ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-77/2018 от 02.07.2018 Зерноградского районного суда (Ростовская область)

Дело №5-77/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 июля 2018 года ст.Кагальницкая Ростовской области

Судья Зерноградского районного суда Ростовской области Поляков Николай Витальевич, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении Трембич О. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, замещающей должность заместителя Главы Администрации Зерноградского района Ростовской области - начальника финансово-экономического управления, гражданки РФ, проживающей по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Трембич О.В., являясь должностным лицом, 31 декабря 2017 года по адресу: <адрес>, допустила нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов при следующих обстоятельствах.

Согласно пункту 1 приказа министерства финансов Ростовской области от 12.05.2016 Зерноградский район в 2017 году являлся одним из муниципальных образований Ростовской области, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течении двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета.

В отношении Зерноградского района Ростовской области, в соответствии с пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также частью 3 статьи 8 Областного закона от 26.12.2016 , в 2017 году был предусмотрен запрет на установление и исполнение расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Помимо этого, указанный запрет касался исполнения Зерноградским районом отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии со статьей 19, а также определенных статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 , в части использования собственных финансовых средств. Исключение составляли вопросы, указанные в части 1 статьи 15.1 федерального закона от 06.10.2003 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также вопросы, связанные с участием Зерноградского района в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений в соответствии со статьей 19 указанного федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами). В целях реализации Областного закона Ростовской области от 26.12.2016 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в соответствии со статьей 8 Областного закона от 26.12.2016 и постановлением Правительства Ростовской области от 07.06.2017 между министерством финансов Ростовской области и Администрацией Зерноградского района было заключено соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов из областного бюджета бюджету Зерноградского района от (далее - Соглашение от 07.06.2017 ).

Согласно пункту 1.1 раздела 1 Соглашения от 07.06.2017 предметом соглашения являлось осуществление в году предоставления дотации мер по социально-экономическому развитию и финансовому оздоровлению Зерноградского района, являющегося получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, предусмотренных Областным законом об областном бюджете. Согласно пункту 2.1.1.3 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 Соглашения от 07.06.2017 к обязанностям Получателя было отнесено утверждение и направление в Министерство до 1 июля года предоставления дотации плана по отмене с 1 января очередного финансового года установленных муниципальным образованием расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, областными законами к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районови обеспечение вступления в силу муниципальных правовых актов, направленных на реализацию указанного плана, до 31 декабря года предоставления дотации.

Согласно подпункту 2.1.2.2. подпункта 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 Соглашения от 07.06.2017 к обязанностям Получателя было отнесено недопущение установления и исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, областными законами к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений (за исключением вопросов, указанных в части 1 статьи 14.1, части 1 статьи 15.1, части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, участия в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами).

Согласно подпункту 2.1.3 пункта 2.1 Соглашения от 07.06.2017 к обязанностям Получателя было отнесено направление в Министерство отчета об исполнении обязательств, предусмотренных подпунктами 2.1.1 и 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 соглашения, до 15 января года, следующего за отчетным.

Согласно пункту 2.2 раздела 2 Соглашения от 07.06.2017 к правам Получателя было отнесено обращение в Министерство с инициативой о внесении изменений в соглашение в случае невозможности выполнения обязательств, установленных пунктом 2.1 раздела 2 соглашения, вследствие обстоятельств, не зависящих от действий (бездействий) Получателя.

Согласно пункту 3.1 раздела 3 Соглашения от 07.06.2017 в случае невыполнения Получателем обязательств, предусмотренных пунктом 2.1. соглашения, объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджету муниципального образования на очередной финансовый год подлежит сокращению в размере 5 процентов.

Согласно пункту 3.1 Соглашения от 07.06.2017 Получатель освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств по соглашению, когда их выполнение нарушено в случае если прекращены полномочия главы администрации муниципального образования, заключившего соглашение, и главой администрации муниципального образования или исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования назначено (избрано) другое лицо, а также в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, препятствующих выполнению Получателем своих обязательств по соглашению.

Согласно разделу 5 Соглашения от 07.06.2017 соглашение действует с момента его подписания по 31 декабря 2017 года.

Согласно приложению 25 к Областному закону от 26.12.2016 дотация бюджету Зерноградского района на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2017 году была предусмотрена в сумме 98 395 000,00 рублей.

В ходе проверки Контрольно-ревизионным управлением Администрации Ростовской области Администрации Зерноградского района установлено, что дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности Зерноградского района, предусмотренная Областным законом от 26.12.2016 , была предоставлена в 2017 году Министерством Получателю в общей сумме 98 395 000,00 рублей, что подтверждается копиями заявок на оплату расходов от 20.04.2017 , от 04 05.2017 , от 02.06.2017 , от 15.06.2017 , от 05.07.2017 , от 11.07.2017 , от 02.08.2017 , от 23.08.2017 , от 06 09.2017 , от 19.09.2017 , от 04.10.2017 , от 18.10.2017 , от 03.11.2017 , от 15.11.2017 , от 06.12.2017 , а также реестром ежедневных сводных ведомостей по кассовым поступлениям УФК по Ростовской области за 2017 год (форма по КФД 0531814).

Вместе с тем, Администрацией Зерноградского района в 2017 году были установлены и исполнены расходные обязательства по выплате денежных вознаграждений гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин Зерноградского района» и награжденным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом», которые не связаны с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Так, в ходе проверки установлено, что вопросы местного значения Зерноградского района определены в статье 3 Устава муниципального образования «Зерноградский район», принятого решением Собрания депутатов Зерноградского района от 31.05.2017 . Согласно указанной статье оказание социальной помощи и мер социальной поддержки не относится к вопросам местного значения Зерноградского района.

Согласно абзацу второму пункта 10 статьи 5 Устава органы местного самоуправления Зерноградского района вправе устанавливать за счет средств бюджета Зерноградского района (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету Зерноградского района на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно абзацу третьему пункта 10 статьи 5 Устава финансирование полномочий, предусмотренное настоящим пунктом, не является обязанностью Зерноградского района, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Устава за большой вклад в экономическое, социальное и духовное развитие Зерноградского района членам местного сообщества, гражданам Российской Федерации или других государства, имеющим выдающиеся заслуги перед районом, присваивается почетное звание и вручается нагрудный знак «За заслуги перед Зерноградским районом».

Согласно пункту 3 статьи 8 Устава порядок присвоения почетного звания и награждения нагрудным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом» устанавливается решением Собрания депутатов Зерноградского района.

Согласно подпункту 5.1 пункта 5 решения Собрания депутатов Зерноградского района от 26.08.2009 «О звании «Почетный гражданин Зерноградского района и нагрудном знаке «За заслуги перед Зерноградским районом» к обязанностям Администрации Зерноградского района было отнесено предусматривать в бюджете муниципального района на очередной финансовый год средства для выплаты денежных вознаграждений гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин Зерноградского района» и награжденным нагрудным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом».

Согласно пункту 2.15 Положения о порядке присвоения звания «Почетный гражданин Зерноградского района», утвержденного решением Собрания депутатов Зерноградского района от 26.08.2009 , лицу, удостоенному почетного звания выплачивается единовременное денежное вознаграждение в размере 10 000,00 рублей без учета на доходы физических лиц. Размер денежного вознаграждения индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального района из расчета 9 награждаемых.

Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению материалов на присвоение звания «Почетный гражданин Зерноградского района и награждение нагрудным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом» от 17.01.2017, а также пункту 1 постановления Администрации Зерноградского района от 03.02.2017 за большой личный вклад в социально-экономическое развитие Зерноградского района, высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд в 2017 году нагрудным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом» с выплатой денежного вознаграждения в размере 5 000,00 рублей были награждены 8 граждан Зерноградского района: ФИО10, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7.

Согласно пункту 2 постановления Администрации Зерноградского района выплата денежных средств должна была осуществляться Администрацией Зерноградского района за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального района на 2017 год.

Проверка показала, что вопросы, связанные с присвоением гражданам звания «Почетный гражданин Зерноградского района и награждением нагрудным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом», а также выплатой им денежного вознаграждения не отнесены к вопросам местного значения, определенным в статье 3 Устава.

Помимо этого, указанные вопросы не отнесены к вопросам местного значения муниципальных районов, на решение которых органы местного самоуправления имеют право в соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 .

Кроме того, в отношении указанных вопросов федеральными законами не было предусмотрено участие Зерноградского района в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений в соответствии со статьей 19 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Таким образом, Администрацией Зерноградского района были установлены расходные обязательства по выплате денежных вознаграждений гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин Зерноградского района» и награжденным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом», которые не связаны с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно решению Собрания депутатов Зерноградского района от 28.12.2016 «О бюджете Зерноградского района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» средства для выплаты гражданам Зерноградского района указанного денежного вознаграждения были предусмотрены в общей сумме 45 976,00 рублей с учетом на доходы физических лиц в сумме 5 976,00 рублей).

Общая сумма расходов на выплату гражданам Зерноградского района удостоенным звания «Почетный гражданин Зерноградского района» и награжденным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом» денежного вознаграждения согласно постановлению Администрации Зерноградского района от за 2017 год составила 45 976,00 рублей, что подтверждается реестром заявок на оплату расходов, подписанным заведующим отделом учета, отчетности и планирования расходов - главным бухгалтером Администрации Зерноградского района ФИО8, а также платежной ведомостью от 10.02.2017 на выдачу денежного вознаграждения, подписанной Главой Администрации Зерноградского района ФИО9.

В результате Администрацией Зерноградского района допущено нарушение требований, определенных пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 8 Областного закона от 26.12.2016 , в части недопущения устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

В целях реализации обязательств, принятых согласно подпункту 2.1.1.3 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 Соглашения от 07.06.2017 , распоряжением Администрации Зерноградского района от 26.06.2017 утвержден План мероприятий по отмене с 1 января очередного финансового года расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, областными законами к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (далее - План мероприятий).

Согласно подпункту 2.2. указанного Плана мероприятий срок внесения на рассмотрение Администрации Зерноградского района нормативных правовых актов Зерноградского района, направленных на отмену с 1 января 2018 года расходных обязательств, подлежащих отмене, направленных на отмену указанных расходных обязательств был определен до 01.10.2017. Однако, нормативный правовой акт, направленный на отмену расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией российской Федерации, федеральными законами, областными законами к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов - решение Собрания депутатов Зерноградского района от 26.04.2018 года «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Зерноградского района от 26.08.2009 «О звании «Почетный гражданин Зерноградского района и нагрудном знаке «За заслуги перед Зерноградским районом» вступило в силу 26.04.2018.

Таким образом, Администрацией Зерноградского района в 2017 году не выполнены обязательства, принятые согласно подпункту 2.1.1.3 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 Соглашения от 07.06.2017 в части обеспечения вступления в силу предоставления дотации муниципальных правовых актов, направленных на реализацию Плана мероприятий по отмене с 1 января 2018 года расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, областными законами к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

В ходе проверки установлено, что Администрацией Зерноградского района обращения с инициативой о внесении изменений в Соглашение от 07.06.2017 в случае невозможности выполнения обязательств, установленных пунктом 2.1 раздела 2 соглашения, вследствие обстоятельств, не зависящих от действий (бездействий) Получателя, в адрес министерства финансов Ростовской области в проверяемом периоде не направлялись.

С учетом изложенного нарушение Администрацией Зерноградского района обязательств, определенных подпунктом 2.1.1.3 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 Соглашения от 07.06.2017 а также требований, определенных пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 8 Областного закона от 26.12.2016 , в части установления и исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления повлекло нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, определенное пунктом 1 статьи 136 и статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Выявленный факт свидетельствует о наличии в действиях должностного лица Трембич О.В., замещающей в период с 01.01.2017 по настоящее время должность заместителя главы Администрации Зерноградского района - начальника финансово- экономического управления нарушения обязательств, определенных подпунктом 2.1.1.3 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 Соглашения от 07.06.2017 , а также требований, определенных пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 8 Областного закона от 26.12.2016 , что повлекло нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, определенное пунктом 1 статьи 136 и статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской федерации.

В судебном заседании Трембич О.В. свою вину в совершении административного правонарушения признала в полном объёме, с учётом впервые совершённого административного правонарушения просила не назначать ей наказание в виде дисквалификации.

Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрено наступление административной ответственности за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской. Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно статье 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации администрация как главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных названным Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, В соответствии со статьями 79, 79.1, 139 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, цели и условия предоставления, и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями поименованного Кодекса.

Согласно статье 306.8 Бюджетного Кодекса Российской Федерации Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Обстоятельства совершения Трембич О.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, и её вина в совершении данного правонарушения подтверждаются:

- протоколом об административном правонарушении;

- актом по результатам камеральной проверки от 21.03.2018;

- соглашением о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов из областного бюджета бюджету Зерноградского района от от 07.06.2017 и дополнительными соглашениями к нему;

- реестром заявок на оплату расходов от 20.04.2017 , от 04 05.2017 , от 02.06.2017 , от 15.06.2017 , от 05.07.2017 , от 11.07.2017 , от 02.08.2017 , от 23.08.2017 , от 06 09.2017 , от 19.09.2017 , от 04.10.2017 , от 18.10.2017 , от 03.11.2017 , от 15.11.2017 , от 06.12.2017 ;

- реестром ежедневных сводных ведомостей по кассовым поступлениям УФК по Ростовской области за 2017 год (форма );

- платежной ведомостью от 10.02.2017 на выплату денежного вознаграждения ФИО10, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7;

- Положением о порядке присвоения званий «Почетный гражданин Зерноградского района»;

- распоряжением Главы Администрации Зерноградского района Ростовской области от 15.03.2017 «О распределении обязанностей между Главой Администрации Зерноградского района Ростовской области и заместителями Главы Администрации Зерноградского района Ростовской области»;

- Постановлением Главы Администрации Зерноградского района Ростовской области от 03.02.2017 «О награждении граждан Зерноградского района нагрудным знаком «За заслуги перед Зерноградским районом».

Факт совершения должностным лицом – Трембич О.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Оценив все обстоятельства дела, считаю, что в действиях должностного лица – Трембич О.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, по признакам – нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

При назначении административного наказания учитываю характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности правонарушителя.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по делу не имеется.

Учитывая все обстоятельства дела, совершение правонарушения впервые, судья не усматривает оснований для назначения Трембич О.В. административного наказания в виде дисквалификации. В целях предупреждения совершения новых правонарушений как самой Трембич О.В., так и другими лицами, судья считает необходимым назначить Трембич О.В. административное наказание в виде административного штрафа.

Руководствуясь ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, ст.29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Трембич О. В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, по данной статье закона назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Административный штраф подлежит зачислению на счёт получателя платежа УФК по Ростовской области (Министерство финансов Ростовской области), <данные изъяты>.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение 10 суток со дня со дня вручения или получения копии данного постановления.

Судья Поляков Н.В.