневных сводных ведомостей по кассовым поступлениям УФК по Ростовской области за 2017 год (форма по КФД 0531814).
Вместе с тем, Администрацией Зерноградского района в 2017 году были установлены и исполнены расходные обязательства по выплате денежных вознаграждений гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин Зерноградского района» и награжденным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом», которые не связаны с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Так, в ходе проверки установлено, что вопросы местного значения Зерноградского района определены в статье 3 Устава муниципального образования «Зерноградский район», принятого решением Собрания депутатов Зерноградского района от 31.05.2017 №. Согласно указанной статье оказание социальной помощи и мер социальной поддержки не относится к вопросам местного значения Зерноградского района.
Согласно абзацу второму пункта 10 статьи 5 Устава органы местного самоуправления Зерноградского района вправе устанавливать за счет средств бюджета Зерноградского района (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету Зерноградского района на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно абзацу третьему пункта 10 статьи 5 Устава финансирование полномочий, предусмотренное настоящим пунктом, не является обязанностью Зерноградского района, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Устава за большой вклад в экономическое, социальное и духовное развитие Зерноградского района членам местного сообщества, гражданам Российской Федерации или других государства, имеющим выдающиеся заслуги перед районом, присваивается почетное звание и вручается нагрудный знак «За заслуги перед Зерноградским районом».
Согласно пункту 3 статьи 8 Устава порядок присвоения почетного звания и награждения нагрудным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом» устанавливается решением Собрания депутатов Зерноградского района.
Согласно подпункту 5.1 пункта 5 решения Собрания депутатов Зерноградского района от 26.08.2009 № «О звании «Почетный гражданин Зерноградского района и нагрудном знаке «За заслуги перед Зерноградским районом» к обязанностям Администрации Зерноградского района было отнесено предусматривать в бюджете муниципального района на очередной финансовый год средства для выплаты денежных вознаграждений гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин Зерноградского района» и награжденным нагрудным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом».
Согласно пункту 2.15 Положения о порядке присвоения звания «Почетный гражданин Зерноградского района», утвержденного решением Собрания депутатов Зерноградского района от 26.08.2009 №, лицу, удостоенному почетного звания выплачивается единовременное денежное вознаграждение в размере 10 000,00 рублей без учета на доходы физических лиц. Размер денежного вознаграждения индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального района из расчета 9 награждаемых.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению материалов на присвоение звания «Почетный гражданин Зерноградского района и награждение нагрудным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом» от 17.01.2017, а также пункту 1 постановления Администрации Зерноградского района от 03.02.2017 № за большой личный вклад в социально-экономическое развитие Зерноградского района, высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд в 2017 году нагрудным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом» с выплатой денежного вознаграждения в размере 5 000,00 рублей были награждены 8 граждан Зерноградского района: ФИО10, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7.
Согласно пункту 2 постановления Администрации Зерноградского района выплата денежных средств должна была осуществляться Администрацией Зерноградского района за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального района на 2017 год.
Проверка показала, что вопросы, связанные с присвоением гражданам звания «Почетный гражданин Зерноградского района и награждением нагрудным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом», а также выплатой им денежного вознаграждения не отнесены к вопросам местного значения, определенным в статье 3 Устава.
Помимо этого, указанные вопросы не отнесены к вопросам местного значения муниципальных районов, на решение которых органы местного самоуправления имеют право в соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 №.
Кроме того, в отношении указанных вопросов федеральными законами не было предусмотрено участие Зерноградского района в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений в соответствии со статьей 19 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Таким образом, Администрацией Зерноградского района были установлены расходные обязательства по выплате денежных вознаграждений гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин Зерноградского района» и награжденным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом», которые не связаны с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно решению Собрания депутатов Зерноградского района от 28.12.2016 № «О бюджете Зерноградского района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» средства для выплаты гражданам Зерноградского района указанного денежного вознаграждения были предусмотрены в общей сумме 45 976,00 рублей с учетом на доходы физических лиц в сумме 5 976,00 рублей).
Общая сумма расходов на выплату гражданам Зерноградского района удостоенным звания «Почетный гражданин Зерноградского района» и награжденным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом» денежного вознаграждения согласно постановлению Администрации Зерноградского района от № за 2017 год составила 45 976,00 рублей, что подтверждается реестром заявок на оплату расходов, подписанным заведующим отделом учета, отчетности и планирования расходов - главным бухгалтером Администрации Зерноградского района ФИО8, а также платежной ведомостью № от 10.02.2017 на выдачу денежного вознаграждения, подписанной Главой Администрации Зерноградского района ФИО9.
В результате Администрацией Зерноградского района допущено нарушение требований, определенных пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 8 Областного закона от 26.12.2016 №, в части недопущения устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
В целях реализации обязательств, принятых согласно подпункту 2.1.1.3 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 Соглашения от 07.06.2017 №, распоряжением Администрации Зерноградского района от 26.06.2017 № утвержден План мероприятий по отмене с 1 января очередного финансового года расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, областными законами к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (далее - План мероприятий).
Согласно подпункту 2.2. указанного Плана мероприятий срок внесения на рассмотрение Администрации Зерноградского района нормативных правовых актов Зерноградского района, направленных на отмену с 1 января 2018 года расходных обязательств, подлежащих отмене, направленных на отмену указанных расходных обязательств был определен до 01.10.2017. Однако, нормативный правовой акт, направленный на отмену расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией российской Федерации, федеральными законами, областными законами к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов - решение Собрания депутатов Зерноградского района от 26.04.2018 года № «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Зерноградского района от 26.08.2009 № «О звании «Почетный гражданин Зерноградского района и нагрудном знаке «За заслуги перед Зерноградским районом» вступило в силу 26.04.2018.
Таким образом, Администрацией Зерноградского района в 2017 году не выполнены обязательства, принятые согласно подпункту 2.1.1.3 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 Соглашения от 07.06.2017 № в части обеспечения вступления в силу предоставления дотации муниципальных правовых актов, направленных на реализацию Плана мероприятий по отмене с 1 января 2018 года расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, областными законами к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
В ходе проверки установлено, что Администрацией Зерноградского района обращения с инициативой о внесении изменений в Соглашение от 07.06.2017 № в случае невозможности выполнения обязательств, установленных пунктом 2.1 раздела 2 соглашения, вследствие обстоятельств, не зависящих от действий (бездействий) Получателя, в адрес министерства финансов Ростовской области в проверяемом периоде не направлялись.
С учетом изложенного нарушение Администрацией Зерноградского района обязательств, определенных подпунктом 2.1.1.3 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 Соглашения от 07.06.2017 № а также требований, определенных пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 8 Областного закона от 26.12.2016 №, в части установления и исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления повлекло нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, определенное пунктом 1 статьи 136 и статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Выявленный факт свидетельствует о наличии в действиях должностного лица ФИО11, замещающей в период с 01.01.2017 по настоящее время должность заместителя главы Администрации Зерноградского района - начальника финансово- экономического управления нарушения обязательств, определенных подпунктом 2.1.1.3 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 Соглашения от 07.06.2017 №, а также требований, определенных пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 8 Областного закона от 26.12.2016 №, что повлекло нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, определенное пунктом 1 статьи 136 и статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской федерации.
В судебном заседании ФИО11 свою вину в совершении административного правонарушения признала в полном объёме, с учётом впервые совершённого административного правонарушения просила не назначать ей наказание в виде дисквалификации.
Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрено наступление административной ответственности за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской. Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации администрация как главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных названным Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, В соответствии со статьями 79, 79.1, 139 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, цели и условия предоставления, и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями поименованного Кодекса.
Согласно статье 306.8 Бюджетного Кодекса Российской Федерации Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Обстоятельства совершения ФИО11 административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, и её вина в совершении данного правонарушения подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении;
- актом по результатам камеральной проверки от 21.03.2018;
- соглашением о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов из областного бюджета бюджету Зерноградского района от № от 07.06.2017 и дополнительными соглашениями к нему;
- реестром заявок на оплату расходов от 20.04.2017 №, от 04 05.2017 №, от 02.06.2017 №, от 15.06.2017 №, от 05.07.2017 №, от 11.07.2017 №, от 02.08.2017 №, от 23.08.2017 №, от 06 09.2017 №, от 19.09.2017 №, от 04.10.2017 №, от 18.10.2017 №, от 03.11.2017 №, от 15.11.2017 №, от 06.12.2017 №;
- реестром ежедневных сводных ведомостей по кассовым поступлениям УФК по Ростовской области за 2017 год (форма №);
- платежной ведомостью № от 10.02.2017 на выплату денежного вознаграждения ФИО10, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7;
- Положением о порядке присвоения званий «Почетный гражданин Зерноградского района»;
- распоряжением Главы Администрации Зерноградского района Ростовской области от 15.03.2017 № «О распределении обязанностей между Главой Администрации Зерноградского района Ростовской области и заместителями Главы Администрации Зерноградского района Ростовской области»;
- Постановлением Главы Администрации Зерноградского района Ростовской области от 03.02.2017 № «О награждении граждан Зерноградского района нагрудным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом».
Факт совершения должностным лицом – ФИО11 административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Оценив все обстоятельства дела, считаю, что в действиях должностного лица – ФИО11 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, по признакам – нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
При назначении административного наказания учитываю характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности правонарушителя.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по делу не имеется.
Учитывая все обстоятельства дела, совершение правонарушения впервые, судья не усматривает оснований для назначения ФИО11 административного наказания в виде дисквалификации. В целях предупреждения совершения новых правонарушений как самой ФИО11, так и другими лицами, судья считает необходимым назначить ФИО11 административное наказание в виде административного штрафа.
Руководствуясь ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, ст.29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ФИО11 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, по данной статье закона назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Административный штраф подлежит зачислению на счёт получателя платежа УФК по Ростовской области (Министерство финансов Ростовской области), <данные изъяты>.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение 10 суток со дня со дня вручения или получения копии данного постановления.
Судья Поляков Н.В.