Производство № 5 - 77/2021
Постановление
по делу об административном правонарушении
18 марта 2021 года р.п. Мокшан
Судья Мокшанского районного суда Пензенской области Устименкова О.В., с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, директора ООО "Очистные сооружения" ФИО1, представителя должностного лица административного органа - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Пензенской области ФИО2, рассмотрев материалы административного дела № 58RS0022-01-2020-000969-72 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Очистные сооружения", ФИО4, №, юридический адрес: <адрес>,
установила:
ООО "Очистные сооружения" допустило нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, сточные воды сбрасываются недостаточно очищенными и не соответствуют нормативам допустимого сброса для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение.
Как следует из протокола об административном правонарушении, составленным государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО2, от 20 октября 2020 года № ИЕ - 02-130/2020 от 20.10.2020 при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования в акватории р. Мокша от моста на трассе М-5 "Урал" в р.п. Мокшан Пензенской области до моста перед с. Симбухово на трассе М-5 "Урал" в 350 м на северо-запад от очистных сооружений, находящихся по адресу: <адрес>, было выявлено нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, а именно: была обнаружена труба, ведущая в сторону очистных сооружений, из которой в <адрес> сбрасываются сточные воды (географические координаты выпуска - 53°27" северной широты, 44°34" восточной долготы). Сточные воды сбрасываются недостаточно очищенными и не соответствуют нормативам допустимого сброса для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение. В соответствии с договором аренды от 24 сентября 2013 года № 1 ООО "Очистные сооружения" арендует у администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области недвижимое имущество: очистные сооружения, находящиеся по адресу: <адрес>, срок аренды - 15 лет (24 сентября 2013 года - 23 сентября 2028 года). Решением Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области от 4 апреля 2019 года N 58-09.01.02.001-Р-РСБХ-С-2019-00753/00 водный объект (река Мокша) был предоставлен в пользование ООО "Очистные сооружения", на срок до 25 февраля 2024 года. Согласно данному решению, OOО "Очистные сооружения" осуществляет сброс сточных вод: в р. Мокша (координаты выпуска - 53°27" северной широты, 44°34" восточной долготы).
В суде законный представитель ООО "Очистные сооружения" ФИО1 вину не признала. Суду пояснила, что с протоколом она не согласна, о том, что будут отбираться пробы с выпуска сточных вод с ООО "Очистные сооружения в р. Мокша она уведомлена не была. Лично при отборе проб не присутствовала, где именно взяты пробы ей неизвестно. Какая именно тара использовалась для отбора проб ей не известно. Судя по результатам анализов превышение нормативов имеют место быть в самой р. Мокша, т.к. показатели в р. Мокша выше сброса на 500 м гораздо выше, чем в месте сброса. Трубы ООО "Очистные сооружения" в р. Мокшан нет, она не входит в р. Мокшан, а входит в старое русло р. Мокша. Полагает, что не было никакого рейда, а проверка была именно в отношении ООО "Очистные сооружения". Акт осмотра и протокол не могут быть признаны допустимыми доказательствами. Координаты отбора проб указаны неверно.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской области государственный инспектор ФИО2 суду пояснил, что 26.08.2020 при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования в акватории р. Мокша от моста на трассе М-5 "Урал" в р.п. Мокшан Пензенской области до моста перед с. Симбухово на трассе М-5 "Урал" в 350 м на северо-запад от очистных сооружений, находящихся по адресу: <адрес>, было выявлено нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, а именно: была обнаружена труба, принадлежащая ООО "Очистные сооружения", на выпуске из трубы и из реки взяли пробы. В результате исследований было установлено, что Сточные воды сбрасываются недостаточно очищенными и не соответствуют нормативам допустимого сброса для водных объектов. По данному факту им составлен протокол. Полагает, что вина ООО "Очистные сооружения" установлена и имеются основания для привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно статье 5 ВК РФ водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам.
В силу статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) компоненты природной среды, к числу которых относятся поверхностные и подземные воды, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Согласно части 4 статьи 35 ВК РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Управлением Росприроднадзора по Пензенской области в период с 26.08.2020 по 26.08.2020 проведен осмотр (л.д. 11-17).
26 августа 2020 года сотрудниками филиала "ЦЛАТИ по Пензенской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" были отобраны пробы сточных и природных вод из р. Мокша (на выпуске сточных вод в водный объект, 500 м выше выпуска, 500 м ниже выпуска).
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды N 1377К.375/1 от 11 сентября 2020 года, на выпуске сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол, - в 5,5 раза; по ХПК - в 2,7 раза; по нитрит-иону - в 3,3 раза; по нефтепродуктам - в 2,1 раза; по фенолу - в 2,8 раза; по железу - в 3 раза; по марганцу - в 8,2 раза; по меди - в пределах погрешности.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды N 1377К.375/2 от 11 сентября 2020 года, на 500 м выше выпуска сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол - в 2,4 раза; по нитрит-иону - в 2,8 раза; по фенолу - в 3,6 раза; по железу - в 3 раза; по марганцу - в 8,2 раза; по меди - в пределах погрешности, по цинку - в 2,5 раза.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды N 1377К.375/3 от 11 сентября 2020 года, на 500 м ниже выпуска сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол - в 2 раза; по нитрит-иону - в 1,6 раза; по фенолу - в 10,2 раза; по железу - в 3 раза; по марганцу - в 7,9 раза; по меди - в пределах погрешности, по цинку - в пределах погрешности.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды N 1408К.376/1 от 11 сентября 2020 года, на выпуске сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол, - в 4,8 раза; по ХПК - в 2,6 раза; по нитрит-иону-в 2,7 раза; по нефтепродуктам - в 1,9 раза; по фенолу - в 3,1 раза; по железу - в 2,7 раза; по марганцу - в 5,9 раза; по меди - в пределах погрешности.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды N 1408К.376/2 от 11 сентября 2020 года, на 500 м выше выпуска сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол - в 2,5 раза; по нитрит-иону - в 2,7 раза; по фенолу - в 3,4 раза; по железу - в 2,7 раза; по марганцу - в 5,9 раза; по меди - в пределах погрешности, по цинку - в 2,5 раза.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды N 1408К.376/3 от 11 сентября 2020 года, на 500 м ниже выпуска сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол - в 2 раза; по нитрит-иону - в 1,6 раза; по фенолу - в 10,3 раза; по железу - в 2,7 раза; по марганцу - в 5,9 раза; по меди - в пределах погрешности, по цинку - в пределах погрешности.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды N 1409К.377/1 от 11 сентября 2020 года, на выпуске сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол - в 5,2 раза; по ХПК - в 2,7 раза; по нитрит-иону - в 2,8 раза; по нефтепродуктам - в 2 раза; по фенолу - в 3,3 раза; по железу - в 3,1 раза; по марганцу - в 8,6 раза; по меди - в пределах погрешности.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды N 1409К.377/2 от 11 сентября 2020 года, на 500 м выше выпуска сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол - в 2,5 раза; по нитрит-иону - в 2,8 раза; по фенолу - в 3,3 раза; по железу - в 3,1 раза; по марганцу - в 8,8 раза; по меди - в пределах погрешности, по цинку - в 2,4 раза.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды N 1409К.377/3 от 11 сентября 2020 года, на 500 м ниже выпуска сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол - в 1,8 раза; по нитрит-иону - в 1,6 раза; по фенолу - в 10,4 раза; по железу - в 3,1 раза; по марганцу - в 8,7 раза; по меди - в пределах погрешности, по цинку - в пределах погрешности.
Указанные заключения специалистов являются допустимыми доказательствами, в представленных протоколах анализа проб ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" и заключениях к ним содержатся сведения о фактическом содержании загрязняющих веществ в их сравнении с предельно-допустимой концентрацией.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии вины ООО "Очистные сооружения" также подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами:
решением Правительства Пензенской области о представлении в пользовании ООО "Очистные сооружении" водного объекта реку Мокшан (бассейн р. Ока) (л.д. 19-22);
приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Пензенской области от 25.08.2020 № 508-ОРД о проведении плановой выездной проверки ООО "Очистные сооружения" (л.д. 9-10),
плановым (рейдовым) заданием и актом планового осмотра № 0015-03-01/2020 от 27.08.2020 (л.д. 10, 11-17);
Как следует из материалов дела, 4 апреля 2019 года Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области вынесено решение N 58-09.0102.001-Р-РСБХ-2019-00753/00 о предоставлении в пользование ООО "Очистные сооружения" водного объекта - реку Мокша, сроком действия до 25 февраля 2024 года. Из пункта 7 данного решения следует, что данный водный объект предоставлен также для осуществления сброса очищенных хозяйственно-бытовых и производственных стоков с географическими координатами 53o27" северной широты, 44o34" восточной долготы. Таким образом, местом совершения правонарушения указано - место нахождения водовыпуска сточных вод в реку Мокша очистных сооружений, эксплуатируемых ООО "Очистные сооружения", с географическими координатами 53o27" северной широты, 44o34" восточной долготы.
Доводы ООО "Очистный сооружения" о том, что об отборе сточных проб общество не уведомлялось, представитель общества не присутствовал и не извещался об этом, что свидетельствует о существенных процессуальных нарушениях, несостоятельны.
Обследование территории (акватории) осуществлено государственным инспектором в области охраны окружающей среды 27.08.2020 в связи с плановым рейдовым заданием по обследованию водных объектов, факт административного правонарушения зафиксирован в соответствии с требованиями действующего законодательства, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов по смыслу ст. 27.8 КоАП РФ не производился. Оснований сомневаться в результатах осмотра не имеется.
В силу пунктов 1, 2 ст. 1 Закона № 294-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В пункте 6 ст. 2 Закона № 294-ФЗ указано, что под проверкой в смысле данного Федерального закона понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Таким образом, из буквального толкования положений ст. ст. 1, 2, 10 и анализа иных норм Закона № 294-ФЗ следует, что данный Федеральный закон распространяет свое действие и обязателен для применения соответствующими органами при организации и проведении проверок в отношении конкретных, то есть заранее известных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
25.08.2020 в Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Пензенской области поступила информация о сбросе сточных вод на время отключения электроэнергии без очистке в р. Мокшан в р.п. Мокшан Пензенской области.
26.08.2020 при проведении обследования территории (акватории) были зафиксированы вышеуказанные нарушения и установлено, что сброс осуществляет ООО "Очистные сооружения".
Таким образом, выездное обследование территории (акватории) производилось не в рамках проверки конкретного юридического лица по нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а в связи с поступившим сообщением в целях проверки соблюдения требований природоохранного законодательства.
В связи с этим, уведомление общества о выездном обследовании 26.08.2020, составление протокола осмотра в порядке ст. 27.8 КоАП РФ не требовались. Ни положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ни положения КоАП РФ в данном случае применению не подлежали.
Следовательно, оснований для признания данных доказательства недопустимыми, как полученных с нарушением закона, не имеется.
Изложенное свидетельствует о том, что ООО "Очистные сооружения" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании анализа исследованных доказательств, прихожу к выводу о том, что ООО "Очистные сооружения", будучи обязанное соблюдать требования законодательства в области охраны и использования водных объектов, при осуществлении деятельности, нарушило правила водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Принимая во внимание все обстоятельства совершенного административного правонарушения, учитывая отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, характер и степень общественной опасности правонарушения, полагаю возможным назначить ООО "Очистные сооружения" административное наказание, предусмотренное санкцией частью 1 статьи 8.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде административного штрафа в размере 85000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановила:
общество с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения" признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 85000 (восемьдесят пять тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель платежа: УФК по Пензенской области (Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям, л/с <***>), КБК 04811601081010014140, ОКТМО 56701000, номер счета банка получателя средств ЕКС: 401028100453700000047, номер счета получателя 03100643000000015500 банк получателя ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНЗА БАНКА РОССИИ/УФК по Пензенской области г. Пенза, БИК ТОФК 015655003, ИНН <***>, КПП 645001001.
Разъяснить ООО "Очистные сооружения", что в соответствии со статьей 32.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд непосредственно либо через Мокшанский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня получения либо вручения копии настоящего постановления.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>