ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-77/2021 от 09.03.2021 Краснокамского городского суда (Пермский край)

Дело № 5-77/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

(резолютивная часть от 04 марта 2021 года)

г. Краснокамск 09 марта 2021 года

Судья Краснокамского городского суда Пермского края Добрыднева Т.С., при секретаре Убайдовой Ю.К.,

с участием защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении главы администрации Краснокамского городского округа ФИО1Болдиной Я.Л., ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда Пермского края дело об административном правонарушении в отношении главы администрации Краснокамского городского округа ФИО1, <данные изъяты> привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут на основании распоряжения министра территориальной безопасности Пермского края ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка исполнения администрацией Краснокамского городского округа Пермского края ранее выданного предписания об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 21.05.2020 № 89.

В ходе проверки установлено, что ФИО1 - Глава городского округа - глава администрации Краснокамского городского округа Пермского края, являясь должностным лицом, не принял мер к выполнению пунктов 1, 3, 7, 8, 9, ранее выданного предписания об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ведущим консультантом отдела регионального надзора в области защиты от ЧС, управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности Пермского края составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что глава администрации Краснокамского городского округа ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации.

ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Защитник Болдина Я.Л. в судебном заседании с протоколом не согласилась, поддержала представленные письменные возражения. Указала, что в Краснокамском городском округе администрацией Краснокамского городского округа учреждено МКУ «Управление гражданской защиты, экологии и природопользование Краснокамского городского округа» (МКУ УГЗЭП), предметом деятельности которого является организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др. Таким образом, уполномоченным органом по исполнению предписания от администрации является МКУ УГЗЭП, в связи с чем глава городского округа не может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку не является субъектом административной ответственности по данному правонарушению. Полагает, что производство по делу должно быть прекращено.

Защитник ФИО8 в судебном заседании с протоколом не согласился, но пояснил, что ответственным за вопросы гражданской обороны и ЧС является глава администрации Краснокамского городского округа, поскольку только он решает вопросы, связанные с финансированием. Глава не бездействует, часть указанных недостатков в предписании удалось устранить, но из-за отсутствия финансирования не удалось полностью исполнить предписание.

Представитель административного органа Министерства территориальной безопасности Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что протокол составлен законно и обоснованно.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 статьей 19.5 КоАП Российской Федерации, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективной стороной данного административного правонарушения является нарушение срока исполнения предписания об устранении нарушения законодательства, то есть оно считается оконченным по истечении указанного в предписании срока.

Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела регионального надзора в области защиты от ЧС, управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности Пермского края ФИО7 проведена плановая проверка администрации Краснокамского городского округа по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. По результатам проверки выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что необходимо выполнить следующие мероприятия:

1.Не создана, не аттестована установленным порядком аварийно-спасательная служба и (или) аварийно-спасательное формирование для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Администрации Краснокамского городского округа создать аварийно-спасательную службу и (или) аварийно-спасательное формирование;

2.Не все члены эвакуационной комиссии прошли обучение. Администрации Краснокамского городского округа устранить нарушение.

3.Не создана местная автоматизированная система централизованного оповещения (МАСЦО), не выполняется Постановление Правительства Пермскою края № 731 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций Пермского края» (КСЕОН). Администрации Краснокамского городского округа устранить нарушение.

4.Не созданы и не содержится в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не заключены договоры (контракты) с поставщиками резервов. Администрации Краснокамского городского округа устранить нарушение.

5.Члены комиссии (ПУФ) не прошли обучение. Администрации Краснокамского городского округа устранить нарушение.

6.Отсутствуют функциональные обязанности на каждого члена комиссии (КЧС), не все члены комиссии (КЧС) прошли обучение. Администрации Краснокамского городского округа устранить нарушение.

7.Единая дежурно-диспетчерская служба Краснокамского городского округа с развёрнутое на ее базе системой вызовов экстренных оперативных служб через единый номер «112.» не соответствует нормативным требованиям в части штатной численности ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ-2016 от ДД.ММ.ГГГГ «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения». «Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования», утвержденное протоколом Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации Краснокамского городского округа устранить нарушение.

8.План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Краснокамского городского округа не согласован с ГУ МЧС по Пермскому краю. Администрации Краснокамского городского округа устранить нарушение.

9.План по предупреждению и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов на территории Краснокамского городского округа не согласован с ГУ МЧС по Пермскому краю. Администрации Краснокамского городского округа устранить нарушение.

Установлен срок для устранения нарушений – ноябрь 2020 года.

ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут на основании распоряжения министра территориальной безопасности Пермского края ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> проведена внеплановая документарная проверка исполнения администрацией Краснокамского городского округа Пермского края ранее выданного предписания об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что ФИО1 - Глава городского округа - глава администрации Краснокамского городского округа Пермского края, являясь должностным лицом не принял мер к выполнению пунктов 1, 3, 7, 8, 9, ранее выданного предписания об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

п. 1. Не создана аварийно-спасательная служба и (или) аварийно-спасательное формирование для ликвидации чрезвычайных ситуаций, (аттестованная аварийно-спасательная служба на право проведения аварийно -спасательных работ в установленном порядке.) Отсутствует выписка из реестра аварийно-спасательных служб и формирований;

п. 3. Местная автоматизированная система централизованного оповещения (МАСЦО), охватывающая 100 % населения при возникновении ЧС отсутствует;

п. 8 План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального района не согласован с ГУ МЧС России по Пермскому краю

п. 7 Единая дежурно-диспетчерская служба Краснокамского городского округа с развернутой на её базе системой вызовов экстренных оперативных служб через единый номер «112» не соответствует нормативным требованиям в части штатной численности ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ-2016 от ДД.ММ.ГГГГ «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», «Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования», утвержденное протоколом Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ

п. 9 План по предупреждению и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов не согласован с ГУ МЧС России по Пермскому краю.

Вина ФИО1 в совершении правонарушения подтверждается совокупностью доказательств: протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении; копией письма Министерства территориальной безопасности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ о направлении уведомления о проведении внеплановой проверки; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием от ДД.ММ.ГГГГ; копией предписания от ДД.ММ.ГГГГ; Уставом МКУ «Управление гражданской защиты, экологии и природопользования Краснокамского городского округа», иными собранными по делу доказательствами.

Не доверять указанным доказательствам у судьи нет оснований.

Действия ФИО1 суд квалифицирует по ч. 1 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации – невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Согласно п. 1.4 Устава МКУ «Управление гражданской защиты, экологии и природопользования Краснокамского городского округа» учредителем является муниципальное образование «Краснокамский городской округ». Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет администрация Краснокамского городского округа. Контроль за деятельностью Учреждения осуществляет Учредитель. (п. 1.12).

Передача полномочий по решению вопросов местного значения созданному Администрацией юридическому лицу МКУ «Управление гражданской защиты, экологии и природопользования Краснокамского городского округа» учредителем является муниципальное образование «Краснокамский городской округ» не влечет освобождение органа местного самоуправления от соблюдения установленных требований. Более того, контроль за созданным юридическим лицом находится в ведении Администрации Краснокамского городского округа; МКУ «Управление гражданской защиты, экологии и природопользования Краснокамского городского округа» учредителем является муниципальное образование «Краснокамский городской округ» является получателем средств бюджета Краснокамского городского округа, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы (п. 4.1 Устава).

Согласно п.1 ст.49 Устава Краснокамского городского округа Пермского края, утв. Решением Краснокамской городской Думы от 15.11.2018 N 45 (далее – Устав) Глава округа является высшим должностным лицом Краснокамского городского округа, возглавляет администрацию округа и наделяется настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу пп.11 п.1 ст.13 Устава к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В соответствии с пп.8 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.

Согласно ст.70 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

С учетом этого субъектом правонарушения является глава администрации Краснокамского городского округа, как лицо, осуществляющее общее руководство деятельностью Администрации Краснокамского городского округа по решению вопросов местного значения, поскольку законом обязанность по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа возложена именно на органы местного самоуправления, а не на создаваемые ими учреждения.

Смягчающих и обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, судом не установлено.

Судья учитывает, что у главы администрации Краснокамского городского округа имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но при этом им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и были допущены нарушения обязательных требований законодательства. С заявлениями о продлении срока исполнения предписания должностное лицо не обращалось.

В обоснование доводов о принятии конкретных мер по исполнению предписания представлена Дорожная карта создания и развития аварийно-спасательной службы Краснокамского городского округа на период 2021-2023 гг., докладная записка начальника МКУ «УГЗЭП» о том, что во исполнение дорожной карты МКУ «УГЗЭП» получено в безвозмездное пользование помещение по адресу: <адрес>. В помещении спланировано размещение Спасательной службы и ЕДДС. Ведутся работы по поиску подрядчика для проведения проектно-сметных работ на перепланировку помещения; в штатную численность МКУ «УГЗЭП» введены все ставки спасателя, внесены изменения в Устав МКУ. Нормативно-правовая база создаваемой службы находится на стадии разработки.

Также представлено Положение от 04.08.2020 «О создании местной автоматизированной системы централизованного оповещения».

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП Российской Федерации не пропущен.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Исходя из изложенного, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Административный штраф не может быть заменен предупреждением, поскольку согласно ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 КоАП РФ.

При назначении наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного ФИО1 правонарушения, а также данные о его личности, отсутствие отягчающих и смягчающих обстоятельств, принятие конкретных мер к исполнению предписания, полагает возможным назначить административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП Российской Федерации, судья

постановил:

Должностное лицо – главу администрации Краснокамского городского округа ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

По истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, оно вступает в законную силу и обращается к исполнению.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного взыскания в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Разъяснить ФИО1, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в вышеуказанный срок судья, вынесший постановление направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке. В соответствии с ч.5 ст. 32.2 КоАП РФ, в случае несвоевременной уплаты им штрафа, в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, он может быть подвергнут административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, наказание по которой предусматривается в виде штрафа, в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административного ареста на срок до 15 суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.

Штраф подлежит уплате по реквизитам: ИНН <***> КПП 590201001, УФК по Пермскому краю (Министерство территориальной безопасности Пермского края л/с <***>), р/с <***> банк – отделение Пермь г. Пермь, БИК 045773001, ОКТМО 57701000, КБК 86411690020020000140, назначение платежа: Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Судья Добрыднева Т.С.